Мое видение проблем в преподавании черчения
материал по технологии по теме

В докладе освещены новые технологии в преподавании черчения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 010.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моё видение проблем в преподавании черчения


Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.

Работая по традиционной школьной программе “Черчение. 8-9 класс”, в течение последних лет я нахожусь в процессе поиска новых технологий, методик, их апробации и внедрения в учебный процесс. При этом мне пришлось столкнуться с рядом проблем:

– как обеспечить успешность в обучении каждому учащемуся?
– как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
– каким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность каждому ребёнку раскрыть себя и самореализоваться?
– как сделать процесс обучения личностно-ориентированным?
– как заинтересовать каждого ученика своим предметом?

          Меня как учителя беспокоит систематическое сокращение учебного времени на изучение черчения и необоснованное отношение к нему как к малозначимому.
Традиционный подход к преподаванию черчения также не делает его популярным среди учащихся.

Низкая активность учащихся на уроках черчения вызвана преимущественно объяснительно-иллюстративным методом обучения. Репродуктивный характер обучения уменьшает возможности развития самостоятельности мышления и действий учащихся. Между тем только тот объем знаний становится прочным достоянием ученика, который прошел через его самостоятельное осмысление.
Традиционный подход недостаточно способствует развитию технического мышления, без которого учащиеся не могут достичь успеха при изучении черчения.
Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя, поэтому в довольно большой степени затрудняется управление процессом усвоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Преподаватель не может достоверно знать, как "трансформируются" сообщаемые им сведения в сознании учащихся и с какими трудностями они встречаются.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточно отвечает современным требованиям развития образования, а, следовательно, не может оставаться ведущим.


        Выбор парадигмы обучения.


       Наиболее эффективным в преподавании своего предмета мне видится использование личностно-ориентированного подхода к обучению, важными принципами которого являются:

Опора на субъектный опыт учащихся;

Предоставление ученику свободы выбора при выполнении заданий;

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а в качестве важного средства развития, творческого потенциала учащихся;

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.


        В соответствии с этими принципами и выстроена моя система обучения черчению. Основная цель — это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
        Источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик.

Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, его возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные способы. Овладение способами учебной работы есть основной путь развития познавательных способностей.

Для развития познавательных способностей нужна такая образовательная технология, которая бы обеспечивала становление способов учебной работы через обучение (введение приёмов рационального выполнения учебных действий); контроль за процессом учения; оценку сложившихся у учеников способов учебной работы.
        Средства достижения этой цели:

– использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Процесс обучения должен быть ориентирован в первую очередь на выращивание такой цели.

– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
– поощрение учащихся за использование различных способов выполнения заданий, даже если они ошибочны;

– использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него формы предъявляемого учебного материала.
        При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения черчению я руководствуюсь следующими требованиями:
1. характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
2. изложение материала должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

3. учебный материал должен обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения учащихся;

4. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность его выбора;

5. необходимо стимулирование самостоятельного выбора и использования наиболее приемлемых способов изучения учебного материала;

6. в содержание дидактического материала (системы учебных заданий) должно входить описание приёмов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).
– оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
– поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

– создание обстановки для самовыражения ученика.

         Погружаясь на уроке в учебную среду, учащиеся имеют возможность организовать свою учебную деятельность. Я предлагаю своим ученикам работать по выбору с заданиями различного содержания, вида и формы. Дифференцированный подход создаёт ситуацию успеха в обучении и развития каждого ученика.
Для примера предлагаю задания разного уровня сложности.
Уровни сложности обозначены разными цветами для удобства подведения итогов и диагностики знаний по данным темам. Задания такого характера способствуют развитию познавательной активности учащихся. Для многоразового использования карточек-заданий рекомендую работать с калькой.

         Карточки-задания по теме “Разрезы. Правила выполнения разрезов”, “Проекции вершин, ребер и граней предмета” использую на этапе закрепления нового и повторения ранее изученного материала. Карточки позволяют осуществить контроль знаний и умений пользования алгоритмом работы, тем, насколько учащиеся умеют выполнять разрез для выявления внутреннего устройства предмета, пользуясь правилами выполнения разреза. Карточки-задания содержат три уровня сложности. Учащимся предлагается выбрать любое одно задание из трех и, соблюдая правила выполнения разреза, выполнить разрез. В зависимости от времени, данного на выполнение, учащиеся могут выбрать любое количество заданий.
       Эффективной формой организации учебной деятельности на уроке является работа в группах, так как она позволяет формировать коммуникативную и социальную компетентности. Для работы в группах я использую такие задания, как моделирование предмета по чертежу, конструирование, преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей по заданным ориентирам...
Для иллюстрации предлагаю карточки-задания для работы в группах по теме: “Сечения. Правила выполнения и обозначения сечений” для проверки знаний и умений по теме на этапе повторения ранее изученного материала.

    Задание:
1. Построить недостающее сечение.

2. Обозначить сечения.


      Рекомендации:

Для построения недостающего сечения можете выбрать и воспользоваться нужным шаблоном.

 

     Дифференцированные задания использую не только при изучении, повторении и закреплении учебного материала на уроке, но и для самостоятельной работы дома: даю домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень – обязательный (оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику).


       Второй уровень – дополнительный (его выполняют ученики, не испытывающие затруднений в усвоении материала).


      Третий уровень – творческий (особо сложные задания, требующие нестандартного подхода).

       Дифференциация домашних заданий повышает мотивацию учащихся к обучению: “Я знаю, как это выполнить, я справлюсь”.


      Создание таких психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».

Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....

Развитие навыков графического черчения и трехмерного видения предмета на уроках черчения

Развитие  навыков графического черчения и трехмерного  видения предмета на уроках черчения...

Алгоритмический метод преподавания черчения

Краткий обзор  алгоритма  метода преподавания черчения...

Меры предупреждения неуспеваемости в преподавании черчения

                               Тема выступления: «Меры предупреждения неуспеваемости в преподавании черчени...

международный круглый стол «Методика преподавания языка и литературы в школе. Современное видение», 2022 год (сертификат)

международный круглый стол «Методика преподавания языка и литературы в школе. Современное видение», 2022 год (сертификат)...