Формирование УУД на уроках технологии в начальной школе.
статья по технологии по теме

В ходе работы над формированием универсальных учебных действий у учащихся начальной школы были созданы разработки уроков по данному направлению. Этот материал является тезисным, отправной точкой в ходе работы над темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_statyai.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии.

Активное развитие современных технологий ставит перед ребенком основную задачу – своевременно реагировать на все внешние изменения, побуждать к действию, выполнять поставленные перед ним задачи. В мире быстро развивающихся технологий не каждый способен  быстро овладеть этим.

Технологическая культура с одной стороны  дает возможность познания и  сохранения традиций, знаний в  различных областях, а с другой помогает преобразовывать, улучшать, совершенствовать среду обитания человека. На первой ступени школьного образования ребенок получает азы, основу, которая в дальнейшем поможет ему ориентироваться в жизни. Продуктивная предметная деятельность на уроках является основой для формирования познавательных способностей младших школьников, для формирования системы  универсальных учебных действий (УУД)  в начальном звене. На уроках технологии  все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта деятельности и т. д.) предстают перед ребенком в наглядном виде и тем самым становятся более понятными.  

Развитие творческих способностей учащихся происходит на каждом уроке. Рассмотрим два способа решения поставленной задачи:

1. Работа по образцу, по заданному алгоритму.

2. Самостоятельный поиск необходимой информации для выполнения заданной работы.

Какой из предложенных способов выбрали бы Вы?

 Я не отрицаю, что, изучая новую тему, ребенок не может полностью правильно выполнить то или иное действие, поэтому необходимость базовых, основных знаний очевидна. Овладев такими знаниями, ученик полностью готов выполнить поставленную перед ним задачу, аналогичную предыдущей, но при появлении небольших лишь отклонений в задании он не всегда найдет правильное решение.

Получается, что совершая действия строго по образцу он получает необходимые, но недостаточные знания. Вот здесь и «включается» возможность  добывания нужной информации из дополнительных источников. В качестве источников на уроках может быть использован учебник, инструкционно - технологическая карта (ИТК), дополнительная литература. Главное «включить» этот механизм поиска, дать понять ребенку, что он ему необходим.

 В разработки каждого урока были внесены изменения, которые позволяют учащимся использовать оба способа (варианта) при выполнении заданий.

Разрабатывая блок уроков по бумагопластики  для учащихся в1-х классов, я  учитывала следующие аспекты:

-формирование культуры труда

-значимость выполняемой работы

-развитие творческого мышления

-умение самостоятельной ориентировки в задании

-анализ и отбор нужной информации

-умение планировать свою работу (выстраивание порядка деятельности)

-умение выбора оптимальных способов деятельности

-самоконтроль и корректировка работы

-оценка (самооценка) выполненной работы

Весь материал основан не на отдельных тренировочных упражнениях, а на процессе выполнения комплексных учебных заданий, в которых практические, технологические задачи непрерывно связаны с общеобразовательными. На уроках использовался метод проблемных вопросов, работа в малых группах, метод презентации как способ самовыражения и использования речи для решения различных  коммуникативных задач.

 В ходе апробации данных уроков были выбраны контрольные группы учащихся 1ф и 1м классов и были получены следующие результаты:

-учащиеся смогли проанализировать объекты  работы

-выделить основные этапы при выполнении задания

-достраивая и восполняя недостающие компоненты, ученики смогли осуществить синтез как составление целого из частей

-дополнять и вносить коррективы в совместные действия

-на уроках получило развитие творческое мышление, свободное самовыражение

Выводы: предметная область технология  полностью дает возможность для формирования универсальных учебных действий у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы...

«Использование современных педагогических технологий в начальной школе».автор Галактионова Наталья Евгеньевна учитель начальных классов.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотемлемой частью педагогического процесса.Важным вопросом в этом контексте выступает вопрос о способности учителя достаточно ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе

Содержание:1. Введение                2. Ценностные ориентиры в начальной школе...

Урок технологии в начальной школе; изготовление открытки ко Дню защитника отечества. "Подарок папе".

Цель: формирование эстетическо-нравственной направленности у младших школьников и развитие регулятивных универсальных учебных действийЗадачи:—  дать исторические сведения о празднике «День защитн...

Формирование УУД на уроках ДПИ в начальной школе

Формирование УУД на уроках ДПИ в начальной школе.Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование общеучебных навыков, позвол...