Особенности системы работы с одарёнными детьми
статья

Александрова Лариса Юрьевна

Представлены рекомендации по организации работы с одарёнными детьми в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с одарёнными детьми37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание особенностей системы работы с одарёнными детьми

Автор статьи: Александрова Л.Ю.

Системообразующую роль в организации работы с одарёнными детьми выполняет комплексно-краеведческий школьный музей, фонды которого постоянно пополняются и используются в региональном образовании сельских школьников и их социальном воспитании. С помощью краеведческого материала сельские школьники: во-первых; расширяют свой кругозор, у них складывается устойчивый интерес к поиску и исследованию, развивается память, внимание, мышление; во-вторых; они осваивают ценности общества, у них формируется ценностное представление, складывается адекватная самооценка, происходит самоопределение и самореализация личности; в-третьих, они усваивают нормы и правила поведения в конкретном сообществе, учатся регулировать свои взаимоотношения с другими людьми, у них проявляются готовность к эффективному межличностному общению и взаимодействию, чувство социальной ответственности, способность к адекватной самооценке, формируется активная жизненная позиция.

Работа с одарёнными детьми осуществляется в нескольких направлениях:

          Первое направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

  1. Отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подборка списка литературы, проведение занятия в роли учителя, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений).
  2.  Работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультативной помощи при выполнении исследований).

Второе направление – групповая форма (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из смежных предметных областей).

Третье направление – массовые формы. Это встречи с интересными людьми, вечера, гостиные, диспуты, конференции, экспедиции и т.д. Например, в этом году прошел этнографический праздник «Россия – моя Родина», где были представлены народы, живущие в Тюменской области; открытие в музее Зала школьной Славы, посвящённого Году учителя, конференция «Избирательное право – избирательный процесс», Единый урок СНГ, музейный урок «Эхо печали Беслана!».

Во время занятий используется технология развивающего обучения, метод проекта, исследования и театрализации с элементами музейной педагогики, личностно-ориентированный и дифференцированный подход. Работа с одарёнными детьми организуется не только в учебное время, но и в каникулярное и выходные в рамках научного общества ЭЭКЦ «Берегиня». Школьный музей тесно сотрудничает с общественностью села, библиотекой, Домом культуры, районным народным музеем и областным краеведческим музеем, «Домом природы»  г. Ялуторовска.

Национально-региональный компонент используется как элемент на уроках, так и полностью на нём построено всё занятие. Например, интеллектуально-творческая мастерская «Люди, судьбы, матушка Сибирь!», «Культура сильной власти» (правление Ивана Грозного), «Роль местного самоуправления на примере Тюменского региона». При изучении национально-регионального компонента проводится параллель с Россией и всем миром. Нельзя забывать, что мы живём в XXI веке, которому характерны процессы интеграции и глобализации. Использование НРК помогает конкретизировать исторический и обществоведческий материал, глубже понять суть происходивших и происходящих событий. Всё это способствует успешной подготовке и сдаче экзаменов.

Таким образом, анализ опыта работы показал, что добиться успеха в работе с одарёнными детьми в сельских условиях  можно при соблюдении следующих условий: формирование и поддержание устойчивого интереса к краеведческой деятельности и уважительного отношения к опыту предыдущих поколений, обеспечение дифференцированного и личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику, расширение и обогащение социальных контактов ребёнка в процессе краеведческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Особенности внеурочной работы с одарёнными детьми

Нужно помочь одаренному ребенку вовремя выявить свой талант, а не закопать его в землю. Для этого нужно на ранней стадии обучения выявить таких детей и помочь им в дальнейшем развить свою одаренность....

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Система работы с одарёнными детьми в условиях введения ФГОС. Из опыта работы.

Работа с одарёнными и способными детьми по физике и математике....