Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя
статья по теме

Зотова Галина Александровна

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа даёт ученику не только знания, но и развивает его, воспитывает. Вопросы школьного воспитания становятся всё более актуальными и особенно остро встают в современном образовании. Школа, в которую придёт ребёнок, его классный коллектив во многом определят не только многие успехи и неудачи ученика, но и его дальнейшую жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klimat-_doklad_01.12g.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Г. А. Зотова «Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя»

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности  однажды сталкивается с проблемами в школьном воспитании. Пути их решения во многом зависят от поставленных педагогических задач, а также от приёмов, методов и средств, определяющих их реализацию. Школа даёт ученику не только знания, но и развивает его, воспитывает. И сколько бы не говорили о важности и первостепенной воспитательной роли семьи, вопросы школьного воспитания становятся всё более актуальными и особенно остро встают в современном образовании. Школа, в которую придёт ребёнок, его классный коллектив во многом определят не только успехи и неудачи ученика, но и его дальнейшую жизненную позицию.

Важнейшей воспитательной задачей для каждого классного руководителя является формирование ученического коллектива и благоприятного климата в нём.

Дело это творческое и ответственное. Оно требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, душевных переживаний, а также умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях учеников.

Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с ребятами во внеурочное время. Эта работа имеет разнообразные формы. Я хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении.

Великий педагог В.А. Сухомлинский считал, что «учащийся не может быть объектом воспитания, он объект самовоспитания». А это означает, что самым действенным воспитательным методом по отношению к ученикам является позиция помощи, сочувствия и добра.

Реализуя принцип самовоспитания, учителю необходимо научиться видеть мир глазами детей. Бывает, это довольно сложная задача. Без таких качеств, как терпимость к ребёнку, чуткость, такт, интерес к его человеческой судьбе, не обойтись. А ещё необходима вера:  в доброе начало в каждом человеке.

Выстраивая стратегию своей профессиональной работы с классом, необходимо понимать и исходить из того, что в лице каждого ребёнка  педагог имеет не чистый лист, а носителя индивидуального жизненного опыта.

В начале работы с новой параллелью для меня важно изучить  межличностные отношения в классном коллективе. Для этого используется метод социометрии. При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет увидеть «изнутри» классный коллектив. Важным этапом является изучение индивидуальных особенностей гимназистов и выявление личностных интересов. Сотрудничество с психологом и родителями оказывает при этом большую помощь. Проводя анкетирование ребят на классных часах и родителей на родительских собраниях, я «открываю» для себя каждого ученика. Наши первые классные часы  - «Традиции гимназии», «Давайте знакомиться», «Мои увлечения и интересы», «Давайте говорить друг другу комплименты». На них ребята не были пассивными слушателями. Они не только получали новую информацию, но ее  обсуждали, анализировали, становясь участниками порой неожиданных дискуссий. При этом мне помогает использование таких игровых приёмов с мячом, как его перебрасывание друг другу (кому пожелаешь) и передача по кругу. Мне это дало возможность не только услышать ребят, но и понаблюдать за ними, выяснить их предпочтения, отношение друг к другу.   Рассказывая о себе, своих интересах, ребята имеют возможность ближе узнать друг друга. На одном из классных часов им было предложено написать небольшое сочинение  на тему «Какой мне  хотелось бы видеть гимназию». Работы гимназистов помогли мне приоткрыть внутренний мир каждого из них.

Значительную роль в укреплении и сплочении ученического коллектива, в его поведении играют гимназические традиции. По сути, это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время, привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. В процессе жизнедеятельности коллектива традиции переосмысливаются, наполняются новым содержанием, множатся вместе с нравственным ростом его членов. В нашей гимназии нет мероприятий. Есть события, которые стали традиционными. Сложившаяся событийно-воспитательная среда позволяет каждому ученику раскрыться, проявить свои способности и таланты не только умственные, но и творческие. Очень важно, по мысли В.А. Сухомлинского, эмоционально пробудить разум.  Не случайно наш первый классный час был посвящён гимназическим традициям. Последующие за ним беседы об этике и этикете, поездка в музей- усадьбу Архангельское  явились своеобразным «включением» перед предстоящим, пожалуй, самым  значимым для семиклассников событием - посвящением в гимназисты. Это традиционный праздник -19 Октября, корнями уходящий  к году основания нашей гимназии. Именно в этот день в позапрошлом веке был открыт знаменитый Царскосельский лицей, в котором учился А.С.Пушкин. Этот день можно назвать «игрой в XIX век». Подготовка к нему начинается заранее. По традиции мы с ребятами инсценируем отрывки из пушкинских произведений. Как правило, в постановке задействована почти вся параллель. Если не хватило ролей, но есть большое желание участвовать в проекте, дело найдётся каждому. Нужны костюмеры, постановщики декораций, свето- и звукорежиссёры. Наконец, у кого-то очень здорово может получиться сыграть рычащего медведя в сцене гадания, когда Татьяне Лариной снится сон. Кульминацией праздника является исполнение полонеза. Затем ученики вместе с учителями поют «Гаудеамус». Многочисленные репетиции помогают развивать творческие и коммуникативные навыки, сплачивают ребят.

Среди событийных традиций гимназии особенным интересом пользуются спектакли, подготовленные ребятами. Спектакль ко Дню Победы ставят гимназисты 9 параллели, к 1 сентября и Новому году – учащиеся 11 классов. С точки зрения педагогической привлекательности,  возможности театра универсальны. Они сочетают  игровую природу и социальную направленность, обладают коррекционными возможностями. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи учащихся, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных постановках, ребята глубже познают окружающий мир.  Театрализованная игра прививает устойчивый интерес к родной и мировой культурам, литературе, истории.

Воспитательное значение театрализованных игр огромно. Ребята познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. У них формируется уважительное отношение друг к другу и окружающим. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет, привлекает и радует.

Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, а также даёт возможность выходу эмоций, снимает стрессовое напряжение.

 Театр является прекрасным способом воспитания и развития детей, помогает ребёнку легко входить в коллективную работу, развивает чувство партнёрства и товарищества, волю, устремлённость, терпение. Работа над сценками из спектакля, над ролью даёт пищу для размышления над поступками людей, их мыслями, действиями героев с точки зрения нравственности и этики.

Среди подростков встречаются ребята стеснительные, зажатые, которые чувствуют себя неуверенно перед аудиторией на открытой сцене. Играя, они легко избавляются от своих комплексов. Раскрывая свои таланты, ребята обретают уверенность, развивают способность общения с аудиторией, вырабатывают лидерские качества.

В театральном коллективе все зависят друг от друга. Успех или неудача одного отражается на общем результате. Это сплачивает ребят, проявляется взаимовыручка, поддержка.

Моими ребятами, ставшими выпускниками в прошлом году, были сыграны спектакли: в 7 классе- «Миргородские сновидения» по произведениям Н.В. Гоголя; в 9 классе ко Дню Победы - «Вальс для Марии» по произведениям современных авторов, где главная мысль – любовь в годы военных испытаний; в 10 классе – постановка по повести А. С. Грибоедова «Горе от ума»; в 11 классе – спектакль «32 августа» по пьесе А.Горина «Тот самый Мюнхгаузен», главная мысль которого – не просто мечтать, уноситься в далёкие фантастические миры, но и действовать, и новогоднее представление «Карнавальная ночь».

Таким образом, творчески организованная совместная деятельность классного руководителя и учеников позволяет создать благожелательную и тёплую атмосферу, в которой комфортно и уверенно чувствует себя каждый участник образовательного процесса.

В заключение, хочу привести выдержки из сочинений ребят, которые они писали на одном из классных часов.  «Пусть я и проучилась три месяца, но уже полюбила гимназию. У меня нет таких дней, когда я не хочу туда ехать. Даже если болею, я понимаю, что не ехать нельзя, ведь тогда я пропущу те мгновения, которые могут быть важны для меня. Я люблю свой новый класс и не могу представить, что кого- то в нём нёт… Ребята всегда помогут, поддержат, не унизят».

«По моему мнению, гимназия действительно должна стать родной, и именно сейчас я понимаю, что это всё у меня уже есть. Есть близкие друзья, любимые и просто самые лучшие и отзывчивые учителя. Чувствуется атмосфера поддержки. Всё уже настолько родное, что без всего этого невозможно представить свою жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"

Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...

«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Рабочий коллектив – это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства, это та основа, на которой строится образовательная организация, система производственных и трудовых взаимоотн...

Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)

Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)...