Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии
методическая разработка по технологии по теме

        Идея разработки возникла в связи с тем, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой объем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА РАБОТЫ:

Формирование и развитие познавательной

активности учащихся на уроках

технологии

                                                                                         

                                                                                                                                             

                                                                                                                                               

                                                                                                  Выполнила:

  Кочарян Наталья Бариевна,

учитель технологии МОУ гимназии№7 г. Волгограда

Волгоград

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение. Стр. 3-4

2. Мотивация учения. Стр.5-7

3. Проблемное обучение. Стр.8-10

4. ИКТ на уроках технологии. Стр.10-12

5. Решение технологических задач. Стр.12-13

6. Применение творческих заданий на уроках технологии. Стр.13

7. Заключение. Стр.14

8. Литература. Стр.15

«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети                                    в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему                                   легко, что трудно…Нужны разнообразные приемы и                                   методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П.Н.Чернов.

1.Введение.

        Идея разработки возникла в связи с тем, что  с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи  предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой оббьем информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в  интересной занимательной,   и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы  и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

               Поэтому основными задачами своей работы считаю:

1).Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса  к предмету на основе  активизации мыслительной деятельности  школьников в процессе обучения.                                                                                              2).Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей .                                                                                                       3).Формирование ИКТ  -    компетентности учащихся.                                    4).Возрождение желания ребенка учиться.

         Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:                                                                                                                      - повышение мотивации обучения.                                                                               - выполнение практических и творческих заданий.

- решение технологических задач.

- проведение уроков с применением ИКТ.

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр.

- осуществление межпредметных  связей.

- практическая направленность обучения.

- создание ситуации успеха.

- учет индивидуальных особенностей учащихся.

      Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».

         Моя разработка по формированию и развитию познавательной активности учащихся  на уроках технологии опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я.     (Теория проблемного обучения), И.С. Якиманской, Е.Н.Степановой (Личностно-ориентированное образование), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), Ю.К. Бабанского (Оптимизация учебно-воспитательного процесса).

Результативность:

- формируются такие качества, как  ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения  ученика;

- развивается  устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого;

2.Мотивация учения.

«Без мотива любая деятельность, в том числе и                                         учебная, никогда не будет эффективной.»

Э.М.Браверман.

         К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся  нет стойкого интереса к учебе. Причины здесь разные, и для нас, педагогов, все более актуальным становится вопрос: как учить детей?

             В свете  модернизации образования в РФ  принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «Объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, « развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов  и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.                                                                                                                                                           К созданию условий  относится и организация деятельности ученика, а деятельность не возможна без мотива.                                                                                     Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что  это  один из самых важных компонентов урока.

         И  для этого на своих уроках использую  познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки)  методы.                                              

         При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках технологии  я стараюсь создать такие условия, при которых  учащийся оказался  бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой сути.                                                                                                                                                                         Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы.                                                                                                                                              Прием «Удивляй!»

            Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.  Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором  даже обыденное становится удивительным.                                                             Пример1. Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий». Кулинария. (6 класс)                                              

Учитель: Раньше, в крестьянских семьях из круп варили не только каши, супы и пекли хлеб, но и гадали. Под  Новый год глава семейства покидывал к потолку пригоршню каши и вся семья гадала: если прилипло к потолку много каши, то год будет сытным и урожайным! Ну, а весёлым начало года было точно!  

                                                                                                                                   Пример 2.Конструирование и моделирование (6 класс) Тема: «Поясное изделие. Юбка».                                

 Учитель: У древних людей была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время выполнения работы-на грязную, рабочую.                                                                                

Пример 3. Кулинария. Тема: «Блюда из яиц». (5 класс)                                                                                Учитель: Во Франции поставили памятник повару Эскофье, который мог приготовить из яиц более 8000 блюд!

            Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, наступившая тишина, которая свидетельствует о поглощенности от только что услышанного.

Прием «Отсроченная загадка».

Пример. Тема: « Блюда из молока». ( 6 кл.)                    

Загадку( удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать  с нее следующий урок.                                                                                                                      Учитель: Что общего между ёжиком и молоком? Существует удивительное свойство, присущее обоим: при опасности сворачиваться!  

                                                                                                                                                                                                                                                                                      Прием  «Лови ошибку».    

            Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Тексты готовлю заранее, либо поручаю приготовить уч-ся в качестве творческого задания.                                                                                                              

Прием « Практичность теории».

           При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.                                                                                                              

Пример 1 Тема: «Ткани из искусственных волокон». (6 кл.)

Ткани из натуральных волокон сильно мнутся, что, несомненно, является их недостатком.                                                                                                                                                                                                                    Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?                                                                                                              

Пример 2:   Тема: « Витамины».(8класс).                                                                  - Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?

                                                                                                                                                                                       Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению.                                                           Прием «Занимательность»                                                                                                                                            

Пример:  Обобщающий урок по теме «Кулинария» (8кл.)                                                                                                          Учитель: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: « Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?» Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…                                                                                      Что ответил философ?  

                  При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда, ориентируясь на требования учителя и следуя им. С этой  целью для каждой темы формулирую  тематические карты с результатами обучения и требования к ним в виде необходимых знаний, умений и навыков.  

                Ясно, что всему в школе научить   нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. Технология открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.      

3.Проблемное обучение.

                                      « … Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение

 заранее: в каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг…»

  К.Д. Ушинский.

          В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.

         Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

       Проблемное обучение  предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение  методами добывания знаний.

       Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

  1. Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
  2.  Умение учителя создавать проблемную ситуацию;
  3. Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
  4. Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном  материале проблемных вопросов;

   

          Чтобы  «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация  содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в  новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

          Осуществление проблемного обучения требует не только особой  организации деятельности  учителя, но и особой организации деятельности  учащихся.

        Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической  последовательности:

- анализ проблемной ситуации;

- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие   формулировки учителем;

- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы;

доказательство гипотезы; проверка правильности решения;

       В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые я использую на уроках:                                                                                    1). Постановка проблемного вопроса.

 

2.Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала.  

  Например:  Урок технологии в 7 классе. Тема: «Снятие мерок».  

В сказке «Гулливер», лилипутки, измерив пальцы спящего Гулливера, определили размер его одежды. Возможно ли такое?              

Ученики должны ответить на этот вопрос.

           Вся последующая работа по теме строится на эмоциональном заряде, направленном на разгадку данного опыта.

3.Аналитический способ.

         Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают соответствующие выводы.

         Так,  при изучении раздела «Материаловедение» учащиеся из рассказа учителя узнают, что волокна разных материалов при горении и намокании обнаруживают различные свойства.

Формулируется проблемная задача, решаемая с помощью лабораторной работы «Определение свойств материалов»  

4.Сообщение  факта, выдвижение гипотез, предположений.                                                          

    Например:                                                                                                           Факт 1:Однажды, Петр 1,остановившись в одном из трактиров, разлив на скатерть соус, попросил хозяина заменить скатерть, а трактирщик, зная любовь царя к различным фокусам, бросил скатерть в огонь. И, подождав, пока сгорит пятно от соуса, достал  побелевшую скатерть, чем удивил всех присутствующих.

Факт 2:Всем известно, что ведьм и колдунов сжигали на кострах. Но некоторые из них не горели…

Как связаны эти 2 факта?

(Скатерть и накидки колдунов были из асбеста)

5.Прием научного спора.                                                                                                         На уроке  создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения.                                                                                                                 Учитель в данном споре является судьей.  

6.Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко формулирование ее и  аргументирование ее решение.

    ВЫВОД: Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного  решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

               Кроме того в результате использования элементов проблемного обучения школьники учатся давать полные развернутые ответы, используя речевые обороты: «я полагаю, что…», «мне кажется, что…», «я думаю…». Это способствует формированию у учащихся  системы научных знаний на основе их субъективного опыта, учит высказывать свое  «личное»  мнение по данному вопросу.

4.Применение ИКТ на уроках технологии.

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется

 не деятельностью, а ее однообразием”

К.Д. Ушинский

           «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя технологии.

          Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Поэтому в своей педагогической работе я  использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

          Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

        В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

 -детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

       Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

        При   внедрении   мною   информационных   технологий   в   учебный   процесс предпочтительными в  условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер  используется в демонстрационном варианте, (компьютер + мультимедиадиапоектор) Использую возможности компьютера для создания своих версий    компьютерных  разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

           При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только  краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с  сайтов.

           На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках  усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом использовала в основном презентации. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу.

               Урок  6 классе раздел: « Рукоделие».

После определения темы я предлагаю уч-ся посмотреть красивые кадры и послушать красивую музыку. А после просмотра ответить на вопросы, которые уч-ся видят также на слайдах.

              Урок в 6 классе тема: «Машиноведение»

Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах ecть вопросы, которые задаются учителем. В конце презентации вопросы для закрепления.

           Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал презентаций. Дополнением к презентациям становятся материалы  к уроку приготовленные учащимися.

             Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда  важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения  последующих тем или курсов технологии.

Например, обобщающий урок по теме: "Конструирование и моделирование". В презентацию для этого урока были вставлены интерактивные схемы "Моделирование поясного изделия", "Моделирование плечевого изделия".

               

       В своей практике я также применяю имеющиеся учебные электронные пособия на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получения  дополнительной информации для урока. С максимальной возможностью стараюсь  использовать все имеющиеся у меня электронные учебники.

                                                                                                                 

               Для проверки и закрепления знаний применяю тестирование. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. В своей практике я использую, как напечатанные в M.S. WORDE тесты, так и тесты созданные в программ Tester.

                Использование ИКТ на уроках позволило  мне организовать активную познавательную деятельность учащихся, оптимизировать учебный процесс, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению, а это один из основных мотивов современных школьников.

                С использованием информационных технологий, на уроках технологии стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся.

5.Решение технологических задач.

           В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми положениями и практикой жизни, демонстрация прикладного характера технологических знаний.

           Включение задач в учебный процесс позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

           Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различив предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии.

             В своей работе использую следующие типы задач:

а) Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое значение имеет направление нити при раскрое? (6 класс)

б) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.                Задача :Нужно приготовить яичницу-глазунью.Какими опытами можно проверить свежесть яйца?                                                                                 -

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим образец ткани.

Определите лицевую и изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их определили.

 г) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это явление.

- Какие из них кажутся наиболее вероятными?

д)Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Задача. Замечено, что если при варке варенья добавить щепотку лимонной кислоты, варенье не засахариться.

 -Как это можно объяснить?

ж) Задачи, связанные с самонаблюдением.

Задача. Измерьте свой вес утром, как только встанете, и вечером,

перед сном. Сравните эти величины. Объясните причины изменения веса в

течение дня.

ВЫВОД: технологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон. Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к технологии. У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к технологии.

                   6.Применение творческих заданий на уроках технологии.

               Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности.

           Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

        Способы и виды заданий достаточно разнообразны:

  1.  составление кроссвордов;
  2.  сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо объекте;
  3. выполнение рисунков;
  4. изготовление аппликаций из различных видов ткани
  5.  составление рассказа с технологическими ошибками;
  6.  составление тестов, опорных схем и конспектов;
  7.  сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов
  8. выполнение практических заданий, минипроектов;

               Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной мере удовлетворить интерес учащихся, к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому, если у них в ходе изучения темы возникают вопросы, я это только приветствую и предлагаю попытаться самостоятельно найти на них ответ. Учащиеся собирают и анализируют информацию, при необходимости помогаю им обобщить материал, оформить работу.

        Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.                                                                                                                                                                        Я считаю, что такая форма работы помогает учащимся лучше воспринять и усвоить учебный материал, способствует расширению кругозора учащихся, позволяет развивать их творческие способности, фантазию, способствует развитию самостоятельности учащихся.

7.Заключение.

                     

               Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий  для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся,  что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания  или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх  учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при не удаче.

        Классическая педагогика  прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

         ТРУДОЕМКОСТЬ: Осуществить переход от традиционно предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции очень трудно. Цели, которые ставятся перед учителем – привлекательные. Но для их достижения требуются новые знания, появляется необходимость  в получении качественной информации, изготовление оборудования, таблиц, дидактического материала в процессе формирования опыта. По мере накопления средств обучения временные затраты уменьшаются.

         АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Данный опыт может использоваться в любой средней  общеобразовательной школе не только на уроках технологии, но и при изучении других предметов.

Литература:

1.Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. « Использование ИКТ  на уроках технологии»., М., 2006.

2.Гин А.А.  «Приемы педагогической  техники», М.,Вита – Пресс, 2002.

3.Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение  личностно –                                                ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998.

4.Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2008.

5. Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации образования. Журнал "Школа и производство" N 5,2003.  

6.Маркова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе», М., Знание С. Педагогика и психология, 1979.

7.Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения», М.,2006.

8.Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения технологии». М., Просвещение,1989.

9.Степанов Е.Н.  « Личностно -  ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр, 2008.

10.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 2007.

11.Якиманская  И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование приемов самоконтроля у учащихся на уроках технологии

Навыки самоконтроля формируются у детей в процессе игровой, трудовой, учебной деятельности под влиянием взрослых и коллектива, и воспитывать эти навыки необходимо уже с дошкольного возраста, постепенн...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....

Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена нобходимости развития самостоятельности школьников, особенностям развития самостоятельности на уроках технологии....

Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восп...

Тема по самообразованию «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себ...