Детско-взрослая ассоциация «Интеллект за будущее России»
статья (10 класс) на тему

Жигулина Ирина Валерьевна

В 2014 году на базе Центра  по инициативе школьных команд знатоков создана детско-взрослая ассоциация «Интеллект за будущее России». Миссия Ассоциации  - создание инновационной технологии, способствующей повышению интеллектуального, культурного, духовно-нравственного и гражданского взросления школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grazhdanskoe_vzroslenie_v_usloviyah_assotsiatsii.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-взрослая ассоциация «Интеллект за будущее России»

На современном этапе развития общества молодое поколение сталкивается с необходимостью решения вопросов по повышению уровня образования, которое соответствует не только требованиям нашего Отечества, но и должно быть на уровне требований ведущих индустриально развитых государств. Гражданин Российской Федерации должен быть конкурентоспособен на рынке труда, востребован как профессиональный специалист. На современном этапе повышенные требования к молодому поколению включают в себя:

-высокий уровень профессионализма;

-понимание исторических и политических процессов в мире;

-знание основ делового этикета;

-умения успешно проводить коммуникационные связи.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

В этой связи вспоминаются слова педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелинами».                                                                                            

        В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения особое внимание уделяется работе с детьми, направленной на развитие их интеллекта, творческих и коммуникативных способностей. Не случайно в течение пяти лет продолжает работу Всероссийский проект «Интеллектуальное поколение». Российскому обществу в 21 веке необходимы разносторонне образованные, интеллектуально развитые граждане с активной жизненной позицией. Важно начинать формирование гражданского  взросления и потребности в социально-интеллектуальном росте именно в детстве, когда человек открыт для диалога и восприятия информации.

Формирование интеллектуального потенциала наряду с индивидуально-психологическим складом личности в период взросления человека служит базисом для его полноценного развития, а во взрослом состоянии поможет избежать социальных проблем и сделать жизнь более яркой, полноценной, творческой, целеустремленной.

         

 Интеллектуальная игра - индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.). С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

Разрабатывая программу развития Дворца до 2017 года, наш педагогический коллектив счёл необходимым ввести в качестве одного из воспитывающих направлений проект «Интеллект +».  Проект «Интеллект +» стал важной частью воспитательной системы Дворца. В течение нескольких лет Дворец успешно сотрудничает с Тульским городским клубом «Что? Где? Когда?». Традиционными стали Чемпионаты по интеллектуальным играм среди школьников города Тулы «Что? Где? Когда?»  и «Брейн-ринг», которые проводятся по инициативе Управления образования администрации г. Тулы и   Дворца детского (юношеского) творчества.

        Воспитательное пространство Дворца в течение последних десятилетий активно включает в себя разработку и проведение различных досуговых мероприятий интеллектуального содержания: брейн-ринги, тематические интеллектуальные турниры, интеллектуальные шоу для ребят из летних лагерей. С октября 2011 года мы сотрудничаем с издательским отделом и отделом по образованию и катехизации Тульской Епархии. В целях привития школьникам высоких духовно-нравственных принципов, веры и благочестия Дворец совместно с Тульской Епархией организовал ряд интеллектуальных турниров «Россия – наш общий дом», «Православная культура»,  «Русские православные традиции», «Бессмертен тот, кто Отечество спас», «Святые защитники Руси».  Наше сотрудничество вылилось в создание и реализацию нового воспитательного проекта «Интеллект + православная культура» для школьников города Тулы и области, отмеченного дипломом Тульского Патриархата Русской Православной Церкви. Проект представляет собой организованный спектр коллективно-творческих дел, литературных праздников, тематических интеллектуальных турниров для школьников среднего и старшего звена с целью воспитания гражданской культуры посредством изучения основ православной культуры, истории высокого воинского духа и православного служения Отечеству.

        Полноценная творческая работа коллектива единомышленников – популяризаторов интеллектуального  движения, взрослых и старшеклассников, привела к идее организации городской детско-взрослой ассоциации по данному направлению деятельности.

Миссия детско-взрослой ассоциации «Интеллект за будущее России»  - создание инновационной технологии, способствующей повышению интеллектуального, культурного, духовно-нравственного и гражданского взросления школьников.

 Педагогическая целесообразность деятельности детско-взрослой ассоциации «Интеллект за будущее России»  будет выражаться в создании банка разноуровневого практико-ориентированного материала образовательной направленности, отражающего идеи гражданского становления личности, компетентностного подхода к вопросу повышения личностного образования, саморазвития и построения траектории личностного развития современного школьника.

Детско-взрослая ассоциация  «Интеллект за будущее России», далее именуемая Ассоциация, учреждается для создания условий культурного роста учащихся, их саморазвития и самореализации, в соответствии с современной ступенью эволюции человека.

Ассоциация является добровольным детско-взрослым общественным объединением, созданным по инициативе команд знатоков образовательных учреждений города Тулы при поддержке Тульского клуба «Что? Где? Когда?» МБОДО «Дворец детско-юношеского творчества» и управления образования администрации города Тулы.

Цель Ассоциации - содействовать гармоничному интеллектуальному, духовно-нравственному, социально-успешному  развитию личности ребенка посредством его включения в активную интеллектуально-игровую деятельность.

Членами Ассоциации на добровольной основе становятся учащиеся образовательных учреждений города Тулы, желающие научиться интеллектуальному творческому поиску, приносящему радость открытия, и испытать свои силы в интеллектуальных играх, а также взрослые, активно участвующие в интеллектуальном развитии подрастающего поколения.

Руководящий орган – Совет детско-взрослой ассоциации «Интеллект за будущее России», в который вошли педагоги, активно поддерживающие развитие интеллектуального движения,  члены Тульского клуба «Что? Где? Когда?» и  самые активные капитаны школьных  команд знатоков.

Игра (с элементами познания) -  сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально - контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка.

Программа деятельности Ассоциации охватывает достаточно большой период взросления школьников – с 9 до 18 лет, то есть практически весь период пребывания юного человека в начальной, средней и старшей школе. Поэтому мы учитывали особенности восприятия и восприимчивости детей разного возраста и развития.

Программа предполагает трехступенчатое участие детей и педагогов в ее реализации.

1 ступень: младший школьный возраст ( 3-5 классы,  9-11 лет )

В наш непростой век, который философы называют «веком нравственного опустошения и одичания», педагог должен черпать источник вдохновения в  великом и могучем русском языке. Классическое литературное слово - великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше скудное на доброту и любовь время. Нам, педагогам, судьбой начертано «лирой чувства пробуждать». Поэтому в основе работы со школьниками среднего возраста мы видим интеллектуальные литературные праздники, созданные по сюжетам произведений замечательных детских писателей:

  • «Лукоморье» (по сказкам А.С. Пушкина);
  • «Изумрудный город» (по книгам А.М. Волкова);
  • «Двенадцать месяцев (по произведениям С.Я. Маршака);
  • «Аленький цветочек» (по мотивам сказок С.Т. Аксакова);
  • «Раз в крещенский вечерок» (литературные классические сказки и фольклор)

        Интеллектуально-литературные игры в первую очередь стимулируют интерес к чтению, воспитывают любовь к книге, формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

Успех выполнения развивающих в ходе литературно-интеллектуальной игры вызывает у ребят сильные эмоциональные явления, возникает так называемое чувство “умственной радости”, что   является реальным стимулом для повышения обучающимися своего уровня эрудиции и способствуют их духовному развитию и формированию потребности к саморазвитию.

2 ступень – средний школьный возраст ( 6 - 8 классы, 12 - 14 лет )

        Основная цель данной ступени:  создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальных и творческих способностей личности на основе её собственных ресурсов.

        Школьники среднего возраста уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, они относительно свободно рассуждают на нравственные, социальные, политические и другие темы. У них наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, они запросто переходят к частным умозаключениям на базе общих посылок, то есть активно проявляют способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение среднего школьного возраста – это умение оперировать гипотезами. Но этому ещё следует обучить наших детей. Задачи формирования индукции и дедукции, создания творческой атмосферы научного поиска, сотрудничества, самовыражения у учащихся среднего возраста успешно решается в системе интеллектуальных тематических турниров.

Задайте вопрос «Что такое «Что? Где? Когда?» достаточно широкому кругу людей и попробуйте проанализировать полученные ответы. Для одних – это популярнейшая телевизионная передача, для других – просто увлекательная игра, для нас, членов и руководителей Клуба «Интеллект будущего» – массовое общественное движение, которому мы отдаём большую часть свободного времени.

        Наиболее удачными формами организации турниров для ребят данного возраста  стали спортивный вариант «Что? Где? Когда?» (одновременная игра любого количества команд) и «Брейн-ринг» (команда против команды, синий стол против  красного стола, хотя нам больше нравится играть в 3 стола (зелёный, синий, красный столы). При игре в брейн-ринг нужно точно определить команду, которая первой обозначила право на ответ, обычно это делает брейн-операционист. За неимением брейн-системы можно играть на хлопки, мы играем по сигналу подъёма детской кегли капитаном команды.

        Для данного возраста мы разработали и активно внедрили следующие тематические турниры:

  • «Здоровейка»
  • «Вредные привычки»
  • «Мы - россияне»
  • «Русь изначальная»
  • «Славен тот, кто Отечество спас» (к 200-летию Бородинского сражения»)
  • «Поклонимся великим тем годам» (памяти героев Великой Отечественной войны)
  • «Православные традиции и праздники».

        Интересны и познавательны для школьников данного возраста новые интеллектуальные шоу «Колесо истории» по темам «Древняя Русь», «Русь боярская», «Россия державная», представляющих собой калейдоскоп интеллектуальных команднно-личных испытаний с погружением в эпоху посредством театральных миниатюр, кинофондов, костюмов и предметов быта.

        Включение школьников в систему интеллектуальных тематических турниров способствует формированию у них социальной, коммуникативной, поликультурной, информационной компетентностей, а также успешному внедрению современных педагогических технологий оптимизации и интенсификации образовательного и воспитательного  процессов.

        Трудно переоценить важнейший этап предварительной подготовки к тематическому интеллектуальному турниру. Каждый член команды получает личное задание, которое включает в себя сбор и систематизацию большого объёма информации по обозначенной теме. Причём важно, что источником информации становится вовсе не «Википедия», а библиотечные фонды. На базе библиотеки Дворца, одной из старейших детских библиотек города, мы помогаем воспитанникам научиться ориентироваться в бескрайнем море печатной информации, аккумулировать информацию, правильно пользоваться библиотечными каталогами, справочниками, энциклопедиями.

3 ступень - старшеклассники ( 9 – 11 классы, 15 - 18 лет )

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие повышенной мотивации к интеллектуально-познавательной деятельности, создание мотивации к постоянному самосовершенствованию и самообразованию.
  2.  Формирование высокого уровня мыслительных операций;
    высокого уровня активности и  раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей.
  3. Формирование высоких духовно-нравственных качеств личности, социальной и гражданской активности и ответственности.
  4. Развитие коммуникативных способностей у воспитанников, умения взаимодействовать в команде с нацеливанием на поставленный результат.
  5.  Развитие смелости публичного самовыражения, адекватной самооценки посредством игровой деятельности,  навыков участия в интеллектуальных играх различного ранга.

Учащиеся старших классов с удовольствием пробуют свои силы в городских тематических интеллектуальных турнирах:

  • «Россия – наш общий дом»
  • «Православная культура»
  • «СПИД – миф или реальность»
  • «Знать, чтобы жить» (о вреде наркотических веществ)
  • «Богатырями славится земля» (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)
  • «Город-проблем. нет» (проблемы толерантности и дружественного сосуществования в России)
  • «И помнит мир спасённый» (памяти павших в Великой Отечественной войне)
  • «Колокола тревоги» (проблемы радиации и экологии)
  • «Россия державная» (к 400-летию дома Романовых)

Далее их ждёт участие в самом главном креативном испытании года - городском Чемпионате по интеллектуальным играм «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» среди школьников города Тулы.  

Чемпионат помогает объединить большое количество команд, так как  проводится в 2 этапа: отборочный (районный) – в котором принимают участие любое количество заявленных  команд из образовательных учреждений района -  и  городской финал, в котором имеют честь сразиться только 15 лучших команд (призёры отборочного тура). По итогам финала вручаются Кубок Чемпионата по игре «Что? Где? Когда?» и Кубок «Брейн-ринга».

        Чемпионаты города, как правило, становятся отправной точкой для выявления интеллектуально талантливой молодёжи из числа школьников города Тулы с целью объединения их в Детско-взрослую ассоциацию «Интеллект за будущее России».

Ассоциация предоставляет возможность дальнейшего участия школьных команд знатоков в соревнованиях и чемпионатах по интеллектуальным играм «Что? Где? Когда?» высокого ранга в содружестве с социальными партнёрами и общественными организациями («Кубок ректора ТулГУ», «Кубок вызова» и т.д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загороднева И.П., Колычева Е.Л., .Ненашева Е.М., учителя-логопеды ГБОУ детский сад №1428 "Мы - москвичи: Использование детско-взрослых культурно-исторических проектов для повышения уровня коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ"

В данной работе показаны возможности повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и в условиях поликультурной среды, путем использования совместных детско-взрослых проектов. Использованы ...

Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как условие самореализации и личностного роста всех его субъектов

"Детско-взрослая общность в дополнительном образовании как  условие самореализации и личностного роста всех его субъектов" Выступление на педагогическом совете...

Организация совместной детско-взрослой деятельности

Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями, в решении которой есть своя стратегия (искусств...

Детско-взрослая квест игра как форма включения родителей в воспитательный процесс

Презентация к мастер-классу "Детско-взрослая квест игра как форма включения родителей в воспитательный процесс"...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Детско – взрослая проблема: Потеря контакта с ребёнком.

Данный материал может быть использован для работы с родителями по указанной теме, как  материал для классных часов, круглого стола и диспутов....

Творческий детско – взрослый проект «Защитники Отечества»

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую...