Психологический тренинг "Жизнь бесценна"
тренажёр

Гайсина Ирина Алексеевна

Мной был разработан психологический тренинг "Жизнь бесценна", направленный на профилактику суицидального и аддиктивного поведения у обучающихся.

Задачами тренинга выступают формирование адаптивного отношения к жизни и стрессоустойчивости, а также развитие навыков конструктивного решения возникающих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ps_trening_prof_suitsid_addikts.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Невский колледж имени А.Г. Неболсина»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

психологического тренинга «Жизнь бесценна»

Разработчик: педагог-психолог Гайсина И.А.

Продолжительность: 2 уч.часа

Количество участников: 1 учебная группа (15-25 человек)

Оборудование и материалы: доска или флипчарт, листы бумаги А4 и А5, маркеры, раздаточные материалы: визитки с телефоном доверия, распечатки.

Цель: профилактика суицидального и аддиктивного поведения у обучающихся.

Задачи: формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, развитие навыков конструктивного решения возникающих проблем.

  1. Знакомство с тренером, настройка на работу.

Время: 2-3 мин.

Ведущий представляется, объявляет тему и просит всех участников взять по листу бумаги А5, согнуть пополам и написать на них, как можно к участнику обращаться.

  1. Дискуссия «Что такое кризис?»

Время: 10-15 мин.

Обучающимся предлагаются к обсуждению вопросы: «Что такое стресс?» «Что такое кризис, с какими словами ассоциируется это понятие?» «Как вы обычно справляетесь с кризисом?» «Как ещё можно справиться с кризисом?» Конспект ответов фиксируется на доске.

Стресс – от английского «напряжение, давдение» - адаптивная реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Любая жизненная ситуация, по Селье, вызывает стресс, но не каждая бывает критической. Развитие стресса происходит в три фазы:

Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и станет уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Причины стресса: физиологические, социальные, финансовые, психологические. Стрессовые ситуации разделяют на эустресс и дистресс.

Последствия стресса: упадок работоспособности, ухудшение здоровья, внимания, памяти, повышение тревожности, нервозности, гнев, стыд, чувство вины. Длительный стресс приводит к кризису.

Кризис  тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Это также и переломный момент, точка принятия решения. Всегда ли находиться в кризисе плохо? Нет, не всегда, т.к. прохождение кризисного момента может вести к улучшению ситуации.

Как люди ведут себя в кризисе? Конструктивно и деструктивно.

Деструктивно: уход в зависимость (ПАВ, алкоголь, интернет, игры, еда), уход в психосоматическое заболевание, суицид.

Конструктивно: обратиться за помощью; мобилизоваться и решить проблему самостоятельно.

Как вы себя ведете в кризисной ситуации?

  1. Зависимости.

Время: 10 мин.

На первый взгляд кажется, что отвлечься от проблемы или утешиться в случае неприятности с помощью чего-либо приятного просто здорово. Ведь было плохо, а станет так хорошо! Но давайте посмотрим на ситуацию со стороны.

Упражнение со стульями.

Один участник приглашается в центр комнаты. Ведущий предлагает студентам подумать, в чем могут заключаться проблемы молодого человека. Остальные студенты предлагают варианты (примеры: проблемы с родителями, с противоположным полом, с учебой, с педагогами, с полицией…), и каждый, чей вариант принимается, ставит стул около стоящего в центре участника.

Ведущий: «Смотрите, сколько проблем у этого человека! Допустим, он решил отвлечься от них с помощью алкоголя или наркотиков. Представим, что он их принял» - стоящему в центре предлагается закрыть глаза, отвернуться от стоящих рядом с ним стульев-«проблем» и расслабиться.

Ведущий – остальной группе: «Смотрите, он сейчас не видит своих проблем, ему хорошо! Но что произойдет, когда он очнется?» Участники предлагают варианты: ломка, проблемы с деньгами, с друзьями, со здоровьем… На каждый вариант к уже стоящим стульям добавляются новые.

Ведущий говорит «проснуться» и повернуться к стульям-проблемам «отвлекшегося от проблем» участнику. Задает вопрос: Стало ли проблем меньше или больше?..

Да, проблема не ушла с употреблением наркотиков, а только появились новые.

К тому же, химические, токсические вещества и алкоголь в результате своего воздействия разрушают ваш мозг. Они создают зависимость и убивают нормальные связи нейронов в мозгу. Со временем вы ни о чем не сможете думать, кроме наркотика или алкоголя, и ваша изначальная проблема уйдет, но ей на смену придет другая такого размера, что эта покажется совсем незначительное.

Так же работают и другие зависимости – уход в интернет и игровая зависимость, зависимость от азартных игр, от еды. Они не решают проблему, а только усугубляют ее.

В общем, решать проблему с помощью ухода в зависимость – все равно, что лечить царапину на пальце ампутацией руки.

Зависимость – это не решение проблемы, а сама по себе проблема. К счастью, с зависимостями можно успешно бороться, и первый шаг – признание проблемы и обращение за помощью.

  1. Суицид.

Время: 10 мин.

Ведущий:

Крайняя степень невозможности справиться с кризисом, потеря всех возможных ресурсов, безнадежность, крик о помощи. Лечение головной боли отрубанием головы. Проблемы не будет, но и вообще ничего больше для вас не будет после совершения такого поступка.

Далее ведущий предлагает аудитории миф и просит предположить, как обстоят дела на самом деле.

Миф

Правда

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом “кричит” о помощи и ставит в известность о своей боли людей

Настоящее самоубийство случается без предупреждения

Примерно 8 из 10 человек подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке

Склонность к суициду передается по наследству

Оно не передается генетически. Человек лишь использует аутоагрессивные (агрессию, направленную на себя) модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении

Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это его дело.

Большинство людей хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить

Большинство людей вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач

Не все, покушающиеся на свою жизнь, страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями

Упражнение «Рекомендации по предотвращению суицида».

Ведущий: Давайте подумаем, как мы будем действовать, если человек рядом с нами говорит о самоубийстве. Работаем в 2-3 командах по 5-6 человек, 5 минут на мозговой штурм, потом все вместе обсуждаем.

Примерные рекомендации:

  • Примите человека, говорящего о самоубийстве, как личность.
  • Установите заботливые взаимоотношения.
  • Будьте внимательным слушателем.
  • Не спорьте.
  • Задавайте вопросы.
  • Не предлагайте неоправданных утешений.
  • Предложите конструктивные подходы.
  • Вселяйте надежду.
  • Не оставляйте человека одного.
  • Обратитесь за помощью к специалистам.

Телефон доверия 88002000122.

  1. Конструктивный выход из кризиса.

Время: 10 мин.

Ведущий:

Есть 2 полюса контроля за своей жизнью, т.н. локусы контроля – внутренний и внешний. Внешний – виноваты другие люди, обстоятельства, ситуация, учителя. Внутренний – принимаю часть ответственности или всю ответственность за произошедшее на себя. Внутренний локус контроля – взрослая, зрелая позиция, к этому нужно стремиться. Однако не нужно принимать на себя лишних, чужих проблем – с ними можно помочь, но нельзя решить их за другого человека.

Давайте вместе подумаем, как же конструктивно решать проблемы?

Этапы решения проблемы:

- признание проблемы;

- определение и формулирование проблемы;

- определение факторов, которые делают ситуацию проблемной;

- постановка реалистичной цели решения проблемы;

- описание деталей, составление плана, по возможности – различных вариантов реализации этого плана;

- поиск ресурса, обращение за помощью при необходимости;

- принятие решение;

- реализация плана;

- точки контроля, оценка эффективности;

- поощрение себя.

Упражнение «Выход из кризиса». Участники разбиваются на группы 5-6 человек, каждая получает кейс и выстраивает план решения проблем по оговоренным этапам. Примеры кейсов:

  1. Павел, студент первого курса колледжа, имеет задолженности по трем предметам – по русскому языку, по математике, по истории. По русскому он не сдал 60 упражнений, заданных еще на зимние каникулы, по математике – недавно получил 2 за контрольную, по истории – необходимо срочно написать реферат, а он еще и поссорился с учительницей. До конца семестра осталось три недели. Павел находится в растерянности и не понимает, как ему справляться с таким объемом заданий.
  2. Денис, студент второго курса колледжа, долго ухаживал за девушкой. Он устроился на работу, чтобы покупать ей цветы и подарки, совсем забросил учёбу, чтобы уделять ей время. Однако девушка, погуляв с Денисом пару месяцев, бросила его – сказала, что больше с ним быть не хочет и перестала отвечать на звонки и в соцсетях. Расстроенный Денис снова начал курить, пару раз напился, перестал появляться на работе и в колледже.
  3. Виталий, студент первого курса колледжа, хорошо учится, он толковый и общительный парень, у него много друзей. Летом он постоянно гулял с друзьями по ночам, несколько раз употреблял алкоголь, и один раз даже участвовал в угоне автомобиля – вместе с друзьями они взяли покататься каршеринговую машину, используя чужой аккаунт. Их остановил полицейский, в итоге Виталия поставили на учет в полиции, сведения об этом также направили родителям и в колледж. Родители очень расстроились и рассердились. Виталия лишили карманных денег и запретили гулять с друзьями. Он отказался слушаться родителей, у него начались с ними конфликты.

Разбираем решения кейсов.

  1. Рефлексия и завершение тренинга.

Время: 5 мин

Вопросы аудитории:

Что вам понравилось? Что запомнилось? Что было полезного?

Список источников:

  1. Керина Карина Валерьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ // Цифровая наука. 2021. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-u-podrostkov (дата обращения: 03.09.2021).
  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации. — М.: Ось-89, 2004. — 128 с.
  3. Колодий Елена Евгеньевна СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sotsialno-pravovogo-soprovozhdeniya-studentov-kolledzha-kak-faktor-uspeshnoy-profilaktiki-pravonarusheniy (дата обращения: 15.09.2022).
  4. Спадерова Н. Н. Особенности суицидального поведения детей и подростков (обзор литературы) // Тюменский медицинский журнал. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-suitsidalnogo-povedeniya-detey-i-podrostkov-obzor-literatury (дата обращения: 20.09.2021).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК в 10 классе "Дар бесценный"

Урок посвящён творчеству великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Рассматривается историческая трилогия: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова". Каждая груп...

Здоровье-бесценное богатство

Классный час "Здоровье- бесценное богатство". Цель: убеждение учащихся в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни. Актикизируют знания детей: беседа, "Что говорили о здоровье в ...

Бесценная шкатулка П.П.Бажова

Разработка урока  ориентирована на произведения, не входящие в программу учебника  Г.И.Беленького. Урок проводится в форме интеллектуальной викторины и включает в себя вопросы  на внима...

"Лес-бесценный дар природы" Познавательная игра для 1-4 классов

Расширять знания детей о растительном мире леса, воспитывать заботливое отношение к природе....

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Презентация « Народная мудрость бесценна и бесконечна»

Народная мудрость веками и тысячелетиями, из поколения в поколение накапливалась, хранилась и передавалась в форме афоризмов, притч, басен, мифов, сказок, легенд, былин, пословиц, поговорок, песен.Сег...