СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ И. С. ТУРГЕНЕВА «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»
материал (9 класс)

Шахгусейнова Адилия Омаровна

«Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было

житейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева были

отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой

настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy_po_tvorchestvu.docx39.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ ПО ТВОРЧЕСТВУ

И. С. ТУРГЕНЕВА «КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»

Сценарий литературной гостиной по творчеству И. С. Тургенева «Как упоительны в России вечера»

Никто больше меня не признаѐт

той роковой связи между жизнью

и литературной деятельностью.

Моя биография в моих сочинениях.

И. С. Тургенев

Действующие лица:

Ведущие

Чтецы

Елена Стахова

Дмитрий Инсаров

Дамы — гостьи салона

Писатель — Тургенев.

ХОД ГОСТИНОЙ

(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда» (сл. В. П. Чуевского, муз. В. А. Сабинина), в

исполнении А. Малинина.

1-й чтец читает стихотворение Н. И. Рыленкова

«Вздыхает парк, кусты сирени вспенив…».)

В Спасском-Лутовинове

Вздыхает парк, кусты сирени вспенив,

Прислушиваясь к перекличке птах.

Мы ждем: вот-вот появится Тургенев

В видавшей виды шляпе, в сапогах.

Широким шагом он пройдет сквозь годы,

Как сквозь чащобу проходить привык,

Охотник, нелукавый друг природы,

Из детских снов серебряный старик.

Придет и остановится под дубом,

Окрестность взглядом озарит своим,

И все, что в жизни нам казалось грубым,

Вдруг станет ясным, добрым и простым.

Страница первая. И. С. ТУРГЕНЕВ — ПОЭТ? ПИСАТЕЛЬ?

1-й ведущий. «Изобразите мне портрет молодого Тургенева, чтобы я получил о нѐм

понятие как о человеке; как писателя я его отчасти знаю: сколько могу судить по тому,

что прочѐл, талант в нѐм замечательный и обещает большую деятельность в будущем»,—

писал Н. В. Гоголь А. П. Анненкову в 1847 году. Несколько лет спустя Гоголь подтвердил

своѐ мнение: «Во всей теперешней литературе больше всех таланта у Тургенева».

2-й ведущий. В числе немногих творцов, кому, по словам Тургенева, жизнь «открыла

свои родники», был он сам — писатель, о котором говорят как об удивительно

возвышенном и гармоничном художнике, проникновенном лирике в русской прозе ХІХ

века. Именно русский аромат прозы помог ему обрести признание и особое уважение

публики.

1-й ведущий. На книгах Ивана Сергеевича воспитывались поколения лучших людей

нашей страны. Прошло немало лет с тургеневского времени, но по-прежнему жива

благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил высоту духа русского

народа и красоту родной земли.

2-й ведущий. «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать»,— таково было

житейское правило, определѐнное самим писателем. Страдания Тургенева были

отражением огромной силы чувства преданности, любви, бескорыстной и красивой

настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

(Просмотр фрагмента фильма «Тургенев и Виардо», реж. В. И. Васильев, 2002.)

1-й ведущий. А ведь мало кто знает, что начинал Тургенев своѐ творчество как поэт.

Быть может, у писателя не было крупного поэтического дарования, да и сам он многие

годы спустя говорил, что испытывает чувство стыда при упоминании своей поэтической

деятельности, поэтому сам немало способствовал своему забвению как поэта.

2-й ведущий. Это суровое пренебрежение к своей поэзии решительно несправедливо.

Под некоторыми его стихотворениями не отказались бы поставить своѐ имя и

прославленные поэты.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учащийся читает стихотворение

«Моя молитва».)

Молю тебя, мой бог! Когда

Моими робкими очами

Я встречу черные глаза

И, осененная кудрями,

 К моей груди приляжет грудь,

О дай мне силу оттолкнуть

От себя прочь очарованье.

Молю — да жгучее лобзанье

Поэта уст не осквернит

 И гордый дух мой победит

Любви мятежной заклинанье.

1-й ведущий. Лучше всего Ивану Сергеевичу удавались картины природы: тут уже ясно

чувствуется та меланхолическая поэзия, которая составит главную красоту тургеневского

пейзажа.

(Учащийся читает стихотворение «Через поля к холмам тенистым…».)

Через поля к холмам тенистым

Промчался ливень... Небо вдруг

Светлеет... Блеском водянистым

Блестит зеленый, ровный луг.

Гроза прошла... Как небо ясно!

Как воздух звучен и душист!

Как отдыхает сладострастно

На каждой ветке каждый лист!

Оглашено вечерним звоном

Раздолье мирное полей...

Пойдем гулять в лесу зеленом,

Пойдем, сестра души моей.

Пойдем, о ты, мой друг единый,

Любовь последняя моя,

Пойдем излучистой долиной

В немые, светлые поля.

И там, где жатва золотая

Легла волнистой полосой,

Когда заря взойдет, пылая,

Над успокоенной землей,-

Позволь сидеть мне молчаливо

У ног возлюбленных твоих...

Позволь руке твоей стыдливо

Коснуться робких губ моих...

2-й ведущий. «Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми,

зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, еѐ

реальность, еѐ капризы, еѐ случайности, привычки, еѐ мимолетную красоту… всѐ это я

обожаю. Я прикован к земле!»

(Учащиеся читают стихотворения И. С. Тургенева «Весенний вечер», «Брожу над

озером» на фоне музыки «Времена года» П. И. Чайковского.)

1 чтец: Брожу над озером... туманны

Вершины круглые холмов,

Темнеет лес, и звучно - странны

Ночные клики рыбаков.

Полна прозрачной, ровной тенью

Небес немая глубина...

И дышит холодом и ленью

Полузаснувшая волна.

Настала ночь; за ярким, знойным,

О сердце! за тревожным днем,-

Когда же ты заснешь спокойным,

Пожалуй, хоть последним сном.

____________________________

2 чтец: Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветр в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

1-й ведущий. Его любовь к природе носила действенный характер: он видел еѐ во всякое

время дня и ночи, он глубоко проникал в еѐ сокровенные тайны, во всех еѐ красотах, во

всех еѐ ужасах. Уж не потому ли, что он занимался охотой и это волшебное слово могло

заставить его забыть обо всѐм?

(Первый чтец читает стихотворение «Как грустный взгляд, люблю я осень…» на фоне

музыки «Времена года» П. И. Чайковского.)

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

а небо белое гляжу

Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся... холодный,

Спокойный блеск разлит по ней...

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей...

Чего не вспомню я? Какие

Меня мечты не посетят?

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

*****************************

Страница вторая. «ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ… ДВИЖЕТСЯ

ЖИЗНЬ…»

2-й ведущий. Одна из главных тем творчества Ивана Сергеевича Тургенева —

невозможность жить без любви, любви в разных еѐ проявлениях.

1-й ведущий. Любовь для Тургенева — подвиг. И он воспевает еѐ как силу, способную

противостоять всему: и эгоизму, в котором всегда видел главного врага человечества, и

даже смерти.

2-й ведущий. В конце жизни в известном стихотворении в прозе «Воробей» Тургенев

скажет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и

движется жизнь». Правда этих слов — итог долгих и глубоких раздумий писателя —

подтверждается в каждом его произведении.

1-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждѐн, что жизнь, каждый шаг человека в ней

должны быть освящены любовью и верой в торжество добра и справедливости, ибо они

зажигают в человеке то священное пламя и рождают ту благородную решимость, без

которых он не может стать настоящим гражданином своей страны.

2-й ведущий. Не удивительно поэтому, что любовь в произведениях Тургенева — самое

большое жизненное испытание, проверка сил человека, и прежде всего сил душевных и

нравственных.

1-й ведущий. Только человек, придающий любви такое огромное значение, мог

написать этот удивительный романс.

(Звучит романс «Утро туманное» (сл. И. С. Тургенева, муз. А. М. Абазы).)

2-й ведущий. Иван Сергеевич — один из тончайших певцов первой любви во всей

мировой литературе. Он создал очаровательные женские образы, вошедшие в золотой

фонд русской литературы под романтическим названием тургеневские девушки,—

самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить. Но чаще всего их

любовь носит трагический характер.

(Просмотр фрагмента фильма «Ася», реж. И. Е. Хейфиц, 1977)

(2-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Цветок» в сопровождении музыки

А. Деспла «New Moon».)

Тебе случалось — в роще тёмной,

В траве весенней, молодой,

Найти цветок простой и скромный?

(Ты был один — в стране чужой.)

Он ждал тебя — в траве росистой

Он одиноко расцветал...

И для тебя свой запах чистый,

Свой первый запах сберегал.

И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой.

И вот, идёшь дорогой пыльной;

Кругом — всё поле сожжено,

Струится с неба жар обильный,

А твой цветок завял давно.

Он вырастал в тени спокойной,

Питался утренним дождём

И был заеден пылью знойной,

Спалён полуденным лучом.

Так что ж? напрасно сожаленье!

Знать, он был создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.

1-й ведущий. Пушкинские дамы и барышни, некрасовские женщины… И вдруг —

тургеневские девушки. Сколько споров и восторгов вызывали они и у современников, и

многие десятилетия спустя. Ася, Наталья Ласунская, Елена Стахова, Марианна, Джемма…

Какие они удивительно разные, сложные и загадочные! Но всегда способные к борьбе, к

действию, к высокой любви.

(Инсценировка сцены объяснения Елены Стаховой и Дмитрия Инсарова из романа

«Накануне» на фоне музыки «Объяснение в любви» А. Г. Шнитке.)

2-й ведущий. В этой сцене писатель прославил смелость и стремление к великому

подвигу своей героини. А данная ею клятва верности святому делу освобождения

болгарского народа прозвучала со страниц романа не только на всю Россию. Она

перешагнула еѐ границы и была услышана в самой Болгарии. Елена Стахова стала

прототипом самоотверженных русских сестѐр милосердия, белых голубок, добровольно

уехавших в Болгарию, чтобы принять участие в борьбе за еѐ освобождение во время

русско-турецкой войны.

1-й ведущий. Среди них была баронесса Юлия Вревская — друг Тургенева. В 16 лет еѐ

выдали замуж за генерала Вревского, который погиб через 2 года на Кавказе. Юлия

Петровна стала сестрой милосердия и тоже уехала в Болгарию. Она умерла от тифа,

ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению

Тургенева, стихотворение «Памяти Ю. П. Вревской» было цветком, который он возложил

на еѐ могилу.

(3-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Памяти Ю. П. Вревской» в

сопровождении музыки Д. Д. Шостаковича «Душа».)

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

2-й ведущий. Елена Стахова стала примером и для многих других замечательных

русских женщин, отдавших свои жизни во имя свободы и счастья русского народа. Под

впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки,

которая стреляла в петербургского градоначальника Трепова, Тургенев написал

стихотворение «Порог». Героиня готова идти на любые страдания и лишения во имя

счастья и свободы народа. И она переступает этот символический порог.

(Учащийся читает стихотворение И. С. Тургенева «Порог» на фоне музыки X-Ray Dog

«Acts of Gourage».)

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

—  О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

—  Знаю, — отвечает девушка.

—  Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

—  Знаю.

—  Отчуждение полное, одиночество?

—  Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

—  Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

—  Да... и от них.

—  Хорошо. Ты готова на жертву?

—  Да.

147

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!

—  Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

—  Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

—  И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

—  Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

—  Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

—  Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

—  Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

—  Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

*******************************

Страница третья. ТУРГЕНЕВ И ПОЛИНА ВИАРДО

(Звучит музыка Д. Д. Шостаковича «Душа».)

1-й ведущий. Их отношения считают одной из самых драматичных, загадочных,

красивых и долгих историй любви всех времѐн и народов. Но правильнее было бы

сказать, что это история одержимости великого русского писателя Ивана Тургенева

звездой мировой величины, оперной дивой Полиной Виардо.

2-й ведущий. Сорок лет он жил в статусе друга семьи, на краешке чужого счастья и

семейного гнезда, бок о бок с мужем своей единственной возлюбленной. Ради неѐ он

отказался от родины, от любви многочисленных поклонниц и собственного счастья,

поссорился с матерью, отрѐкся от наследства, сбежал из-под ареста и поехал в Петербург

под фальшивым паспортом, чтобы только краем глаза увидеть еѐ на сцене… И даже в

преклонном возрасте готов был следовать за ней хоть на край света.

1-й ведущий. День 1 ноября 1843 года стал незабываемым для Тургенева: его

представили молодой, но уже знаменитой французской певице Полине Виардо,

приехавшей в Санкт-Петербург вместе с сорокалетним мужем. Имя своѐ Полина

получила по крѐстной матери, княжне Прасковье Андреевне Голицыной, «русские связи»

начались для неѐ с колыбели. Но в Петербург она явилась незнакомкой, и еѐ выхода

ждали всего лишь с любопытством. Никто не знал, что России она будет обязана своей

славой и своим успехом, что Россию она назовѐт вторым отечеством, испытывая к ней

глубокую признательность. Ивана Сергеевича рекомендовали как великорусского

помещика, хорошего стрелка, приятного собеседника и… плохого стихотворца.

2-й ведущий. Но, несмотря на столь нелестную характеристику как поэта, Иван

Сергеевич своѐ творчество не забросил. Конечно жаль, что стихами он перестал

увлекаться, но с того дня слова писать и любить станут для него нера

4-я дама. Говорят, что сама Жорж Санд дружила с ней и даже списала с неѐ образ

героини знаменитого романа «Консуэло».

5-я дама. А вот для Тургенева Полина — красавица. И своего мнения он менять не

собирается.

1-й ведущий. «Безобразная красавица»,— такую красочную характеристику-эпитет дал

А. П. Боголюбов франко-испанской певице, художнице, артистке и музыканту Полине

Виардо. Это действительно было так, хотя портреты, гравюры и рисунки, сохранившие

для нас облик этой великолепной женщины, весьма разнообразны и неодинаковы.

Женщина-хамелеон, женщина-загадка — так можно сказать о ней, и это касается не

только художественных изображений Полины Виардо, но и еѐ творчества.

2-й ведущий. Ею восхищались многие известные люди того прекрасного XIX века, века

искусства, писатели, художники и музыканты: Г. Флобер, Ж. Симон, Э. Литтре, Ж.

Массне, И. Мятлев, А. Григорьев, А. Беггров, И. Репин, В. Поленов, Н. ДмитриевОренбургский,

А. Харламов. Она была ближайшей подругой Камиля Сен-Санса, Жорж

Санд, Клары Шуман, Гектора Берлиоза, М. Глинки, П. Чайковского. И всех их

безобразная красавица привлекала. Ну не чудо ли, не загадка ли?

(4-й чтец читает «Посвящение Полине Виардо» Л. Чистотиной на фоне песни

группы Linkin Park «Numb».)

Нет! не забыть мне вас, пленительные звуки,

Как первых сладких слез любви мне не забыть!

Когда внимал я вам, в груди смирялись муки,

И снова был готов я верить и любить!

Мне не забыть ее… To жрицей вдохновенной,

Широколиственным покрытая венком,

Она являлась мне… и пела гимн священный,

A взор ее горел божественным огнем…

To бледный образ в ней я видел Дездемоны,

Когда она, склонясь над арфой золотой,

Об иве пела песнь… и прерывали стоны

Унылый перелив старинной песни той.

Как глубоко она постигла, изучила

Того, кто знал людей и тайны их сердец;

И если бы восстал великий из могилы,

Он на чело ее надел бы свой венец.

Порой являлась мне Розина молодая

И страстная, как ночь страны ее родной…

И голосу ее волшебному внимая,

B тот благодатный край стремился я душой,

Где все чарует слух, все восхищает взоры,

Где вечной синевой блистает неба свод,

Где свищут соловьи на ветвях сикоморы

И кипариса тень дрожит на глади вод!

И грудь моя, полна святого наслажденья,

Восторга чистого, вздымалась высоко,

И отлетали прочь тревожные сомненья,

И было на душе спокойно и легко.

Как друга после дней томительной разлуки,

Готов я был весь мир в объятья заключить…

О! не забыть мне вас, пленительные звуки,

Как первых сладких слез любви мне не забыть!

1-й ведущий. Мало кто мог подумать тогда, что молодой Тургенев, ставший вскоре

великим русским писателем, сохранит горячую привязанность к замужней женщине,

последует за ней за границу, где проведѐт большую часть своей жизни и лишь наездами

будет бывать на родине. В одном из писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два

раза в год совершает перелѐт: весной отправляется в русскую деревню, а осенью

возвращается в Париж, к ней…. Знакомство с Виардо продлится всю жизнь,

превратившись в одну из величайших историй любви в мире…

(Звучит музыка «Объяснение в любви» А. Г. Шнитке.)

2-й ведущий. Тургенев однолюб. «Видно, два раза не полюбишь,— думает Литвинов,

герой романа «Дым»,— уже вошла в тебя другая жизнь, впустил ты еѐ — не отделаешься

от этого яда до конца, не разорвѐшь этих нитей».

1-й ведущий. Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне, но,

подобно многим другим, могла бы погаснуть и быть забытой навсегда, если бы не

Тургенев, сорок лет жизни которого до последнего смертного часа были отданы ей.

2-й ведущий. Нельзя без волнения читать строки из писем Тургенева Полине Виардо. В

них как бы изливается его душа. Как трогательны его слова и чувства! Какая сила

благородства!

1-й ведущий. Иван Сергеевич был убеждѐн, что отношения с Полиной Виардо не могут

принести ему счастья, но не находил в себе сил освободиться из-под власти этого

большого чувства, чувства, которое обрекло его на бесприютную жизнь одинокого

странника.

2-й ведущий. Для нас же Полина Виардо навсегда останется любимой женщиной

великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который более 40 лет был еѐ

верным поклонником. Что-то было такое в ней, что все попытки писателя освободиться

от любовного наваждения по отношению к замужней женщине, иностранке, создать свою

семью с не менее интересными дамами, заканчивались одним и тем же: Тургенев упорно

возвращался к Полине, был и жил рядом с ней, и умер у неѐ на руках…

1-й ведущий. Давно нет на свете этих великих людей, но любовь пережила их, она живѐт

и в наших сердцах, зажигая их. Музыкальные строки Тургенева, запечатлевшие образ

Полины Виардо,— лучший памятник великой певице.

(5-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Стой» на фоне музыки

Д. Д. Шостаковича «Душа».)

Стой!

Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти!

C губ сорвался последний вдохновенный звук – глаза не блестят и не сверкают – они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, вослед которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!

Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твой одежды?

Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?

Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!

Вот она – открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо. B это мгновение ты бессмертна.

Оно пройдет – и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя… Ho что тебе за дело! B это мгновенье – ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.

Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!

2-й ведущий. Шли годы… Тургенев жил за границей — интересами, радостя

(6-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были

розы…» на фоне музыки Е. А. Ермолова «Зимняя сказка».)

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы...

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы...

А в комнате всё темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот...

Как хороши, как свежи были розы...

Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли... умерли...

Как хороши, как свежи были розы

2-й ведущий. Он часто мечтал вернуться в Россию, но, к сожалению, неизлечимый недуг

не давал возможности отправиться в столь далѐкое путешествие. Но как Иван Сергеевич

страдал, что не может увидеть любимых мест! Тургенев. О сад, о заросшие дорожки возле

мелкого пруда! О песчаное местечко под дряхлой плотиной, где я ловил пескарей и

гольцов! И вы, высокие берѐзы, с длинными висячими ветками, я посылаю вам последнее

«прости»! Я хотел бы надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой

гречихи на полях моей родины…

1-й ведущий. Сбывались его давние предчувствия. 30 мая 1882 года Тургенев писал

своему другу Полонскому, отъезжающему в Спасское: «Когда вы будете в Спасском,

поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я

уже, вероятно, никогда не увижу…»

2-й ведущий. Однако в июле наступило облегчение, Тургенев мог понемногу ходить,

спускаться в сад, спокойно спать по ночам… Появилась надежда поехать в Россию.

Инсценировка

Сцена. Дамы прохаживаются в салоне. Появляется Тургенев

1-я дама. И вместе с надеждой пришли и желание работать, и воспоминания. Воскресала

в памяти жизнь, живая и сложная, а в ней, как в капле воды, отражались суровые

исторические судьбы России — далѐкой, милой и горькой родины.

2-я дама. Как же случилось, что признанный миром певец женской любви умирает на

чужбине, в одиночестве, так и не свив для себя тѐплого гнезда?

3-я дама. Почему жизнь оторвала его от родных берегов и прибила к чужому берегу, к

чужой стране, к чужой семье?

Тургенев. С той самой минуты, как я увидел еѐ в первый раз — с той роковой минуты я

принадлежал ей весь, вот как собака принадлежит своему хозяину. Я уж не мог жить

нигде, где она не жила: я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины,

пустился вслед за этой женщиной. Я не мог отвести взора от черт еѐ лица, не мог

наслушаться еѐ речей, налюбоваться каждым еѐ движением: я, право, и дышал-то вслед

за нею.

5-я дама. Кто виноват в этом: он сам или исторические обстоятельства? Вероятно, и то, и

другое… Иван Сергеевич верил в судьбу, но по-своему, без фатализма.

1-й ведущий. Иван Сергеевич считал, что у каждого человека своя судьба! Каждый

делает свою судьбу, и каждого она делает… Он так и не смог избавиться от страсти к

Полине и всегда летел к ней по первому еѐ зову, по какую бы сторону океана она ни была,

и тому не было помехой ни время, ни расстояние, ни даже еѐ замужество… Всю жизнь

Тургенев любил только одну женщину — загадочную и необъяснимую Полину Виардо.

2-й ведущий. Тургеневу оставалось жить совсем недолго, но он был по-своему счастлив:

рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3

сентября 1883 года Тургенев умер. Согласно завещанию он был похоронен в России, и в

последний путь на родину его провожала дочь Полины Виардо. А как завещание он

оставил эти стихи…

(7-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Милый друг» на фоне музыки

Д. Д. Шостаковича «Душа»)

В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный,
От милого лица волос густые волны
      Заботливой рукой
Я отводил - и ты, мой друг, с улыбкой томной
К окошку прислонясь, глядела в сад огромный,
      И темный и немой...

В окно раскрытое спокойными струями
Вливался свежий мрак и замирал над нами,
      И песни соловья
Гремели жалобно в тени густой, душистой,
И ветер лепетал над речкой серебристой...
      Покоились поля.

Ночному холоду предав и грудь и руки,
Ты долго слушала рыдающие звуки -
      И ты сказала мне,
К таинственным звездам поднявши взор унылый:
"Не быть нам никогда с тобой, о друг мой милый,
      Блаженными вполне!

Я отвечать хотел, но, странно замирая,
Погасла речь моя... томительно-немая
      Настала тишина...
В больших твоих глазах слеза затрепетала
А голову твою печально лобызала
      Холодная луна

Тургенев. Когда меня не будет, когда всѐ, что было мною, рассыплется в прах, — о ты,

мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая,

наверно, переживѐшь меня,— не ходи на мою могилу… тебе там делать нечего.

1-й ведущий. После смерти Тургенева Полина Виардо прожила 27 лет. Она по-прежнему

вела активный образ жизни, много ездила, давала уроки музыки. Только с того

трагического дня все оставшиеся годы не снимала траура и писала письма на листках с

траурной лентой в уголке. На его могилу в Петербурге она точно не пришла.

2-й ведущий. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей — великого

писателя и знаменитой певицы. Тургенев и Виардо пронесли это нежное чувство через

всю свою жизнь. Оно помогало им жить и творить. Ему не удалось свить гнездо, но судьба

подарила Полине Виардо и Ивану Сергеевичу Тургеневу идеальную, роковую, страстную

и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать…

****************************

Страница четвѐртая. ТУРГЕНЕВ И РОССИЯ

1-й ведущий. Тема Родины и исторической судьбы русского народа — основная тема в

творчестве Тургенева в последние годы его жизни — становится для него особенно

близкой и волнующей.

2-й ведущий. В истории отечественной литературы И. С. Тургеневу принадлежит место

летописца жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатока народной

души. Жизнь и творчество Тургенева были неразрывными узами связаны с судьбами

России и русского народа. Писатель безмерно любил свою родину, свято верил в свой

народ, в его великое предназначение. Прошло более ста лет со дня смерти Тургенева, но

по-прежнему жива благодарность великому писателю, который во всѐм мире прославил

красоту России.

(Звучит музыка А. А. Добронравова «Как упоительны в России вечера» (минусовка).)

1-й ведущий. Тургенев любил свою усадьбу Спасское и еѐ живописные окрестности,

которые знал до мельчайших подробностей. Как только приближалась весна, ничто не

могло удержать его за границей — так сильно было его стремление вернуться на родину.

«Весна придѐт, и я полечу на родину, где ещѐ жизнь молода и богата надеждами. О, с

какой радостью увижу я наши полустепные места!»

2-й ведущий. Всѐ на этой русской земле было бесконечно дорого сердцу Тургенева — и

бледная синева бескрайних далей, и неоглядное море волнующейся ржи, и островки

берѐзовых рощ на пологих холмах, и прохладные дубовые леса, и весело блестевшие на

солнце реки, и раздольные зелѐные долины, где по ночам горят костры и слышатся топот

и ржанье коней…

(8-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Русский язык».)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

1-й ведущий. Вот так с самого начала и до конца своей литературной деятельности

Тургенев неустанно говорил о величии, о духовном богатстве русского народа, о его

высоком предназначении. Русский народ он называл не иначе как великим, а русский

язык считал самым лучшим в мире.

Тургенев. Я никогда ни одной строчки в жизни не написал не на русском языке, в

противном случае я был бы не художник, а просто дрянь. Как можно писать на чужом

языке, когда и на своѐм-то, родном, едва сладишь с образами, с мыслями?

2-й ведущий. Изменить русскому языку, Родине? Об этом даже думать страшно! Его

муза знала только одну любовь, только один язык: она безраздельно была отдана России!

1-й ведущий. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неѐ не

может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без неѐ

обходится»,— говорит Лежнев, герой романа «Рудин».

2-й ведущий. Да, он всегда думал о России, стремился в домой, в Спасское. И хотя он

много работал за границей, всѐ-таки мы гордимся тем, что свои крупные произведения

Тургенев создал в России, в Спасском, о благотворном влиянии которого на своѐ

творчество писатель говорил всегда.

Тургенев. Пишется хорошо, только живя в русской деревне, там и воздух как будто

полон мыслей. Мысли напрашиваются сами.

1-й ведущий. Иван Сергеевич всю жизнь верил в Россию, в еѐ цивилизованное будущее.

Человеческая мудрость всегда советовала людям ждать и надеяться. Сможем ли мы

любить свою Отчизну так, как любил еѐ великий русский писатель — Иван Сергеевич

Тургенев?

(9-й чтец читает стихотворение И. С. Тургенева «Разговор». Звучит песня «Как

упоительны в России вечера» (сл. В. И. Пеленягрэ, муз. А. А. Добронравова) в

исполнении группы «Белый орѐл»)

Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне
еще не бывало человеческой ноги.

Вершины Альп... Целая цепь крутых уступов... Самая сердцевина гор.

Над горами бледно-зеленое, светлое, немое небо. Сильный, жесткий мороз; твердый, искристый снег; из-под снегу торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Две громады, два великана вздымаются по обеим сторонам небосклона: Юнгфрау и Финстерааргорн.

И говорит Юнгфрау соседу:

— Что скажешь нового? Тебе видней. Что там внизу?

Проходят несколько тысяч лет — одна минута. И грохочет в ответ Финстерааргорн:

— Сплошные облака застилают землю... Погоди!

Проходят еще тысячелетия — одна минута.

— Ну, а теперь? — спрашивает Юнгфрау.

— Теперь вижу; там внизу всё то же: пестро, мелко. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. Около них всё еще копошатся козявки, знаешь, те двуножки, что еще ни разу не могли осквернить ни тебя, ни меня.

— Люди?

— Да; люди.

Проходят тысячи лет — одна минута.

— Ну, а теперь? — спрашивает Юнгфрау.

— Как будто меньше видать козявок, — гремит Финстерааргорн. — Яснее стало внизу; сузились воды; поредели леса.

Прошли ещё тысячи лет — одна минута.

— Что ты видишь? — говорит Юнгфрау.

— Около нас, вблизи, словно прочистилось, — отвечает Финстерааргорн, — ну, а там, вдали, по долинам есть еще пятна и шевелится что-то.

— А теперь? — спрашивает Юнгфрау, спустя другие тысячи лет — одну минуту.

— Теперь хорошо, — отвечает Финстерааргорн, — опрятно стало везде, бело совсем, куда ни глянь... Везде наш снег, ровный снег и лед. Застыло всё. Хорошо теперь, спокойно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винникова Г. Э. Тургенев и Россия. — Изд. 3-е, перераб. — М. : Советская Россия, 1986.

2. Душа моя, все мысли мои в России. И. С. Тургенев в Спасском-Лутовинове. — М. : Планета, 1989.

3. Лебедев Ю. В. Тургенев. — М. : Молодая гвардия, 1990. — (Жизнь замечательных людей. Серия

биографий).

4. Наумова Н. Н. Иван Сергеевич Тургенев: биография писателя : пособ. для уч-ся. — Изд. 2-е,

перераб. — Л. : Просвещение, 1976.

5. Первушина Е. Тургенев и Виардо: я всѐ ещѐ люблю… — М. : Алгоритм, 2014. — (Роман в письмах).

6. Тургенев И. С. Отцы и дети. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе. — М. : АСТ : Олимп, 1999.

— (Школьная классика).

7. Чалмаев В. А. Иван Тургенев. — М. : Современник, 1986. — (Библиотека «Любителям российской

словесности»).

В начал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева

Сценарий литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству Ф.И.Тютчева. Кажется, нет русского человека, который не знал бы со школьной скамьи «Весенней грозы», «Весенних вод», «Чародейкою Зимою…»....

«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА!» (Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки».)

«КАК  УПОИТЕЛЬНЫ  В  РОССИИ   ВЕЧЕРА!» (Внеклассное мероприятие на тему «Рождественские праздники. Святки».)...

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству С.А.Есенина

Сценарий содержит факты жизни и творчества русского поэта Сергея Александровича Есенина....

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...

Сценарий литературной гостиной по творчеству Х.Г. Андерсена

laquo;Моя жизнь – прекрасная, роскошная сказка. Если бы в то время, когда я вступил в свет маленьким, бедным, одиноким мальчиком, ко мне явилась всемогущая фея и сказала: «Выбирай свою це...

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева "Как упоительны в России вечера!"

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева "Как упоительны в России вечера!"...