Поурочное планирование уроков СБО "Форма бращения к старшим и сверстникам в различных ситуациях (при встрече, при расставании)", 5 класс
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Миронюк Зинаида Николаевна

Предварительный просмотр:

СБО 5 класс                                                                Дата проведения:__________

Тема урока: Формы обращения к старшим при встрече и расставании. Формы обращения с просьбой, вопросом  к старшим.

Цель урока: закрепить и углубить правила о вежливости, учить детей употреблять различные формы словесной вежливости (при встрече, обращении с просьбой, вопросом)

Оборудование: материал инсценировок, презентация, словарные слова –культурный человек, скромность, этикет.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Обобщение теоретических сведений

1.Вопросы:

-Знаете ли вы, что значит быть вежливым?

-Какого человека вы считаете вежливым?

-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным? Почему вы так думаете?

2. Инсценирование стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет?»

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

-Извините, я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

-Извините, я немного опоздал.

-Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков.

-Извините, -шепчет Витя, - Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.

-Ребята, что бы вы ответили девочкам на поставленный вопрос?

3. Вывод: (с использованием презентации)

        Культура общения основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со времён средневековья эти правила именуются – этикетом.

         Этикет определяет. Как спорить, не задевая чувств собеседника; как вести себя за столом. Какие дарить подарки и так далее. Поэтому само знание правил этикета недостаточно для того. Чтобы считаться культурным человеком.

          В.А. Сухомлинский на первое место среди важнейших норм нравственности поставил именно уважение к человеку. Он писал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях.

           Знайте, что существует граница между тем, чего вам хочется, и тем, что можно.

          Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

4. Чтение и обсуждение стихотворения «Дорогие слова» А. Шибаева:

Дядя Саша огорчён. Рассказал он вот о чём…

-Видел Настю я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка

Настя ходит в пятый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова… (здрасте)

А слово-то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа…

Встреча грустная была!

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но представьте- зря от Вити

Ждал я слово… (извините…).

А слово-то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

-Экая досада.

Я портфель ей подарил, Вижу: очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну,  сказала бы (спасибо),

А слово-то какое – очень дорогое!

Вопрос: -Почему надо быть вежливым?

Вывод:

      Только к вежливому. Воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

       А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме, бабушке приготовить завтрак и накрыть стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб в аквариуме. Он не ленится почистить обувь и сходить в магазин за хлебом или молоком.

      Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях и готов им помочь. И это правильно: все люди помогают друг другу, трудятся друг для друга.

  1. Практическая работа. Употребление «вежливых слов» при общении.

Вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой, например. Просите папу починить велосипед.

1.Анализ речевой ситуации, описанный И. Кашежевой:

Через день мой день рожденья,

У меня есть предложенье:

Твержу  дяде Коле,

Прошу дядю Рому.

 Подружке по школе,

По классу шестому,

Шепчу тёте Рите.

Позвав её в угол:

«Вы мне не дарите, пожалуйста, кукол.

Подарите мне тигрёнка полосатого,

Удивлённого, смышленого, усатого!»

В школу нас бы провожал он

И с работы нас встречал бы,

Встречал дядю Колю,

Подружек по школе,

По классу шестому,

Встречать успевал бы

И маму и папу

И мне подавал бы по-дружески лапу.

«Подарите мне тигрёнка полосатого…»

-О каком радостном дне в жизни каждого человека напомнило это стихотворение?

(В этот день каждый мечтает получить что-то очень хорошее, интересное)

-Но подумайте, пожалуйста, вежливо ли просить приглашённых на твой праздник приносить определённый подарок (Говорить «Купите мне куклу, машину и т.д.»)

-Может быть, пусть подарок будет для тебя сюрпризом?

2.Вежливых слов. Которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много, и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них:

-С какими вежливыми словами вы встретитесь в стихотворении Л. Татьяничевой?

-Сколько просьб начинается с «Будьте добры»?

«Скажите, который час?»

«Прочтите, глаза у меня стары…»

«Будьте добры», «Очень прошу»

3.Разыгрывание речевых ситуаций:

а) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый журнал «Куклы Винксы»?

б) школьная буфет

Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;

в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались «Вежливыми словами» при обращении с просьбой.

4. Анализ текстов, в которых приводятся примеры употребления вежливых слов в процессе общения:

а) Послушайте стихотворение А. Барто.

-Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?

Друзья, вот вам на всякий случай стихи о школьнике одном:

Его зовут…, а впрочем лучше

Мы здесь его не назовём,

Ему бывает очень лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо «Здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свиданья»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощанье:

«Ну, я пошёл… пока! Всего!»

-Какие слова приветствия и прощания вы употребляете?

-Кого можно приветствовать словами «Здорово»!, «Привет!»?

-Кому вы можете сказать при прощании «Пока!»?

5. Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.

а) Ты идёшь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановились. Надо ли  поздороваться и тебе

б) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

в) С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в сквере, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

г) Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет»?

д) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович».

-Не скажите ли вы, какая допущена ошибка?

-А может быть всё в порядке?

  1. Итог урока.

Вы показали себя воспитанными детьми.

Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «вежливые слова».

Послушайте стихотворение Г. Остера и скажите, серьёзный или шуточный ответ даёт вам поэт. А может вы напишите стихотворение и в нём дадите серьёзный совет вашим друзьям? Попробуйте!

Если ты пришёл к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «Спасибо»

Никому не говори.

Отвернись м и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Вопрос:

-Какого человека можно считать Воспитанным?



Предварительный просмотр:

8 класс                             Дата проведения__________

Тема урока: Междугородний автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Заочная экскурсия на автовокзал.

ОБЖ. Транспортный терроризм.

Цель урока: дать представление о назначении междугороднего автотранспорта; познакомить с основными маршрутами, расположением мест в автобусе; формировать умение пользоваться схемой автобусных маршрутов, расписанием; покупать билеты, обращаться за справкой.

Оборудование: схема движения автобусов Краснодар - Медвёдовская, макет междугороднего автобуса и схема расположения мест в нём; образцы автобусных билетов на карточках, карточки «Служба вокзала».

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение теоретических сведений:

-Какие виды транспорта вы знаете?

-Какие из них можно использовать только в городской черте?

-Какими видами транспорта можно воспользоваться для междугородных поездок?

-Каким видом транспорта мы пользуемся, когда собираемся поехать в Краснодар?

  1. Изучение нового материала.
  1. Объявление и запись темы.
  2. Краткая беседа учителя.
  3. Работа со схемой движения междугородных автобусов:

-рассматриваем схему;

-находим свой город. Прослеживаем маршруты, которые через него проходят.

  1. Работа с расписанием (проводится параллельно со схемой).

-В какие населённые пункты ходят автобусы из Тимашевска?

-Определите какой пункт самый ближний?

-Какой пункт самый дальний?

-Как вы это узнали?

-Посмотрите

  1. Работа с макетом автобуса. Как вы думаете. Автобус какой марки перед вами? Рассмотрим схему расположения мест в автобусе:

-Сколько всего мест в автобусе?

-Какие места чётные или нечётные) у окон?

-Какие места возле прохода?

-Как вы думаете. Какие места удобнее?

-Чем удобнее?

  1. Работа с карточками, с образцами билетов на междугородные автобусы, ответы на вопросы, помещенные в карточках.
  2. Работа с карточками служб вокзала

-Где покупают билет?

-А если билет нужен не на сегодня, а через два дня?

-Где можно оставить вещи на некоторое время, если нужно отлучиться?

-Почему нельзя оставлять вещи у скамейки, надеясь на совесть сидящих?

-Где можно перепеленать грудного ребёнка?

-Где можно получить справку?

  1. Сюжетно-ролевая игра

Выставляются таблички с заданиями (Ситуациями). Школьники ищут самостоятельные решения.

  1. Обобщение по уроку.
  2. Итог урока.

№2

  1. Оргмомент.
  2. Вводная беседа с сообщением темы и задач экскурсии

Сегодня у нас экскурсия на автовокзал. Нам нужно будет узнать, автобусами каких маршрутов можно добраться до автовокзала, узнать расписание, расположение служб вокзала и предприятий бытового обслуживания на его территории; познакомиться с правилами пользования камерой хранения.

Вывешивая схему городских автобусных маршрутов, показываю остановку «Автовокзал». Определяем, какие автобусы нам подойдут.

  1. Повторение правил поведения в транспорте, общественных местах, правил дорожного движения для пешеходов.
  2. Собственно экскурсия

В ходе ее дети выполняют поручения переписать графики работы отдельных касс, номера автобусов, уточнить время работы камер хранения. Кафе.

  1. Заключительная беседа. Проводится уже в классе по итогам экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Поурочное планирование уроков математики в 9 классе

Всего - 5 часов, из них алгебра - 3 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Ю.Н.Макарычев и др.           геометрия - Л.С.Атанасян...

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г.

Поурочное планирование уроков английского языка во 2 классе по учебнику «Enjoy English 2 » , Биболетова М.З., 2010 г....

Календарно-поурочное планирование уроков английского языка по учебнику Кузовлева (7 класс, 2011 год)

Этот материал поможет составить планирование по новому учебнику для 7 класса...

Поурочное планирование уроков СБО,9 класс

В помощь молодым педагогам...

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе...