Статья. Проблема сохранения здоровья обучающихся в условиях модернизации образования
статья на тему

Шайхуллина Зиля Мухарамовна

Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область,

г. Нижневартовск,

МБОУ «СШ № 29»

учитель химии и биологии

Шайхуллина З.М.

 Проблема  сохранения здоровья  обучающихся в условиях модернизации образования

Одно из глобальных проблем современного общества - это проблема влияния образа жизни детей, учащихся на состояние своего здоровья. Среди главных задач модернизации образования особое место занимает создание стройной системы укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса. Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня.

Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. При этом здоровье рассматривается как состояние физического, психического и социального благополучия. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе. 

Вместе с тем   вызывает тревогу такое понимание результатов обучения, которые не предполагают развития способности заботиться о здоровье и безопасности жизни. По мнению автора, чрезвычайно важно помнить, что человек в процессе получения образования должен научиться заботиться о себе и своих физических, социально-психологических и духовных ресурсах, которые ему будут нужны в течение всей жизни. Иными словами, должны быть сформированы соответствующие компетенции у выпускников, позволяющие им самостоятельного заботиться о безопасности жизни и здоровья.

В настоящее время здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели: 1. Соматическое ( здоровье тела)- это текущее состояние органов, систем органов человеческого организма и уровень их структурных и функциональных резервов.

2. Психическое здоровье -это состояние психической сферы человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.

3. Сексуальное здоровье - это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.

4. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Возникает вопрос: как сохранить здоровье обучающихся в условиях модернизации образования? Здоровье участников образовательного процесса является, с одной стороны, фактором риска реализации реформ (больные дети не могут адаптироваться к изменениям), а с другой  – скрытым резервом, дополнительным ресурсом для адаптации к изменениям (здоровые дети легко преодолевают трудности). Следовательно, здоровье должно быть в системе показателей качества образования.

Хорошо известен подход к оценке качества образования, когда устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов, определяющих минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе.

Оценка качества здоровьесберегающей деятельности учителей и образовательных учреждений также может быть осуществлена путем установления соответствия реальной деятельности образовательного учреждения или учителя Стандарту здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающему формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья – ключевые направления управления здоровьем. Формирование здоровья – постоянное направление физического, психо-социального и духовного развития человека по пути обеспечения максимальной гармоничности и энергетической мощности его структуры. Сохранение здоровья – соблюдение принципов здорового образа жизни и возвращение утраченного здоровья на безопасный уровень, оздоровление. Укрепление здоровья –  приумножение здоровья за счет тренирующих воздействий – физической и гипоксической тренировки, закаливания и др.

В основе такого стандарта должно быть предусмотрено нормирование здоровьесберегающей деятельности по 4  критериям: цель (ценность), система, процесс и результат здоровьесберегающего образования.

Из дидактических соображений важно и вместе с тем крайне необходимо раскрыть наше понимание этих критериев и, возможно, активизировать дискуссию в педагогическом сообществе. Без единого понимания терминов нам вряд ли удастся согласовывать действия и двигаться к цели – сохранять здоровье участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.

Литература:

  1. Плясецкая Е.А. Проблемы сохранения психического здоровья учащихся.// «Педагогическое обозрение»,№5,с.6-7.
  2.  Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

Гражданское  и патриотическое воспитаниев условиях модернизации образования.          Проблема гражданского воспитания и становления личности, к...

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования

третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...

Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования

Инновации и традиции в специальном образовании в условиях модернизации образования...

Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....