Статья : Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога
статья

Боженова Юлия Анатольевна

Статья о  выборе технологий социально-культурной деятельности в общеобразовательной средней школе, которые может использовать социальный педагог в практической  работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

monsarat69@gmail.com

телефон 417-33-21

Боженова Юлия Анатольевна, социальный педагог.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (педагог дополнительного образования).

г. Санкт-Петербург, Россия

Содержание статьи " Практическое применение технологий социально-культурной деятельности в работе социального педагога"

  1. Введение    ……………………………………………………………………………….2
  2. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности………………………..2
  3. Практическое применение технологий социально культурной деятельности в работе социального педагога. …………………………………………………………………………..5
  4. Список литературы………………………………………………………………………8

Введение

Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть - развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

На протяжении всей жизни человек вынужден  приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира. Процесс адаптации, общения и усвоения новых социальных ролей у всех людей проходит по-разному. В подростковом возрасте они имеют свои специфические черты и трудности,  возникающие в ходе этих процессов, могут создавать проблемы во взаимодействии учителя и ребенка.

 Стоит ли говорить, что проблема обеспечения эмоциональной гармонии и социализации ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях социальных отношений среди  обилия компьютерных игр, гаджетов и социальных сетей, вытесняющих живое общение из жизни современного школьника. Вместе с тем, именно социализация является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы

Начиная активную жизнь в обществе, ребенок сталкивается со множеством трудностей. Они связаны не только с недостатком знаний об этом мире, но и с необходимостью научиться жить среди себе подобных, то есть комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. Ребенок в процессе этого сложного познания становится личностью со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и с собственным поведением, со своим пониманием добра и зла.

Как только ребенок приходит в школу, все отношения учащегося с внешним миром определяются его новой социальной позицией - ролью ученика, школьника. Данная статья посвящена технологиям социально-культурной деятельности, которые можно использовать для успешной  социализации ребенка в школе.

Теоретические аспекты социально-культурной деятельности.

Итак, какие же технологии социально-культурной деятельности могут применяться  на практике в работе социального педагога? Для того, чтобы последовательно подойти к этому вопросу, уместно будет дать определение самому термину « социально-культурная деятельность».

Профессор Санкт-Петербургского государственного Университета культуры и искусств М.А Ариарский в своем научном труде « Прикладная культурология» [1 c.5], говорит нам о том, что социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

По определению Киселевой Т.Г.,  и  Красильникова Ю.Д  в учебнике  для высших учебных заведений «Основы социально-культурной деятельности», технологии  социально-культурной деятельности  - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.[2 c.5]

Опираясь на определения профессора, Санкт-Петербургского  государственного Университета культуры и искусств  М.А Ариарского можно утверждать, что функции социально-культурной деятельности – это категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности  общества  и  стимулирующим  культурно-творческое развитие личности. [1 c.5].

К основным функциям технологий СКД (социально-культурной деятельности) относятся те, которые отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

            1) социализирующая функция, которая проявляется в педагогических, образовательных и просветительных технологиях;

2) творческая функция, реализуемая с помощью технологий духовного производства, инноваций, индивидуального и группового творческого труда;

3) коммуникативная функция, характерная для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения.

4) рекреативная функция.

Обращаю внимание, что социализирующая функция стоит в списке первой.

Обратимся к технологиям СКД, которые  подходят для использования в учреждениях общеобразовательного характера, это:

-  информационно-просветительские;

-  социокультурного творчества;

- организации досуга детей и подросток;

- рекреационно-оздоровительные;

-  игровые.

 Поскольку  мы говорим о применении технологии социально-культурной деятельности на базе  общего образовательного учреждения, и речь идет о проблеме социализации личности, то рассмотрим игровую технологию более подробно.

  Для начала давайте вспомним, что  игра сама по себе в учебном процессе также может нести на себе ряд функций:

  • развлекательную,
  • образовательную,
  • релаксационную
  • психолого-терапевтическую,
  • развивающую,
  • воспитательную,
  • социализирующую
  • коммуникативную,
  • диагностическую,
  • коррекционную.

Иными словами игровая технология, как никакая другая, обладает хорошо известными педагогическими и организационно-методическими преимуществами. Она позволяет существенно сократить время на накопление крайне важной информации, приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной деятельности, расширяет сферу контакта личности с различными социальными группами, помогает ребенку освоить новые социальные роли. Именно игра  занимает ведущее место в  досуге детей любого возраста и пола.

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами[3 c.5]. Английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”[4 c.5].  Австрийский психолог К. Бюлер [5 c.5] видит причину игры в функциональном удовольствии, а З. Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т. п.[6 c.5].

Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Д.Б Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся  от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

  А.М. Леонтьев [8 c.5]доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения.

Л.С. Выготский писал: "В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее предложение в школьном обучении и в труде"[9 c.5].

Перейдем к практической части моей статьи. Анализ анкетирования учителей начальных классов показал, что большинство приветствуют использование дидактических игр во время урока, однако у  большинства классных руководителей  просто нет времени играть со своим классом на переменах. Так же, решая проблему успешной социальной адаптации внутри класса и школы,  учителя используют в основном такие методы как: личная беседа, и классные часы. В то же время по результатам моего исследования в начальной школе, где появились новые учащиеся, нет сплоченности и взаимопонимания среди своих сверстников в классном  коллективе. В отдельных классах  наблюдались отдельные, небольшие сплоченные группы, чьи  участники считали себя  наиболее популярными в классе по социальному статусу, но они не взаимодействовали  с остальными ребятами.

Для исследования я использовала такие  тесты и анкеты как:  «Определение социально-психологической адаптации ребенка к школе» (методика Л.П. Пономаренко) [10 c.5], анкета «Кто твой лучший друг?», тест "Раскрась свои чувства" (методика Л.П. Пономаренко), социальный опрос для педагогов начальной школы « Как вы решаете проблему успешной социальной адаптации учащихся в классе?».

Практическое применение технологий социально культурной деятельности

в работе социального педагога.

В виду актуальности проблемы, я решила попробовать  использовать  в своей работе игровую технологию социально культурной деятельности, обратившись к такой ее форме, как  игра-путешествие.

В качестве участников проекта я привлекла два  разных класса начальной школы

Игра проводилась  мною на двух больших переменах. В качестве участников были два класса начальной школы. Сразу скажу, что классные руководители были предупреждены, но  не были задействованы в мероприятии. Для проведения игры и соблюдения порядка привлекался дежурный класс старшей школы.

Подготовка к игре заключалась в том, что заранее на листочках бумаги двух разных цветов организатор (в данном случае социальный педагог) пишет задания для команд участников и прячет  согласно сценарию игры в разных местах школы. В каждое тайное место кладется по два листочка разного цвета, с одинаковым текстом задания. Делается это для того, чтобы каждая из команд не запуталась и не мешала действовать команде соперников.

Далее в назначенное время и место участники игры, получают задание и делятся на две команды. Они  выбирают себе название и получают каждый свой цвет. Педагог читает командам первое задание, где в стихотворной форме зашифровано первое место, где спрятана следующая подсказка. Задача  каждой команд, следуя подсказкам, разгадать  все места, где спрятаны последующие подсказки и в итоге понять,  где же  находиться «Тайная комната», в которой их ждет сюрприз. Места, где  спрятаны подсказки по  сценарию это: спортивный зал, актовый зал, главный кубок в холле школы, столовая, медицинский кабинет, кабинет истории, обществознания и. д. (естественно участники об этом знать не должны).  Все загадки исполнены  в стихотворной форме и заставляют ребят самостоятельно искать решение.

Дойдя до конца цепочки и найдя все подсказки, ребята узнают  заветный номер  « Тайной комнаты» (это может быль любая классная аудитория) и идут туда. Там их встречает социальный педагог, который вручает им призы (в моем случае это были календарики с изображениями школы). Если время позволяет, то организуется небольшое тожественное чаепитие в ходе которого,  социальный педагог хвалит ребят и рассказывает им несколько интересных фактов из истории школы, например: кто из золотых медалистов и выпускников  школы добился наибольших успехов? кто был первым директором? какие интересные достижения есть у школы? Ребята общаются  друг с другом в неформальной обстановке, получают новые знания, обмениваются впечатлениями.

Большое преимущество данного мероприятия состоит в том, что учащиеся в ходе игры не просто знакомятся со школой, но и вынуждены по ее условиям выполнять задания сообща, то есть взаимодействовать всем коллективом. Игра позволяет участникам не только снять эмоциональное состояние и отдохнуть, но и лучше познакомиться  со школой, где им предстоит учиться, быстрее освоиться в новом коллективе.

Проект игры «Тайная комната» интересен тем, что занимает мало времени и  не отвлекает детей от учебного процесса.  На мой взгляд, он универсален и может быть применен на базе любого образовательного учреждения.  Применение такой игровой технологии  позволяет  снизить нагрузку с учителей и психолога,  решить задачу  по успешной социальной адаптации в новом коллективе у детей.

 В  ходе повторного исследования после проведения данной игры, процесс социальной адаптации и психологическая обстановка в классах значительно улучшились. Надеюсь, мой опыт пригодиться другим социальным педагогам, работающим в школе. Спасибо за внимание!

  Список литературы.

  1. Ариарский М.А. Прикладная культурология. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.; Издательство «ЭГО», 2001.
  2. Киселёва, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселёва, А.Ю. Красильников. - М., 1996.
  3. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1956 – 814.
  4. Спенсер Г. Социология как предмет изучения / Герберт Спенсер. - Спб., 1896/
  5. Бюлер К. Духовное развитие ребёнка. М., 1924
  6. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе/ З. Фрейд. - М., 1923.
  7. Эльконин Д.Б. "Психология игры 2-е изд. М.: Гумманитарный издательский цнтр-Владос 1999.
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
  9.  Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"

В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории....

Проектная деятельность в работе социального педагога

Социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе наравне с учителем-предметником может использовать метод проекта в своей работе. Умение поставить ребенка в по...

Статья: "Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии".

В статье рассказывается о применение здоровьесберегающих технологий во время уроках технологии для девочек....