Проект сопровождения замещающих семей «Социальный навигатор»
проект

Юлия Анатольевна Береснева

Создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум,  содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_navigator_1.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района»

 Утверждаю:

Директор ГКУ «СРЦН

Шарангского района»

_________Т.А.Фокина

Бумажный пакет

Карта социального проекта

Название социального проекта

«Социальный навигатор»

Срок реализации социального проекта

Цель деятельности

Создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум,  содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

Задачи проекта

-Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных  и психолого-педагогических занятий;

-Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ;

-Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям;

География проекта

Шарангский район

Наименование учреждения

ГКУ «СРЦН Шарангского района»

Нижегородская обл., Шарангский

р-н., д.Туманка , ул.Новая, д. 2

Основные разработчики и исполнители социального проекта

Автор проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог

Исполнители проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог;

Осокина Ольга Викторовна, учитель-логопед;

Самоделкина Ольга Валерьевна, педагог-психолог;

Репина И.Ю., руководитель кружка «Квиллинг»

Целевая группа, на которую направлена деятельность по социальному проекту

Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет

Бюджет проекта

Проект является малозатратным

Перечень основных мероприятий социального проекта

Мастер-классы.

1.Открытка из бумаги своими руками «Волшебные цветы» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;

2.Открытка своими руками к дню Матери на базе МБУК «Шарангская централизованная        библиотечная система»;

3.«Яркие подсолнухи» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;

4. «Тюльпан из ниток» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;

5. «Веселые поделки» на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» ;

5.«Цветочные композиции. Квиллинг» на базе МБУК

«Шарангская централизованная библиотечная система» ;

6. «Шкатулка идей (Подарки cвоими руками. Поделки) Презентация. Мастер-класс по изготовлению снежинок» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;

Экскурсии:

1.Экскурсия на выставку поделок «Волшебный мир» в МБУК «Шарангский  ДДТ» ;

2.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей» «Гордость нашего края»;

3.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей»просмотр медиа-фильма «История поселка Шаранга»;

4. Экскурсия в ФОК «Жемчужина», просмотр мультфильма «Головоломка»;

Мероприятия :

1.«Осень-рыжая подружка»Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»;

2. «С детства дружбой дорожи».Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»;

3. « Мама- это солнечный свет». Мероприятие для приемных мам . Организация чаепития. Обсуждение возникших проблем в воспитании приемных детей;

Занятия:

-Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у  замещающих детей 5-7 лет;

-Цикл занятий по звуковому произношению у замещающих детей;

-Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи;

Ожидаемые результаты реализации социального проекта

В результате реализации проекта, замещающие семьи:

-  будут эффективно сотрудничать со специалистами службы по  вопросам воспитания приемных детей;

- будет сформирован благоприятный социально-психологический климат замещающей  семьи;

- окажется содействие в  развитии и социальной зрелости приёмных детей;

- повысится  педагогическая  компетентность замещающих семей

Анализ  ситуации . Проблема, которую должен решить проект

   Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр» обладает богатым опытом сопровождения замещающих семей района, на базе учреждения имеется Служба Сопровождения семьи и ребенка. Учитывая территориальные особенности Шарангского муниципального района, отсутствие в сельских администрациях социально-психологической помощи, работа нашей службы сопровождения носит мобильных характер. Мы оказываем экстренную консультационную психолого-педагогическую помощь семье. Это  особенно  удобно для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях, а также для семей, в которых воспитываются 3 и более детей, потому что выехать в само учреждение ГКУ «СРЦН Шарангского района» со всеми подопечными не всегда получается. Конечно, существует определенная проблема, которая касается не только замещающих родителей, но и всего российского общества: не все семьи готовы идти на консультацию к психологу. Кто-то считает, что сам в состоянии решить возникшие проблемы, кто-то боится признать свою слабость. К сожалению, многие замещающие родители пытаются появившиеся проблемы решать самостоятельно, забывая, что воспитание детей-сирот отличается от воспитания кровных детей. Не редки случаи, когда педагогическая некомпетентность становится причиной того, что приемные дети могут вновь оказатся в детском доме. Поэтому очень важно, чтобы работа специалистов службы сопровождения была организована таким образом, чтобы приемные родители не боялись обращаться к ним, открывать свои проблемы. Многие мероприятия Службы проводятся на базах учреждений районного поселка Шаранга (МБУК «Шарангский народный краеведческий музей», МБУК «Шарангская  централизованная библиотечная система» МБУК «Шарангский детский дом творчества», ФОК «Жемчужина») , в целях удобства месторасположения для   приемных семей.

Благодаря внедрению в учреждение проекта «Социальный навигатор» сопровождение приемных семей Шарангского района выйдет на новый уровень, станет доступным, открытым , комплексным, досуг сложных деток будет полноценно и плодотворно организованным, а родители получат возможность для доступного общения друг с другом, для совместного решения проблем и квалифицированной помощи специалистов Службы.

Актуальность

Дети из замещающих семей  обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями.  Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье,  психотравмы, обедненная стимулами среда, отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире , узкий круг общения . Поэтому особенности приемных детей требуют коррекции со стороны специалистов Служб Сопровождения приемных семей, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни  в  условиях замещающей семьи. По данным обследования детей из замещающих семей специалистами Службы Сопровождения ГКУ «СРЦН Шарангского района» были выявлены следующие особенности :

- замедление психического и физического развития;

- отставание в развитии речи;

- пониженный уровень адаптации к окружению;

 -проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность);

-отсутствие ориентация на сотрудничество;

-эмоциональная несдержанность;

-неуверенность в себе;

 -неорганизованность;

Процесс интеграции  требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. К сожалению, не все семьи могут самостоятельно справиться с возникшими в адаптации у ребенка проблемами. Таким образом, был составлен проект, который будет решать следующие задачи:

-формирование у детей положительного опыта общения с социальным окружением;

- стремление к сотрудничеству;        

-снятие состояния отчуждения и формирование чувства доверия в замещающих семьях;

Цель - создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум,  содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.

 Задачи:

-Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных  и психолого-педагогических занятий;

-Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ;

-Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям;

 Идея проекта

Основной идеей проекта является сопровождение приемных семей Шарангского района как индивидуального, так и группового характера для формирования у детей чувства принадлежности и нужности приемной семье и обществу в целом через организационную деятельность Службы сопровождения приемной семьи и ребенка.

Реализация проекта начнется с 02.11.2015г.-11.12.2015г. Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет. Занятия будут проводиться еженедельно.

                     

  Кадры и управление

  1. Руководитель проекта – Береснева Юлия Анатольевна- социальный педагог. Организует реализацию проекта.
  2. Координатор - Фокина Т.А. директор ГКУ «СРЦН Шарангского района».Осуществляет координацию проекта, обеспечивает необходимые условия для проведения проектной деятельности.
  3. Педагог-психолог - Самоделкина Ольга Валерьевна .Проводит работу по психолого-педагогическому сопровождению детей.
  4. Учитель-логопед - Осокина Ольга Викторовна. Проводит работу по лого- коррекционному сопровождению детей.
  5.  Руководитель кружка «Квиллинг» Репина Ирина Юрьевна.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный. Происходит формирование группы.

2 этап.- Реализация интересов участников проекта и получение ими опыта в организации собственного досуга, приобретение новых стереотипов поведения в общении и совместной деятельности посредством участия в мероприятиях , занятиях ,реализации собственных возможностей детей.

3 этап- Заключительный- подведение итогов реализации проекта, Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с целью дальнейшего сопровождения приемных семей .

Направления деятельности

- Социо-культурное;

-Творческое;

-Лого-коррекционное и психолого-педагогическое направление.

Формы и методы

Формы:

-индивидуальные занятия;

-групповые занятия ;

-изготовление поделок своими руками;

 Методы:

- беседа;

-пример;

-объяснение;

-упражнение;

-поощрение;

-создание воспитательных ситуаций;

-создание ситуации успеха;

-Создание понимания, доверия;

Возможные риски и способы их преодоления

-недостаточная компетенция специалистов, реализующих проект;

-отрицательная динамика у некоторых детей.

Способы преодоления

-повышение компетентции специалистов, изучение новых материалов , форм и методов работы;

-знакомство с опытом работы с замещающими семьями других Служб Сопровождения Семьи и Ребенка.

План работы

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

1

Открытка из бумаги своими руками «Волшебные цветы» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;

«Осень-рыжая подружка». Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»;

03.11.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

2

Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у  замещающих детей 5-7 лет

Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи;

06.11.15 г.

Осокина О.В.

Самоделкина О.В.

3

Открытка своими руками к дню Матери на базе МБУК «Шарангская централизованная        библиотечная система»

Экскурсия на выставку поделок «Волшебный мир» в МБУК «Шарангский  ДДТ»

13.11.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

4

Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у  замещающих детей 5-7 лет

Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи;

13 .11.15 г.

Осокина О.В.

Самоделкина О.В.

5

«Яркие подсолнухи» на базе МБУК «Шарангский ДДТ

Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей» «Гордость нашего края»

20.11.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

6

«Тюльпан из ниток» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»

23.11.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

7

«Веселые поделки» на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»

« Мама- это солнечный свет».Мероприятие для приемных мам . Организация чаепития. Обсуждение возникших проблем в воспитании приемных детей

27.11.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

Самоделкина О.В.

8

Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у  замещающих детей 5-7 лет

Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи;

01.12.15 г.

Осокина О.В.

Самоделкина О.В.

9

«Цветочные композиции.Квиллинг» на базе МБУК « Шарангская централизованная библиотечная система»

Экскурсия в ФОК «Жемчужина», просмотр мультфильма «Головоломка»

04.12.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

10

«Шкатулка идей (Подарки Своими руками Поделки) Презентация. Мастер-класс по изготовлению снежинок» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»

07.12.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

11

«С детства дружбой дорожи».Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»

11.12.15 г.

Береснева Ю.А.

Репина И.Ю.

Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта, замещающие семьи:

-  будут эффективно сотрудничать со специалистами службы по  вопросам воспитания приемных детей;

- будет сформирован благоприятный социально-психологический климат замещающей  семьи;

- окажется содействие в  развитии и социальной зрелости приёмных детей;

- повысится  педагогическая  компетентность замещающих семей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и...

План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...

Организация профессионального психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей

Организация професисонального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в принимающей семье. Своевременность и качество оказываемой педагогической и психо...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...