Урок в 5 классе по теме :Рецепты ВОВ. Из домашней кулинарной книги.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Дощатова Ирина Геннадьевна

Разработка урока технологии в 5 классе, в ссответствии с ФГОС. Тема урока: Рецепты Великой Отечнственной Войны. Из домашней кулинарной книги. Теоретическая часть урока сопровождается презентацией. Практическая часть работы вариативна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsepty_vov.docx145.42 КБ
Файл retsepty_vov.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по кулинарии для 5-х классов в соответствии с ФГОС второго поколения

 «Рецепты приготовления пищи  в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги»

Дощатова Ирина Геннадьевнаучитель технологии

Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии

Народная мудрость гласит: «Война — войной, а обед — по расписанию».

Тема урока: Рецепты приготовления пищи  в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги. 

Цель:  Изучение  рецептов приготовления пищи в годы Великой отечественной войны и изготовление блюда  по выбранному рецепту.

 Задачи:

Обучающие: Изучить  рацион питания солдат, ассортимент продуктов применяемых в военных условиях для приготовления пищи, способы приготовления пищи.

Развивающие:  развить навыки приготовления кулинарных блюд, навыки систематизации  знаний и применение теоретических знаний на практике, навыки коллективной работы.

Воспитательные: воспитывать патриотизм,  терпение, внимательность, культуру поведения, аккуратность.

Основные виды учебной деятельности на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;
  • выбор способов деятельности;
  • планирование организации контроля труда;
  • организация рабочего места;
  • выполнение  правил  гигиены учебного труда.

Познавательные УУД:

  • сравнение;
  • анализ;    
  • систематизация;      
  • практическая работа;  
  • усвоение информации с помощью компьютера;
  • работа со справочной и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.  
  • слушать и слышать собеседника, учителя;
  • задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

  • самопознание;
  • самооценка;
  • личная ответственность;
  • адекватное реагирование на трудности.

Основные ключевые понятия урока: рецепт, рацион питания, технология изготовления блюда.

Оборудование кабинета: рабочее место ученика и учителя, мульти-медиа аппаратура, компьютер, оборудование кухни, посуда, мойка.

 Предмет интеграции:  технология-история.

 Ход урока:

1.Вступление.

Тема урока: «Рецепты приготовления пищи  в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги».

  Память о тех грозных годах — гордость современных поколений за своих героических отцов и дедов и неутихающая народная скорбь об отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины — навсегда должна остаться в сердцах людей, живущих вместе в единой стране.

 Для подготовки к уроку вам было предложено найти информацию по заданной теме  из различных источников: интернет, печатные издания, опрос  или беседа с участниками ВОВ или их родственниками, и  подготовить её в одном из предложенных видов:  

  • Тематический доклад – выступление.
  • Мультимедийная презентация.
  • Буклет.
  • Кулинарная  Книга Памяти предков – участников Великой Отечественной войны и др.

2. Основная часть.

 Источник информации: http://dedugan530.livejournal.com/

  • Рецепт №1

«Кулеш» по рецепту 1943 года

     Мой дед прошел всю Великую Отечественную войну, служил в танковых войсках. Когда я был подростком, он очень много рассказывал мне о войне, о быте солдат и т.п. В один из теплых дней августа (год не помню) он приготовил мне «Кулеш», как он выразился «по рецепту 1943» года – именно таким сытным блюдом (для очень многих солдат – последним в их жизни) кормили танковые экипажи ранним утром перед одним из величайших танковых сражений II мировой войны – «Битве на Курской дуге» … А вот и рецепт:

   -  Берем 500-600 грамм грудинки на костях. Срезаем мясо, а косточки бросаем вариться на 15 минут в воду (примерно 1,5 - 2 литра).
Добавляем в кипящую воду пшено (250 –300 грамм) и варим до готовности.

Чистим 3-4 картошки, режем её крупными кубиками и бросаем в кастрюлю. На сковородке обжариваем мясную часть грудинки с 3-4 мелко порезанными головками репчатого лука, и добавляем в кастрюлю, варим еще минуты 2-3. Получается то ли густой суп, то ли жидкая каша. Вкусное и сытное блюдо.
       

  • Рецепт №2

                     «Макароны «балтийские» по-флотски с мясом»


   Со слов соседа-фронтовика-десантника по даче (боевой мужик! в здравом уме, в свои 90 лет по 3 км в день бегает, купается в любую погоду) данный рецепт активно использовался в праздничном меню (по случаю удачных сражений или побед флота) на кораблях Балтийского флота во времена Великой Отечественной войны:

      В одинаковой пропорции берем макароны и мясо (желательно на ребрышках), лук (примерно треть от веса мяса и макарон). Мясо отваривается до готовности и режется кубиками (бульон модно использовать на суп). Макароны отвариваются до готовности. Лук припускают на сковороде до «золотистого» цвета. Мясо, лук и макароны смешиваем, выкладываем на противень (можно добавить чуток бульона) и ставим в духовку на 10-20 минут при температуре 210-220 градусов.

  • Рецепт №3

                                     «Пшенная каша с чесноком

      Для каши нужны пшено, вода, растительное масло, лук, чеснок и соль. На 3 стакана воды берем 1 стакан крупы.

      Наливаем в кастрюлю воду, сыплем крупу и ставим на огонь. Поджариваем на растительном масле лук. Как только вода в кастрюле закипит, выливаем туда нашу зажарку и солим кашу. Она еще минут 5 варится, а мы тем временем очищаем и мелко режем несколько зубков чеснока. Теперь надо снять кастрюлю с огня, добавить в кашу чеснок, перемешать, закрыть кастрюлю крышкой и завернуть в "шубу”: пусть распарится. Такая каша получается нежной, мягкой, ароматной.
                                                     

  • Рецепт№4

                                               «Морковный чай»

     Очищенную морковь терли на терке, сушили и прожаривали (думаю сушили) на противне в духовке с чагой, после чего заливали кипятком. От моркови чай получался сладковатым, а чага давала особый вкус и приятный темный цвет.

  • Рецепт №5

                                                 Гречневая каша

    Обжарить лук на сале. Открыть тушенку. Перемешать жаренный лук, тушенку и гречневую крупу. Посолить, залить водой и варить помешивая до готовности.
                                                   

  • Рецепт №6

                «Пирог с гречневой кашей, жареным луком и грибами»

    А вот рецепт очень вкусного пирога, который во время войны очень часто готовили жители сельской местности Урала. В годы Великой Отечественной войны колхозы весь урожай отправляли на фронт. По карточкам давали минимум продуктов и люди выживали своим хозяйством. По праздникам, в деревне, где в то время проживала моя бабушка, делали пироги вот по такому рецепту:  готовили обычное дрожжевое тесто, варили практически до готовности рассыпчатую гречневую кашу. Свежие лесные грибы обжаривали с луком или тушили в воде до готовности, после чего остужали и смешивали с кашей. Делали пирог с очень тонкой верхней корочкой и выпекали. Пирог получается очень вкусным при условии, если предварительно сваренная каша получается рассыпчатой.

  • Рецепт №7

                                                  Гороховый суп

   

    С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку, закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка.

 Источник:  http://www.orenwiki.ru/index.php

Солдатский быт в годы Великой Отечественной Войны

Интервью с ветераном Великой Отечественной войны Михаилом Федоровичем ЗАВОРОТНЫМ

http://www.orenwiki.ru/images/e/ed/IMG_3772.jpg

Солдаты на обеде

-Михаил Федорович, можно ли говорить о какой-то упорядоченности в солдатском быту во время Великой Отечественной войны? 

- Солдатский быт можно разделить на несколько категорий, связанных с тем, где располагалась та или иная часть. Самые большие тяготы выпали людям, находящимся на передовой линии, - там не было никакого привычного умывания, бритья, завтрака, обеда или ужина. Есть расхожий штамп: мол, война войной, а обед по расписанию. На самом деле такого распорядка не существовало, а уж тем более не было никакого меню. В связи с этим приведу один эпизод. Перед войной я был курсантом первого Киевского артиллерийского училища, и когда начались боевые действия, нас стали выдвигать на передний край обороны украинской столицы. Мы остановились на привал в расположении какой-то воинской части. Там стояла полевая кухня, где что-то варилось. Подошел лейтенант в новом обмундировании со скрипучей портупеей и спросил у повара: «Иван, что сегодня будет на обед?». Тот ответил: «Борщ с мясом и каша с мясом». Офицер вскипел: «Что? У меня люди на земляных работах, а ты будешь кормить их борщом с мясом! Смотри у меня - чтоб было мясо с борщом!» Но такое было только в редкие дни войны. Надо сказать, что тогда было принято решение не дать врагу захватить колхозный скот. Его старались вывести, а где это было возможно, сдавали воинским частям. Совсем по-другому сложилась ситуация под Москвой зимой 1941-1942 гг., когда стояли сорокаградусные морозы. Ни о каком обеде речи тогда даже не шло. Мы то наступали, то отступали, перегруппировывали силы, и как таковой позиционной войны не было, а значит, невозможно было даже хоть как-то обустроить быт. Обычно раз в день старшина приносил термос с баландой, которая называлась просто «пищей». Если это происходило вечером, то был ужин, а днем, что случалось крайне редко, - обед. Варили то, на что хватало продуктов, где-нибудь неподалеку, так, чтобы враг не смог увидеть кухонного дыма. А отмеряли каждому солдату по черпаку в котелок. Буханку хлеба резали двуручной пилой, потому что на морозе он превращался в лед. Бойцы прятали свою «пайку» под шинель, чтобы хоть немного согреть. У каждого солдата в то время была за голенищем сапога ложка, как мы ее называли, «шанцевый инструмент» - алюминиевая штамповка. Но должен сказать, что она выполняла роль не только столового прибора, но и была своего рода «визитной карточкой». Объяснение этому такое: существовало поверье, что если ты носишь в брючном кармане-пистоне солдатский медальон: маленький черный пластмассовый пенал, в котором должна лежать записка с данными (фамилия, имя, отчество, год рождения, откуда призван), - то тебя обязательно убьют. Поэтому большинство бойцов просто не заполняли этот листок, а некоторые даже выбрасывали сам медальон. Зато все свои данные выцарапывали на ложке. И поэтому даже сейчас, когда поисковики находят останки солдат, погибших во время Великой Отечественной войны, их фамилии устанавливают именно по ложкам. Во время наступления выдавали сухой паек - сухари или галеты, консервы, но они по-настоящему появились в рационе, когда американцы объявили о вступлении в войну и стали оказывать Советскому Союзу помощь. Мечтой любого солдата, между прочим, были ароматные заокеанские сосиски в банках.

         3.Практическая работа: Приготовление гречневой каши с тушенкой.

Продукты: крупа гречнева-200 г, лук репка -1 шт., тушенка говяжья - 1 банка.

Оборудование и приспособления: плита, кастрюля, сковорода, разделочная доска нож.

 При выполнении практической работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с ножом и горячей жидкостью.

Технология приготовления:

1. Крупу перебрать, промыть в проточной воде. Залить водой в пропорции 1:3, подсолить, варить 40 минут.

2.Лук очистить, промыть, нарезать мелкой соломкой, обжарить на жире от тушенки.

3. В готовую кашу добавить лук, тушенку, перемешать.

4. Сервировать стол. Провести дегустацию.

4. Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

1.Рецепты военного времени можно использовать в современное время, где и когда?

2. Какие продукты пополняли запас витамин в военное время?

3. Почему в блюда часто добавляли чеснок и лук?

4. Почему наиболее часто  в рационе питания солдат использовались каши? Из чего они приготовлялись?

5. Заключение. Подведение итогов. Оценка  работы бригады. Уборка рабочего места.

Домашнее задание:  Приготовить блюдо по рецептам военного времени дома.

Инструкционная карта.

Приготовление гречневой каши с тушенкой.

Продукты: крупа гречнева-300 г, лук репка -1 шт., тушенка говяжья - 1 банка.

Оборудование и приспособления: плита, кастрюля, сковорода, разделочная доска нож.

 При выполнении практической работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с ножом и горячей жидкостью.

Технология приготовления:

1 . Вскипятить чайник с водой.

2. Крупу перебрать, промыть в проточной воде. Залить  водой в пропорции 1:3, подсолить, варить 40 минут.( на 300г крупы- 900 мл воды)

3.Лук очистить, промыть, нарезать мелкой соломкой, обжарить на жире от тушенки.

4. В готовую кашу добавить лук, тушенку, перемешать.

5. Сервировать стол. Провести дегустацию.

 Используя раздаточный материал найти ответы на вопросы:

1. Какие продукты использовались в полевой кухне в ВОВ?

2. Какие овощи наиболее часто использовались в пищу и почему?

3.Почему многие блюда готовились из крупы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработал: учитель технологии ГБОУ СОШ 2017 Дощатова И.Г. Москва 2013г Рецепты приготовления пищи в годы Великой Отечественной войны из домашней кулинарной книги.

Слайд 2

Народная мудрость гласит: « Война — войной, а обед — по расписанию».

Слайд 3

- Берем 500-600 грамм грудинки на костях. Срезаем мясо, а косточки бросаем вариться на 15 минут в воду (примерно 1,5 - 2 литра). Добавляем в кипящую воду пшено (250 –300 грамм) и варим до готовности. Чистим 3-4 картошки, режем её крупными кубиками и бросаем в кастрюлю. На сковородке обжариваем мясную часть грудинки с 3-4 мелко порезанными головками репчатого лука, и добавляем в кастрюлю, варим еще минуты 2-3. Получается то ли густой суп, то ли жидкая каша. Вкусное и сытное блюдо. Рецепт №1 « Кулеш» по рецепту 1943 года

Слайд 4

В одинаковой пропорции берем макароны и мясо (желательно на ребрышках), лук (примерно треть от веса мяса и макарон). Мясо отваривается до готовности и режется кубиками (бульон модно использовать на суп). Макароны отвариваются до готовности. Лук припускают на сковороде до «золотистого» цвета. Мясо, лук и макароны смешиваем, выкладываем на противень (можно добавить чуток бульона) и ставим в духовку на 10-20 минут при температуре 210-220 градусов. Рецепт №2 « Макароны «балтийские» по-флотски с мясом»

Слайд 5

Наливаем в кастрюлю воду, сыплем крупу и ставим на огонь. Поджариваем на растительном масле лук. Как только вода в кастрюле закипит, выливаем туда нашу зажарку и солим кашу. Она еще минут 5 варится, а мы тем временем очищаем и мелко режем несколько зубков чеснока. Теперь надо снять кастрюлю с огня, добавить в кашу чеснок, перемешать, закрыть кастрюлю крышкой и завернуть в "шубу”: пусть распарится. Такая каша получается нежной, мягкой, ароматной . Рецепт №3 «Пшенная каша с чесноком»

Слайд 6

Очищенную морковь терли на терке, сушили и прожаривали (думаю сушили) на противне в духовке с чагой, после чего заливали кипятком. От моркови чай получался сладковатым, а чага давала особый вкус и приятный темный цвет. Рецепт№ 4 «Морковный чай»

Слайд 7

Обжарить лук на сале. Открыть тушенку. Перемешать жаренный лук, тушенку и гречневую крупу. Посолить, залить водой и варить помешивая до готовности . Рецепт №5 Гречневая каша

Слайд 8

готовили обычное дрожжевое тесто, варили практически до готовности рассыпчатую гречневую кашу. Свежие лесные грибы обжаривали с луком или тушили в воде до готовности, после чего остужали и смешивали с кашей. Делали пирог с очень тонкой верхней корочкой и выпекали. Пирог получается очень вкусным при условии, если предварительно сваренная каша получается рассыпчатой. Рецепт №6 «Пирог с гречневой кашей, жареным луком и грибами»

Слайд 9

С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку , закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка. Рецепт №7 Гороховый суп

Слайд 10

Полевая кухня.

Слайд 11

Доставка пищи на передовую.

Слайд 12

При ё м пищи .

Слайд 13

Ответьте на вопросы. Рецепты военного времени можно использовать в современное время ? Г де и когда вы использовали бы эти рецепты?

Слайд 15

Источники информации: http :// dedugan 530. livejournal . com / http :// www . orenwiki . ru / index . php Солдатский быт в годы Великой Отечественной Войны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

9 класса по теме «Геометрическая прогрессия».Многовариантная домашняя работа.

Домашняя работа по теме "Геометрическая прогрессия"...

Конспект урока по английскому языку в 8-м классе по теме "Средства массовой информации. Роль телевидения, книг и компьютеров в нашей жизни"

Конспект урока по английскому языку в 8-м классе по теме "Средства массовой информации. Роль телевидения, книг и компьютеров в нашей жизни" ...