Музыкально - литературная гостиная "Пушкина знают повсюду".
проект по теме

Презентация проекта "Музыка и Пушкин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_gostinaya_pushkin.docx31.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная

гостиная «Пушкина знают повсюду».

Подготовительная группа.

Музыкальный руководитель: В.А.Титова.

2012


Цель:

  •  Обобщить представления детей о сказках и стихах А.С.Пушкина.
  •  Обогащать знания детей с тем, что бы по- новому взглянуть на мир, полный удивительной красоты, музыки и поэзии.

• Накапливать музыкальный опыт посредством закрепления знакомого материала в сочетании с различными видами деятельности.


Музыкально-литературная гостиная

Зал оформлен рисунками по сказкам Пушкина, висит портрет, карта путешествия. Стоит стол с подсвечниками, звучит музыка, дети входят и садятся.

Ведущий: Какой чудесный зимний вечер! Мы зажжём в гостиной свечи, посмотрим на портрет. Вы догадались кто это? Это замечательный русский поэт А.С.Пушкин, он написал много стихов, сказок и других произведений. Давно нет А.С.Пушкина, но память о нём живёт в народе. Все маленькие и большие любят читать его произведения, потому что с самых первых строк мы попадаем в мир чего- то таинственного, загадочного, чарующего.

Звучит музыка. Появляется Фея.

Фея:

Здравствуйте, ребята! Я - Фея музыки. Её волшебные звуки привели нас сюда. Это музыка композитора Н. Римского- Корсакова придумана к одной из самых удивительных сказок. Послушайте её начало: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком...».

Что это за сказка? («Сказка о Царе Салтане») А написал её всем известный русский поэт А.С.Пушкин. Вот видите, у меня есть книги с его сказками и замечательными рисунками. (Ставит на мольберт)

Вбегает скрипичный ключ.

Скрипичный ключ:

Ой, дорогие ребята и уважаемая Фея, простите меня, я чуть не опоздал. Но я поспорил с одним приятелем что сегодня мы будем говорить, как всегда о музыке, а он утверждает, что о сказках.

Фея: А кто твой друг?


Скрипичный ключ:

Это хорошо знакомый герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Фея:

Так твой друг Балда? Вот хорошо, зови его немедленно к нам в гости.

Скрипичный ключ: А что его звать, вот он и сам идёт.

Балда:

Здравствуйте, уважаемая Фея и ребята. Я знаю, что вы хотели встретиться с новой музыкой. А нельзя ли нам сделать так, чтобы сегодня ребята встретились ещё и со сказками, которые написал для них мой автор.

Фея:

Дорогой Балда, это очень хорошая мысль, потому что мы только что начали говорить о произведениях А.С.Пушкина. Скрипичный ключ:

Как? А музыка? О музыке мы сегодня не будем рассказывать?

Фея: Успокойся дорогой Скрипичный ключ.

Ведущий:

Всё дело в том, что многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и сочинили на его стихи удивительную музыку. Вот с их сочинениями и встретятся сегодня наши ребята.

Фея:

А чтобы было интереснее, я предлагаю путешествие по карте волшебной страны, (открывает карту)

Скрипичный ключ: Какой страны?

Фея: Это карта музыкальной страны А.С.Пушкина. Скрипичный ключ и Балда : Вот это да?!

Скрипичный ключ: Кто же нас будет провожать по этой карте? Мы дороги не знаем!


Ведущий: Почему же не знаем? Ведь с нами герой одного из произведений Пушкина, весёлый и хитрый Балда. Что Балда, будешь провожатым в музыкальной стране Пушкина?

Балда: С удовольствием! Только я прошу вас взять мне одного помощника.

Скрипичный ключ: Какого помощника?

Балда: Пусть нам помогает найти дорогу волшебный шмель.

Скрипичный ключ: Какой ещё волшебный шмель? Ведущий: Я догадываюсь, наверное, Балда имеет в виду шмеля из сказки о царе Салтане. В шмеля, как вы помните, превращался князь Гвидон.

Балда: Совершенно верно.

Фея: Тогда минуточку внимания. Крибле, крабле, буме! (взмахивает, вынимает помощника) Вот тебе помощник Балда.

Балда: Спасибо. Давайте начнём наше путешествие вот отсюда (прикрепляет шмеля).

Ведущий: «Нянина Сказка»

Все мы слышали о том, что у Пушкина бала няня, которую звали Арина Радионовна. Она нянчилась, с маленьким Сашенькой пока он подрастал, была лучшим другом взрослые годы, кода у поэта были трудные дни в жизни. Тогда под завывание вьюги и вой волков, поэт коротал зимние вечера с няней. Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых называл ласково своей «подругой юности», голубкой, матушкой, «бесценным другом», «ангелом кротким».

Сейчас наши дети прочтут стихи, которые поэт посвятил своей няне.


Няне

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны,

Во дни утех и снов первоначальных.

Я ждал тебя; в вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой


И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Младенчество прошло, как легкий сон.

Ты отрока беспечного любила,

Средь важных муз тебя лишь помнил он,

И ты его тихонько посетила;

Но тот ли был твой образ, твой убор?

Как мило ты, как быстро изменилась!

Каким огнем улыбка оживилась!

Каким огнем блеснул приветный взор!

Покров, клубясь волною непослушной,

Чуть осенял твой стан полувоздушный;

Вся в локонах, обвитая венком,

Прелестницы глава благоухала;

Грудь белая под желтым жемчугом Румянилась и тихо трепетала...

Фея: Благодаря своей нянюшке Пушкин записал сюжеты многих народных сказок, познакомился с народными песнями.

Балда: Как раз следующий пункт нашего путешествия «Народная музыка».

Скрипичный ключ: Верное направление. Ведь А.С.Пушкин очень любил слушать русские народные песни (поют)

Во саду ли в огороде Девица гуляла Она ростом невеличка Лицом круглолица.


Ведущий: Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там песни. Танец «Во саду ли в огороде» Р.Н.М. в сопровождении шумовых инструментов.

Ведущий: А.С.Старался запомнить полюбившиеся. Вот почему многие стихи самого поэта похожи на подлинные народные песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках.

Балда: А ещё Пушкин очень любил бывать на балах. И наш пункт назначения «Любимый танец» (Свет)

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг Все чувства поражают вдруг.

Ведущий: Сейчас мы послушаем фрагмент музыкальных произведений, танцев, которые во времена Пушкина танцевали на балах барышни и галантные кавалеры: вальс, галоп? Менуэт

Ведущий: Кавалеры - приглашайте дам.

Менуэт танцуют.

Балда: Ой, шмель так и бьётся, гудит, наверное, чувствует, что мы приближаемся к его сказке.

Ведущий: Мы приближаемся к следующему пункту назначения. « Три чуда и шмель»

Скрипичный ключ: Оперу на сюжет этой сказки написал композитор Николай Римский - Корсаков.

Музыкальный рук.:        Он придумал удивительные

музыкальные темы для того чтобы показать всех героев, передать их образы и характеры. Один из самых известных тем оперы - отрывок под названием «три чуда». Напомните, какие чудеса? (белочка, 33 богатыря, лебедь).


Ребёнок:        Ель растёт перед дворцом

А под ней хрустальный дом.

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт.

Слушание фрагмента

Музыкальный руководитель: Мелодию какой р.н.песни Римский - Корсаков использовал в своей музыке, придумав тему белочки? ( во саду ли в огороде)

Ребёнок:        Есть        ещё        другое        диво

Море вздуется бурливо И очутятся на бреге В чешуе как жар горя Тридцать три богатыря.

Слушание фрагмента

Музыкальный рук.: На наших мальчиков взгляни,

Все как один богатыри.

Танец «Богатырская сила»

Ребёнок:

Есть ещё такое диво За морем царевна есть,

Что неможно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью, землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Музыкальный рук.: В музыкальном образе царевны - лебедь композитор нам показал образ птицы плывущей по волнам, звуки оркестра рисуют всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. А потом мы услышим, как мелодия становится похожей на привольную русскую песню, это момент где птица - лебедь обернётся прекрасной девушкой.

Слушание фрагмента.


Балда: Посмотрите, на нашей карте остался только один пункт «Золотая рыбка».

Звучит фрагмент шум моря. Выходит старик с неводом. Дети делают круг с лентами, в середине золотая рыбка. Ведущий: В 3 раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой - золотою.

Танец золотой рыбки.

Ведущий:

Как взмолилась золотая рыбка Голосом молвила человечьим.

Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море Дорогой за себя дам откуп Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Старик: Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо,

Ступай себе в синее море Играй там себе на просторе.

Ведущий: Вы узнали сказку, как она называется?

Спасибо тебе дорогая Фея, что ты отправила нас в такое удивительное путешествие, ты настоящая волшебница.

Фея: Я рада, что вам понравилось! Но главные волшебники они: ПИСАТЕЛИ- СКАЗОЧНИКИ И КОМПОЗИТОРЫ. Это они удивили нас волшебным миром звуков музыки и сказок. Воспитатель:

К нам приходят пушкинские сказки.

Яркие и добрые, как сон Сыплются слова, слова - алмазы На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать Вздрагивают детские ресницы Верят чуду детские глаза.


Даже если мы уже не дети,

В 20, 30 лет и в 45 Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в Пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ведущий:

Мы благодарим Фею, Скрипичный ключ и Балду за то, что побывали у них в гостях и прощаемся с гостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев"

Музыкально-литературная композиция "Подвиг ленинградцев" посвящена Дню полного освобождения ленинградцев от вражеской блокады. В композицию вошли стихи, песни, посвящённые подвигам ленинградцев....

Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День пожарной охраны - 30 апреля".

Наша школа сотрудничает с подразделением МЧС - пожарной частью. В школе обучаются кадеты - будущие спасатели. Учащиеся занимаются не только военными дисциплинами, но и поют в кадетском хоре. Традицион...

Сценарий музыкально - литературного мероприятия "День спасателя России".

Этот сценарий составлен к празднику "День спасателя". Он отмечается в конце года, поэтому я решила объединить его с праздником Новый год. В качестве иллюстраций к мероприятию я создала презентацию....

Урок-концерт. Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднику Победы,"Даавно закончилась война"

Воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, знания истории и памяти павших героев, уважения к ветеранам....

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Литературно музыкальная композиция «Пусть знают и помнят потомки»

Литературно музыкальная композиция«Пусть знают и помнят потомки»...