Использование метода проектов во внеурочной деятельности
статья по технологии на тему

Представление педагогического опыта в организации проектной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Шакирова Рамиля Мидхатовна,

учитель технологии

Предмет Технология

Тема Использование метода проектов во внеурочной деятельности

Цель Представить педагогический опыт организации проектного обучения на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Аудитория   учителя, студенты

Метод проектов на уроках  не является новым и применяется давно. Под методом проектов в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта.Выполнение проектных и исследовательских работ стало важной  частью образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся и развивать такие черты характера как, любознательность,самостоятельность, развивать социальные навыки в процессе групповойработы, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, информационные, интеллектуальные,коммуникативные навыки.Согласно ФГОС основного образования в программах  по предмету «Технология» появился раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено самостоятельное выполнение школьниками нескольких творческих или проектных работ (индивидуальных или групповых)  в течение всего года обучения.Метод проектов может быть использован в рамках программного материала и во внеурочной деятельности  практически по любой теме.

Цель работы над проектом:  

- создание условий для расширения творческого и учебного потенциала обучающихся и личностного развития;

  - формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской     деятельности;

-формирование навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или  нескольких учебных предметов.

Задачи, решаемые в ходе проектирования:

- формирование умения достигать поставленной цели;

- формирование умения оформлять результаты проектной деятельности в виде продукта;

- формирование общих компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Учащиеся 5 класса выполняют проекты в процессе изучения разделов программы по технологии: оформление интерьера своего дома – «Интерьер  кухни», изготовление кулинарных блюд – проект «Воскресный завтрак», изготавливают швейные изделия, выполняют вышивку и аппликацию.Обучающиеся осваивают швейное оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт самостоятельной работы. В 5 классе обучающиеся посещают кружки по рукоделию и начальному техническому творчеству, где также учатся выполнять творческие, исследовательские проекты. На данном этапе иногда выполняют проектную работу с помощью учителя  и родителей.

  В 6 - 7 классах идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий. Мы учимся оценивать работу,обосновывать  свой выбор, просчитываем стоимость изделия, делаем рекламу. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки  делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т. е. осознанно, самостоятельно выполняют творческую работу.

В течение учебного года каждый учащийся 5-8  классов выполняет несколько проектов.Примеры  проектов, выполняемых вне уроков:

Исследовательские

Творческие

Социальные

1.Особенности ДПИ Татарстана

2. Качество воды

3. Определение качества продуктов органолептическим способом

4. Вредные и полезные растения в доме

1. Изделия из бросового материала.

2. Использование росписи  по ткани, стеклу в изделиях современного интерьера

3. Разработкаинтерьера твоего дома(изготовление макетов)

4. Бижутерия  для девочек (использование различных материалов и технологий)

5. Костюм королевы цветов(дизайн одежды).

6.Сказочный путешественник(изготовление костюмов для представлений)

1.«Дорогою добра»поделки для детей

2. Подарок маме

3.Экологические проекты

Какие универсальные учебные действия мы формируем у обучающихся посредством проектной деятельности?

Формирование УУД на уроках технологии и во внеурочное время в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы «Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом».

Этапы выполнения
проекта

Формируемые УУД

Характеристика этапа

1

Поисково-исследовательский: 

1.Выбор темы проекта

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи

Коммуникативные

Обсуждение, обоснование идеи проекта, аргументированная защита своего выбора.

Познавательные

Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

На этом этапе широко используем исследовательские методы: определение проблемы, задач исследования, разработка путей их решения, обсуждения методов исследования, аргументация выводов. 
Ученикамнужно ответить на вопросы: 
- какое изделие планируется разработать и изготовить? 
- для чего, кого оно предназначено? 
-какие потребности человека будут удовлетворены? 

-какие затруднения возникают при выборе темы или технологии изготовления изделия?
1. Составляем  план работы

2. Собираем, изучаем необходимую информацию (учебник, интернет)

2.Определение конечного результата (цель проекта)

Регулятивныепрогнозирование результата

Познавательные

Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности

Определяем критерии (характеристики), которым должно соответствовать проектируемое изделие

Обучающиеся выбирают посильный для себя проект, опираясь на свои физические, интеллектуальные, финансовые возможности.

3. Обсуждение и составление плана работы

Регулятивные

Определение последовательности проекта, составление плана и последовательности действий.

 Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Познавательныесамостоятелное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативныеобсуждение, консультация  с учителем

Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов

Личностные – самоопределение

Составление дизайн-спецификации.

Дизайн-спецификация – это перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя. 
- Что это за изделие?
- Для кого предназначено? 
-Функциональное назначение 
-Из какого материала выполнены?
-Внешний вид (стиль, цвет, отделка) 
-Какие дополнительные материалы будут  использоваться? 
-Инструменты и приспособления 
-Сложность изготовления (способы изготовления) 
-Какие требования охраны труда необходимо соблюдать при изготовлении? 
- Ориентировочная стоимость 

4. Сбор информации

Познавательныепоиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности и решение проблем творческого и поискового характера

Коммуникативныеобсуждение, консультация  с учителем

Банк идей. Исследование вариантов конструкции изделия, свойств материалов, их прочности, доступности, возможности обработки в условиях мастерских, технологии изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки. 
Представляется разработка вариантов решения проблемы. 
По каждому варианту дается: 
• эскиз,  чертеж, 
• необходимые пояснения по конструкции, материалам, видам обработки. 
Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия. 
Делается вывод - обоснование выбранного вариант . На этом этапе применяется дизайн-анализ нескольких, наиболее вероятных  вариантов изделия.

2

Технологический

 1.Изготовление изделия

Регулятивныепоиск новых решений возникающих технических или организационных проблем

Познавательные моделирование технологических процессов; выбор наиболее эффективных способов решения задач.

На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством учителя, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования.

2.Оформление проекта

Познавательные самостоятельное создание деятельности и решение проблем, рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений.

Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

Коммуникативные обоснование своей точки зрения

В пояснительной запискеучащиеся представляют: 
-эскизы, рисунки; 
-чертежи, шаблоны, лекала, схемы; 
-подбор материалов;  инструментов и оборудования; 
-инструкции по охране труда; 
-технологические, инструкционные карты. 

3

Заключительный

1. Оценка проекта

Регулятивные саморегуляция, самооценка

Коммуникативные

Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги

Умение слушать и вступать в диалог

Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия;

На этом этапе происходит оценка качества проекта (изготовление объекта труда). 
1. Экономическая оценка проекта 
2. Экологическая оценка проекта 

3. Анализ результатов выполнения проекта, испытание его на практике, защита перед аудиторией (классом). 
При защите проекта учащиеся предоставляют материалы, отражающие все этапы работы над проектом: дизайн-папку,  изделие. 
Анализируя свою работу, учащиеся отвечают на вопросы: 
-Правильно ли сформулирована задача? 
-Было ли исследование хорошо спланировано? 
-Разнообразны ли были идеи? 
- Правильно ли был сделан выбор? 
-Хорошо ли был спланирован процесс изготовления? 
-Соответствует ли изделие запланированному варианту? 
-Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
-Что могло бы быть выполнено иначе, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие? 

Проектная технология позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как технология обучения, более тесно связанная с жизнью, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся во внеурочной деятельности. Выполняя проекты, дети учатся искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные знания по технологии и другим предметам.

  C:\Users\1\Desktop\рамиля\Фото Рамиля школа\интерьер\P1030414.JPG      C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1030435.jpg           

C:\Users\1\Desktop\рамиля\Фото Рамиля школа\P1020828.JPG   

                

      

                                 

Об уровне организации проектной деятельности  во внеурочной деятельности школы (кружок, подготовка к олимпиадам и конкурсам) можно судить по результатам  участия учащихся в олимпиадах по технологии, муниципальных и республиканских конкурсах:

  1. Участие в муниципальном туре олимпиады:

Победитель муниципальной олимпиады по технологии Коцарева Ирина 11 «А»2012 г

Призер ( 3 место) муниципальной олимпиады по технологии Мардиева Д. 8 «А» 2012 г

Призер (3 место) муниципальной олимпиады по технологии Зарубина В. 11 «А» 2013 г

Призер (4 место) муниципальной олимпиады по технологии Шишкина А. 8 «А»  2013 г

Призер (3 место) муниципальной олимпиады по технологии Мамонтова А. 8  «Б».  2014 г

Призер (7 место) муниципальной олимпиады по технологии Сысуева К.  7 «Б»  2015 г

Участник  (9 место)муниципальной олимпиады по технологии Бурганова Э.11 «А» -2015 г

  1. Призер (4 место) республиканского этапа олимпиады по технологии Коцарева И.- 11 «А» 2012 г

  1. Международный молодежный экологический конкурс «Экодизайн: экологическая сказка» 2015 г   Мамонтова Ангелина  8 «Б»Диплом 1 степени

Коцарева  Ирина11 «А»   Диплом 1 степени  

4)Фестиваль цветов , Конкурс «Королева Цветов»  Коцарева Ирина -11 «А» 4 место, Файзулина Лилия  11 «А» -3 место

       5) Международный конкурс-выставка «Рациональное использование отходов: экодизайн»2014, номинация экологическая мода, Зарубина Виктория 11 «А»- Диплом  1 место

      6)  Международный фестиваль детского творчества «Звезды нового века», Лауреат конкурса ДПИ Рябов Денис 5 «Б» -Диплом 2 место

     7)  Международный конкурс-выставка «Рациональное использование отходов: экодизайн»2014, номинация « Экологическая сказка»,  Шакирова А. – Диплом 1 место

      8) Международная выставка-конкурс юношеских творческих работ «Раскрась мечту» Шакирова А. – Диплом 3 место

     9) Республиканский фестиваль научно-технического творчества « Творчество рядом с нами» Кисапова Алина 6 «Б» 2016г – Диплом 3 степени.

Значение проектной деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования обучающегося.

        Значение проектной деятельности для учащихся заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.

Литература: . 
1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., И.А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И.А. Сасовой М.: Вентана-ГРафф, 2003,
2. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой . М., Вентана-Граф, 2003. 
3. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г. Технология 5-11 классы, проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2008

4. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/09/22/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh

5. Фотографии выполнены учителем  Шакировой Р.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе с целью развития компетентности личности.

Презентация опыта работы. Метод проектов обеспечивает связь школы с жизнью, развивает исследовательские возможности учащихся, активизирует интерес к познавательной деятельности. Помогает сформировать ...

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Научно-методическая работа «Особенности проектирования и организации внеурочной деятельности. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе» . Призёр районной научно-методич...

Статья "Метод проектов во внеурочной деятельности"

Текст данной статьи содержит полное теоретическое обоснование метода проектов, который является актуальным в сфере применения новых ФГОСов. А также заинтересующийся данной темой может на практическом ...

Мастер-класс «Метод проекта и внеурочная деятельность учащихся»

В педагогической практике метод проектов сегодня занимает ведущее место. Его можно рассматривать как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению результата, который можно ув...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Метод проектов во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа – это хорошая возможность использовать "метод проектов" для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем....