Корабль мечты, плывущий по океану знаний
методическая разработка по технологии на тему

Вихарева Елена Александровна

         Совсем недавно прошел частичный ремонт фасада школы по улице Советской.

На территории вокруг некогда были красивые клумбы  и цветники, сейчас пустая территория и строительный мусор.  Идея озеленения  появилась у нас при выборе социального проекта на уроке технологии. Объектом  деятельности   была выбрана пришкольная территория около фасада, т.к. она находится по главной улице поселка и привлекает внимание прохожих. Мы хотим восхищаться и любоваться красотой окружающей среды и можем внести свой вклад в эстетическое оформление территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_korabl_mechty_5-6_kl_-2014g.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»

Немского района Кировской области

«Красивая школа»

Эстетическое оформление                                            пришкольной территории.

Корабль мечты, плывущий по океану знаний

   

                                                                      проект разработан

                                                                      и   реализован  учащимися5а,

                                                                      6а,б,в класса

                                                                      под руководством

                                                                      Вихаревой Е.А. учителя технологии                                                                                                                                                                

                                                                      Мартыновой Т.А. учителя рус. языка        

                                                                      Овечкиной М.Л.  учителя  рус.языка

                                                                      Шулятьевой Г.Г.  учителя географии

Пгт.Нема 2014г.

Актуальность темы

         Совсем недавно прошел частичный ремонт фасада школы по улице Советской.

На территории вокруг некогда были красивые клумбы  и цветники, сейчас пустая территория и строительный мусор.  Идея озеленения  появилась у нас при выборе социального проекта на уроке технологии. Объектом  деятельности   была выбрана пришкольная территория около фасада, т.к. она находится по главной улице поселка и привлекает внимание прохожих. Мы хотим восхищаться и любоваться красотой окружающей среды и можем внести свой вклад в эстетическое оформление территории.

Гипотеза

 Если будет разработан   и реализован  проект по озеленению территории, то это позволит улучшить условия отдыха учащихся, и приучит их бережно относиться к природе, любить свою малую Родину.    

Из этого была определена

Цель   проекта - создание эстетически и экологически привлекательного пространства, улучшение экологической обстановки  на  территории за счет зеленых насаждений и цветов с целью  воспитания трудолюбия, любви к своей родине, бережного отношения к природе,  развития творческих способностей учащихся и реализации принципа практико-ориентированного обучения

И выделены  задачи:

1) озеленение территории школы - конкретный вклад в благоустройство школьной территории;

2) способствовать формированию активной жизненной позиции по отношению к экологическим   проблемам своего района;

3) способствовать формированию  эстетического отношения к окружающей среде;

4) закрепить и обобщить на практике теоретические знания о ландшафтном дизайне, агротехнике растений; развивать практические  навыки и умения ухода за декоративными растениями;

5) способствовать развитию трудового, нравственного воспитания;

6) способствовать развитию навыков проектирования (постановки цели и определения задач, выявления проблемы и поиска путей решения, сбора и анализа информации, формулирования выводов и убедительного представления результатов, стремление получать конкретные знания, создавать  конкретные продукты своей деятельности).

                                                                   Тип проекта

     Практико-ориентированный, межпредметный (технология, биология, проектная деятельность).

                                    Время реализации проекта - среднесрочный:

Организационно- аналитический:  март-апрель 2014года;

технологический: май-июль 2014 год;

контрольно-оценочный: август  2014 года.

Субъекты проекта: учащиеся 5а,6а,б,в   классов, педагоги

Руководители проекта: Вихарева Е.А., учитель технологии

МартыноваТ.А. учитель рус. языка, Овечкина М.Л.  учитель  рус.языка

 Шулятьева Г.Г.  учитель географии

                                           Ожидаемый результат:

■ Создание эстетического и экологического  пространства для учащихся;

■ Повышение социальной активности учащихся;

■ Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в ходе совместной деятельности по преобразованию территории;

■ Повышение авторитета школы и участие в конкурсе «Красивая школа» среди образовательных учреждений района;

■ Расширение знаний и умений по способам оформления ландшафта, ухода за растениями, по проектной деятельности;

■ Повышение интереса к преобразовательной деятельности и творческой активности, воспитание чувства ответственности за свое решение;

  ■ Изучение,  обобщение  и распространение передового опыта работы в области эстетического оформления  в образовательном учреждении;

                                            Ресурсное обеспечение проекта:

Внутренние ресурсы:    уроки технологии, изо, ОПД, биологии.

  Материальная база пришкольного участка МКОУ «СОШ пгт.Нема»    

Финансовая помощь родителей  в приобретении семян, грунта для рассады, плодородной почвы, бордюров для клумб.

                                  Характеристика приоритетной деятельности:

Организационно-аналитическая, исследовательская, практическая.

                                     Механизм реализации проекта:

1.  Организационный  этап

а) Выбор и анализ проблемы:

б) постановка цели и задачи проекта

в) создание рабочей творческой группы (ученики, учителя, родители);

г) выбор направлений деятельности (отдельной зоны)

2. Аналитический   этап    - групповая работа по отдельным зонам.

а) анализ существующего положения: Лучшим способом выявления социально значимой проблемы учащиеся сочли экскурсию по территории, в ходе которой обратили внимание на места предполагаемых мест озеленения. Составили план-схему места у фасада, определили наиболее подходящие места по плодородной почве, затененности участка, разделили территорию по классам

б) опрос общественного мнения:    Проанализировали готовность общественности, родителей принять участие в проектной  деятельности.

2.1.          Проведение социологического опроса; Анкетирование, беседы с заинтересованными лицами убедили участников проекта в правильности решения относительно темы проекта. Большинство опрошенных желает изменений эстетического оформления около школы.

2.2.          Информирование родителей;

3. Поисково-конструкторский этап –

а) изучение аналогов оформления ландшафта:

Была изучена литература ,  материалы и ресурсы Internet по темам «Ландшафтный дизайн» и «Дизайн парка» и выполнены презентации по проблемам озеленения.

В ходе исследовательского этапа были рассмотрены вопросы:

1.Что такое ландшафтный дизайн и каково его назначение?

2.Стили ландшафтного дизайна.

3.Виды цветников.

4.Характеристика цветочно-декоративных культур, правила их агротехники и ухода.

5.Выращивание цветочно-декоративных культур.

  •  Особенности агротехники цветочно-декоративных культур, их характеристики.
  • Определение качества семян, подготовка необходимого посевного или посадочного материала.
  • Выбор инструментов, разметка гряд в соответствии с планом,  выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост), посев и посадка культур.
  • Уход за растениями: полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление удобрений, подкормка растений, наблюдений за развитием растений.

3.1 Изучение литературы по созданию ландшафтного дизайна.

   Работа первой группы  началась  с размышлений о том, что в участок около фасада школы должен быть красивым, комфортным, ярким за счет цветов и растений. В начале проекта необходимо  было определиться  с общим стилем оформления. Ребята отправились в библиотеки, самые «продвинутые» – в Интернет. В итоге они добыли массу информации об искусстве озеленения территории.

      3.2.  В начале проекта необходимо определиться и с общим стилем. Выбор стиля зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров)

 Итак, мы узнали, что, искусство озеленения существует с древних времен, и у него сложились свои формы и законы. По этим законам создаются сады, парки, скверы. А лучшим украшением каждого из них, как правило, становится цветник. Мы так же выяснили, что цветники бывают в виде клумб, бордюров и солитеров.

3.3.  Клумбы. Это небольшие цветники геометрической формы.

Бордюры или рабатки  – так называют цветники, которые представляют собой сравнительно узкую полоску из цветов. Ширина предполагаемой полоски, располагающейся вдоль асфальта перед школой  - 40 см.

Солитеры. Так называются одиночные посадки цветочных или декоративно-лиственных видов. Для таких посадок подходят крупные растения с красивыми листьями, либо с красивыми цветами или соцветиями. Солитеры позволяют разнообразить горизонтальное пространство.

Вывод: Мы решили выполнить несколько клумб на подходящей для этого территории в тематическом  стиле, т.к. он получил больше голосов.

3.4. выбор варианта  оформления выбранной зоны и его обоснование (эстетическое, агротехническое, экономическое)

Эскиз плана местности с предполагаемыми клумбами имеется в приложении.

   Вторая группа составляла эскизы оформления. Был объявлен конкурс рисунков  на лучшую клумбу. В Интернете ребята нашли и фотографии оформления клумб, но они были слишком сложны для начинающих декораторов. После изучения территории и выполнения схемы, выбрали места для клумб в наиболее освещенных местах с мягкой почвой.

Мы решили, что у нас будут тематические клумбы

  • Остров - начало пути
  • Золотая рыбка
  • Корабль мечты
  • Кит
  • Дельфины
  • Волны
  • Остров удачи

Выбрали цветочное сочетание в оформлении отдельных  клумб по колеру, размеру, периоду цветения. Ограждения клумб решили не выполнять, кроме «корабля» Его оформили с помощью плиты, оставшейся от ремонта школы(доступный материал, есть в наличии).

3.5.  Подбор  растений  для оформления территории и определение  агротехнических  приемов  выращивания предлагаемых растений.

Для озеленения клумб подойдут неприхотливые к почве и влаге, теневыносливые цветочные культуры, желательно многолетние или  размножающиеся самосевом, недорогие, т.е.  экономически целесообразные.

 Исходя из рекомендаций, определенных первой группой  и наших возможностей мы выбрали следующие растения и определили агротехнические возможности их выращивания.

Растения, рекомендуемые для оформления цветников:

1. Бархатцы

2.Астры

3. Петуния

4. Цинния

5. Агератум

6. Кохия

7. Космея

8. Ипомея

3.6. Экономический расчет: Чтобы воплотить проект необходимо подсчитать материальные затраты. Мы составили вот такую смету затрат на проведение проекта:

Необходимые материалы

Стоимость

ресурсы

1

2

3

4

5

Грабли(10штук)

Лопаты штыковые(12 шт.)

Лейки (10штук)

Ведра (10 штук)

Носилки(3 штук)

материальная база пришкольного участка школы, семейные ресурсы

  5

  6

  7

Семена цветов

Грунт для рассады

ящики для рассады

помощь родителей

школьный ресурс

  8

  9

 10

 

Песок

Плодородная земля

Материал для бордюра

помощь родителей

Итого

Инвентарь использовали школьный. Требовалась сумма для приобретения цветов и грунта, почвы для клумб. В этом нам помогли родители, также мы рассчитывали на свои силы и общественность. Ребята  заинтересовали своей идеей родителей. Они согласились выделить дома место под цветочную  рассаду,  дали деньги на семена цветов. Многие принесли готовую рассаду к посадке.

                                 Рефлексия промежуточных этапов работы:

Встреча участников проекта с представителями администрации школы

Презентация своего варианта оформления выбранной зоны с целью выявления общественного мнения, координации реализации проекта.

Результат: получены одобрение, конструктивная критика  идеи проекта, рекомендации и полезные советы  по реализации проекта.

На основании выявленных результатов внесли коррективы в дальнейшую работу по проекту. 

 4.Технологический этап проекта

Технологическая последовательность  выполнения проекта 

 «Корабль мечты, плывущий по  океану знаний»

       Содержание деятельности

Срок

Результат

                                                          1. Организационный этап

   Выбор и анализ проблемы, Утверждение темы проектной    деятельности

          март

  Лекция «Проектная деятельность»,       методические разработки

тема, цели, задачи

   Организация творческой группы по теме проекта.

   Определение целей и задач проекта

 выбор направлений деятельности

                                                          2.Аналитический этап

   Анализ территории и разработка чертежа участка;

Определение «проблемных» и теневых зон.

 Проведение социологического   опроса

март

план-схема

анкетирование

                                                          3. Поисково-конструкторский  

  изучение аналогов оформления ландшафта

    конец      марта

 презентации «Ландшафтный дизайн»

   Выбор цветочно-декоративных культур

 Выбор и проектирование сопутствующего цветочного оформления.

      конец      марта

 презентации

 «Клумбовые растения»

   Выполнение эскиза дизайна участка.

 апрель

конкурс «Эскиз ландшафтного дизайна»

   Выполнение сметы

экономический расчет

апрель

Отчет-смета

   Рефлексия промежуточных этапов работы

апрель

встреча с представителями администрации

                                                               4. Технологический этап

   Проведение акции «Делай добрые дела».

 май

Уборка территории

 учащиеся школы

Подготовка почвы в выбранной части газона для посадки (перекопка на штык лопаты, очистка от сорняков, внесение песка, листового перегноя, комплекса минеральных удобрений).

  май

 Подготовка почвы

     Создание плодородного слоя земли

 май

 Плодородная земля

    Работа по созданию  клумбы,  Размещение клумб

 май

 Клумбы

   Выращивание рассады

   конец марта-апрель

  рассада

акция «Цветок для клумбы»

   Высадка рассады

 май

  клумбы

   уход за клумбами: полив, рыхление, прополка.

 Уход за всей территорией школы (мусор)

июнь-август

  клумбы

Идея с проектом возникла в марте, времени на раздумья не было,   и мы сразу включились  в работу. Выполнили организационно-аналитический этап, исследование аналогов оформления  и видов цветочных культур. Купили на средства посадочный материал, подготовили  грунт для рассады, посеяли  в школе и дома семена. Стали ухаживать за всходами. Провели  общешкольную акцию «Делай добрые дела», результатом которой стала приборка территории около школы.

Было выбрано место для цветников. Составили  план цветника на бумаге, помня советы

1.Не увлекаться разнообразием декорирования рабаток, ограждений и т.д.

2.На участке соблюдать единый стиль оформления.

         3.Не увлекаться разнообразием цветов.

4.. Подбирать цветы не выше 30 см., чтобы клумба после дождя и ветра не выглядела неряшливо.

 В конце мая приступили к практическому этапу.

Проведена подготовка почвы, формирование плодородного слоя земли и разметка клумб.

 В конце мая, когда окончательно ушла угроза заморозков, высадили растения. К сожалению, часть цветов не взошла, часть цветов погибла после высадки на клумбы по причине жаркой погоды. Пришлось подсаживать имеющиеся у участников проекта цветы, поэтому возможно получится другая цветовая гамма от выбранной.

Учащиеся школы во время летней практики контролируют порядок на территории (прополка, полив,  уборка мусора).

 5. Контрольно-оценочный этап  (август  2014 года)

                       Самооценка проекта  и условий практической его реализации:

     Предлагаемый дизайн-проект преобразования участка  в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен и возможно его применение, так как:

 

  • не требует изменений площади и рельефа;
  • структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка;
  • сбалансированность и гармоничность новому участку могут придать дизайнерские находки, а также местные природные материалы;
  • не потребуются  дорогостоящие посадочные материалы, поэтому он экономически целесообразен;
  • внешняя привлекательность преобразованного участка даст возможность использовать его не только как место отдыха, но и в образовательных целях без нарушения общей экологической ситуации.

 

     Надо давать себе отчет в том, что любое преобразование, озеленение

 будет тормозиться в силу разных причин:

 

  • недостаток финансовых средств у школы, а также материальных и технических ресурсов;
  • условия роста цветов: климатические условия  и состав почвы, теневые зоны, не совпадение характеристики цветов с их  реальным видом;
  • низкая экологическая культура населения поселка.

 «Красота – это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом»                                    Делакруа

С этими словами философа Делакруа не возможно не согласиться. Выполнив исследовательскую работу, учащиеся  осознали,  что занятие ландшафтным проектированием и реализацией этих проектов на практике – это упорный труд, требующий специальных знаний, умений, эстетического вкуса, экологического творчества и художественных способностей.

В ходе практико-ориентированного проекта учащиеся  закрепили и обобщили на практике теоретические знания о ландшафтном дизайне, агротехнике растений; развивали навыки проектирования.  

А главное увидели конкретный результат своего труда, вклад в благоустройство: эстетически и экологически привлекательное пространство  около школы, преобразованный озелененный уголок отдыха.

   В заключении хотелось бы отметить то, что нашим педагогам удалось привить детям  чувство ответственности, трудолюбия, любви к своей родине, бережного отношения к природе.  Ведь если дети вырастят цветы сами, то они будут ценить свой труд и уважать труд других людей. И мы  не исключение. Нам  захотелось сделать небольшой уголок участка   ярче, красочнее, живописнее, приобщить к этому и остальных учеников школы. Вместе нам удалось  осуществить проект в реальность.

В ходе проекта мы научились общаться с людьми, слушать других людей. Взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в ходе совместной деятельности по преобразованию территории было плодотворным. Участвовали и дети, педагоги в данной работе (родители помогали в выращивании рассады)   Мы стали дружной, сплоченной  командой.

  Мы  считаем, что поставленные задачи работы реализованы, цель достигнута.

 

    Мы надеемся, что, увидев вместо непривлекательных газонов оригинальные клумбы, ухоженную территорию, где можно отдохнуть, многие научаться любоваться природой и бережно к ней относиться.

Таким образом, преобразованная  пришкольная территория решает воспитательные задачи обучения  в школе.

Эффективность:

Декоративный эффект в созданном месте проявится осенью после регулярного комплексного ухода за всеми элементами.

                                          Перспективы развития проекта:

    Осенью планируем заложить многолетние цветы -  нарциссы, тюльпаны, ирисы, лилии, флоксы. Т.к. данные культуры  экономически более выгодные, не требуют  ежегодного выращивания рассады.  

Планируем продолжить выбранную тематику, доработать ее, подобрать культуры, выполнить арт- объекты.

Список литературы:

Приложение:

1. Презентация «Корабль мечты, плывущий по океану знаний»

2. Идеи оформления

3. Эскизы клумб по классам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Путешествие по океану знаний"

Обобщающий урок математики по теме "Координатная плоскость". Проходит в форме игры - путешествия....

"Воздушный океан и его корабли" по программе "Начальное техническое моделирование"

Главная  цель занятия - формирование первичной мотивации детей  к  техническому творчеству. Это интересное занятие сможет провести любой, даже не подготовленный по данному профилю педаг...

День Знаний в 5 классе "Путешествие по океану Знаний"

Сценарий праздника, посвященный Дню Знаний. Развивает внимание, смекалку, формирует сплочение коллектива...

Публикация в СМИ "Пусть каждый построит корабль своей мечты.."

О работе кружка "Стендовое моделирование"...

Урок - размышление «Русь – корабль, перед ней океан ...»

Мы знаем, что в XV – XVI вв. под властью Москвы образовалось огромное государство. В ходе централизации русского государства на первый план выдвинулся вопрос: как управлять таким огромным государством...

Читательская конференция "Корабли мечты В.М. Мухиной-Петринской"

Мероприятие разработано для учащихся 7-9 классов.Читательская конференция - эта форма работы все реже и реже используется в школьных библиотеках для привлечения детей к чтению, так как  основой м...

Методические рекомендации по организации летнего отдыха в ЛДП "Корабль Мечты"

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Лагерь «Ко...