Война ж совсем не фейерверк..."
классный час (10 класс) по теме

Федянина Ирина Гавриловна

Литературно-музыкальный журнал, посвященный Дню Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_zh_sovsem_ne_feyerverk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Война ж совсем не фейерверк,

                                             а просто трудная работа…»

                   Поэзия и проза Великой Отечественной войны.

Оформление: «лента памяти», антивоенные плакаты,  уголки «военных» писем, фотографии поэтов и писателей, записи песен «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Аве Мария», запись художественного чтения стихотворения М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», отрывок из фильма «Судьба человека»

Действующие лица: 1-я девушка, 2-я девушка, ведущие, чтецы.

Учитель: Каждый год мы отмечаем день святой народной памяти – День Победы. Сегодня мы хотим отдать дань уважения поэтам и писателям, защищавшим землю пером и автоматом, поднимавшим боевой дух соотечественников своим творчеством в трагические дни.

Звучит песня на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война» - 1 куплет. На сцене с зажженными свечами появляются ведущие, устанавливают свечи на стол, садятся вокруг него

Голос за сценой: звучат данные об односельчанах, воевавших на фронтах ВОВ

1 ведущий: Поэзия ВОВ _ поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

2 ведущий: Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Семен Гудзенко…в 1941 году они были чуть старше нас, и не все из них вернулись с войны. При выполнении боевого задания в 1942 году погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.

В.Высоцкий «А сыновья уходят в бой»

3 ведущий: В боях под Сталинградом в январе 1943 года погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война ж совсем не фейерверк,

А просто – трудная работа,

Когда – черна от пота – вверх

Скользит по пахоте пехота.

Произведения Булата Окуджавы стали любимыми песнями

Песня на слова Б.Окуджавы «До свидания, мальчики…»

4 ведущий: Когда началась война, многие студенты московского Института философии, литературы и истории ушли добровольцами на фронт. Среди них был и молодой поэт Семен Гудзенко. Одним из первых произведений стало стихотворение «Когда на смерть идут – поют»

1 чтец.

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою,

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет пехота.

Будь проклят, сорок первый год,

Ты, вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать

И нас ведет через траншеи

Окоченевшая вражда,

Штыком дырявившая шеи.

Бой был коротким

А потом

Глушили водку ледяную,

И выковыривал ножом

Из под ногтей я кровь чужую.

4 ведущий: Незадолго до Победы Семен Гудзенко писал:

1 чтец: «Недавно попал под бомбежку у переправы через Мораву…Лежал там долго и томительно. Умирать в 1945 году очень не хочется.»

4 ведущий: в 1946 году появятся его следующие строки: «Мы не от старости умрем – от старых ран умрем». Все произошло с ним именно так в феврале 1953 года.

1 ведущий: Роль поверенных историй, хранителей памяти взяли на себя писатели фронтового поколения: К. Симонов, М. Шолохов, Б. Полевой, В.Астафьев, Ю. Бондарев и многие другие.

Идет отрывок из фильма «Судьба человека» (сцена встречи с Ваней)

2 ведущий: Когда началась война, будущему писателю Юрию Бондареву было всего 17 лет. А в 18 лет -  в августе 1942 года – он уже на фронте. Дважды был ранен. Через четверть века после окончания войны он напишет: «Война была жестокой и грубой школой, мы сидели не за партами, а в мерзлых окопах». Как и автор, юные герои Бондарева шагнули в войну со школьной скамьи. Судьба его героев зачастую трагична. В романе «Батальоны просят огня» в живых из нескольких сотен людей останутся только пятеро.

2 чтец.

И на мокром лугу, там и сям, бугорочками серыми

Оставались лежать в посеченных шинелях тела…

Где-то кто-то ошибся. Что-то где-то не сделали,

А пехота все эти ошибки оплачивай кровью сполна!..

Мы идем и молчим. Ни о чем говорить нам не хочется.

Да о чем говорить, если мы четверть часа назад

Положили у той – будь она трижды проклята! –рощицы

Половину ребят – и каких, доложу вам, ребят.

Фоном звучит песня М. Исаковского «В лесу прифронтовом»

3 ведущий: Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Миллионы людей пели «В лесу прифронтовом», «Дан приказ ему на Запад». Самой популярной песней Исаковского стала песня «Катюша», слова к которой были еще написаны в 1938 году. Люди полюбили эту песню. Когда началась ВОВ, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты грозную машину. В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, во Франции ее пели участники Сопротивления. Её и сейчас знают во всем мире.

Исполняется песня «Катюша» (девушки старших классов)

4 ведущий: Далеко не все произведения о ВОВ сразу же доходили до читателя. Одни из них подвергались жестокой критике, другие, авторы которых пытались донести до людей трагическую правду о войне, рассказать об ошибках военных лет, запрещались совсем. Та же судьба постигла стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», герой которого, вернувшись домой с войны, нашел лишь пепелище.

Звучит звукозапись стихотворения, на экране, слайды о ВОВ.(или стихотворение читает ученик)

Враги сожгли родную хату,

Убили всю его семью

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат- и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

4 ведущий: Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике. Его знаменитое «Жди меня» - гимн любви, настоящей любви и преданности. Может кто-то из зала знает строки этого стихотворения?

(ответ из зала)

1 ведущий: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами, летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Бергольц, Юлия Друнина…в судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

2 ведущий: 17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно  ушла на фронт бойцом санитарного поезда.

3 чтец:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сказать.

3 ведущий: Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году.И на протяжении всего её творчества основным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны. Её фронтовые стихи производили сильное впечатление, её «Зинку» знали наизусть. «Зинка». Памяти однополчанки – героя Советского Союза Зины Самсоновой.

(инсценировка стихотворения)

1 девушка

 Мы легли у разбитой ели.

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

2 девушка

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня – она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мамка, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

1 девушка.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – нежданный приказ: «Вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

/…/

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело свое шинелью

Укрывала я, губы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня – она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мамка, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

( во время чтения последних строк звучит «Аве Мария», на заднем плане появляется «старушка» и зажигает свечу у иконы.)

Учитель: С каждым годом все меньше остается в живых свидетелей ВОВ. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое нашей родины. Наша святая обязанность – чтить память тех, кто защищал нашу Родин, тех, кто навеки остался молодым в этой войне, тех, кто ценой собственной жизни приближал желанный миг победы.

(звучит метроном. Минута молчания)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фейерверк еды

Презентация к уроку "Еда" в 5 классе, УМК Ю.Ваулина "Spotlight\'....

Такая совсем не страшная математика

. Эта статья была напечатана в одном из номеров журнала "Математика в школе" прошлых лет. К сожалению, я не записала ни номера журнала, ни автора публикации. Но советы, которые автор дает тем, кт...

Программа для одаренных детей "Наш звездный фейерверк".

Целевая программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк» написана с целью расширения единого образовательного пространства школы для  выявления способных и одаренных детей, раскрытия ...

Внеклассное мероприятие по математике "Совсем необычный урок""

Внеклассное мероприятие «Совсем необычный урок»...

Программа для одаренных детей «Наш звездный фейерверк»»

Основной идеей программы являетсяобъединение усилий педагогов, родителей, администрации школы с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала обучающихся....

Новогодний фейерверк

Данный урок посвящен одному из самых любимых праздников в России и других странах. На уроке учащиеся имеют прекрасную возможность узнать, как его празднуют народы разных стран, а также спеть известную...