Сущность, аспекты и направления социально-педагогической работы в условиях образовательного учреждения
статья на тему

Ондар Долзат Аракчаевна

Работа с трудными детьми и их семьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklady.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность, аспекты и направления деятельности социальной

 службы образовательных учреждений.

Существующие проблемы в функционировании семьи обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Это возможно посредством организуемой с семьей социально-педагогической работы со стороны школы.

Социально-педагогическая работа, по мнению болгарских, шведских ученных это деятельность, направленная на изменение (Н. Владински, Н. Петрова, Г. Бернлер и Д. Юннсон) дефицита ответственности родителей за своих детей, дефицита заботы, внимания, понимания и т.д. социальная деятельность должна компенсировать указанные дефициты. Суть социальной помощи они видят как «помощь с целью самопомощи» при которой личность сама научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, укреплять свой дух.

По мнению ученых, социальная педагогика решает две задачи: социализацию и ресоциализацию личности и педагогизацию окружающей среды.

Осуществление двух задач возможно в первом случае социально-педагогическая работа проводится на личностном уровне (индивидуальная работа с ребенком и с его семьей). В данном случае возможно успешное решение задач социализации и ресоциализации личности необходимо социальному педагогу знать педагогику, психологию, медицину, а также навыки общения, психотерапии и психокоррекции на уровне конкретной личности. (В школьной службе работают психолог, фельдшер) есть другие социализированные службы.

При втором варианте социальные педагог изучает, анализирует влияния социальных факторов на социализацию и ресоциализацию, их группировке и повышению оптимизации факторов, способствующих эффективности процессов социализации  ресоциализации. В данном случае вопросы решает социальный педагог, в большей степени на управленческом уровне.

Социально-педагогическая деятельность состоит из комплекса методов и способов работы с целью достижения изменения процесса, чтобы жизнь клиента изменилась в благоприятном направлении.

Социально-педагогическая деятельность есть системная, целенаправленная (деятельность) работа и ее сущностью является изменения (внутри семьи методу ее членами, между семьей и обществом, семьей и ее ближайшим окружением).

При организации социально-педагогической деятельности с семьей следует учитывать ряд психолого-педагогических особенностей. Во-первых, понимая социально-педагогическую работу как деятельность по изменению, следует учитывать, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и ведут к изменениям личности, а также роль самой личности в этом процессе, мы пытаемся путем внешних воздействий добиться каких-либо положительных изменений (внутренней установке клиента – будь то организуемый беседы) ситуации поведения, психопедагогические процедуры (тренинги).

Все они, в конечном счете, только факторы, актуализирующие стимулирующие, направляющие, поддерживающие – или тормозящие, деформирующие психологические усилия личности.

В этом связи в первую очередь необходимо формирование у личности позитивного отношения к миру, окружающим. Чтобы ребенок доверял, переживал, чувствовал комфорт и безопасность, чувствовал сопричастность к окружающему миру. У субъекта развивается потребность в любви, симпатии положительной оценке, одобрении расширении сферы общения с людьми.

Негативное или индифферентное (безразличное) отношение субъекта к миру препятствует возможностям влияния извне, а значит и изменениям роста в личности. На эффективность социальных воздействий извне на субъекта в целях осуществления изменений влияет самооценка личности, так как от самооценка зависит активности человека и стремление к самосовершенствованию (человек начинает переживать себя субъектом действий, целепологания, ответственным за их выбор и реализацию). Низкая личностная самооценка становится плохой для развивающих и социальных воздействий в любой среде, в том числе и семейной.

Второе; воздействие на семью с целью изменения посредством социально-педагогической работы – вмешательство в семью – систему. Два подхода: 1- потребность клиента (любой из членов семьи) и интервенция социального педагога в семью. В первом случае: многочисленные собеседования с целью получения информации, могущей повлиять в дальнейшем на принятие решение о воздействии извне на семью. Например, существует непонимание между индивидом и связанными с ним людьми (или членами семьи, ближайшим окружением т.д.) После изучения ставится диагноз и только затем принимается решение о воздействии на изменение. В другом подходе главное внимание обращается на понимание действий и реакции клиента с началом процесса изменений и на способности и умение начать эти изменения социальным педагогом. Т.е. не из потребностей клиента, а из функции действия содержательный аспект двух подходов определяет название их: 1-й диагностический, 2-й функциональный.

В любом случае социально-педагогическая работа, направленная на изменение, должна осуществляться следующими способами; социальный педагог вмешивается в жизненную ситуацию семьи в целом или одного из ее членов посредством этого происходят изменения; социальный педагог добивается, изменений управляя деятельностью; социальный педагог косвенно добивается изменений в жизненной ситуации своих клиентов.

В первой модели действий социальный педагог в работе с семьей полностью принимает на себя ответственность за осуществление изменений, а со стороны семьи проявления инициативы не предусмотрено, Пример № 1 социальные педагоги ОЦ № 5, 9, 2 внявшие в районе ИДО, ПДО проживают 1800 детей. Решили организовать подвоз детей в школу и домой. Автотранспорт по программе «Дети России» предоставлен, дети организованно ездят в школу.

Пример № 2 организация занятости детей полезными делами.

Пример № 3 Решение конфликтных ситуаций в семьях. Советы педагога при косвенном управлении совершением изменений в семье социальный педагог побуждает семью – систему в целом принять на себя ответственность. Педагог отвечает за процесс, а семья за намерения и действия.

Пример № 4 Семья, в которой супруг употребляет алкогольные напитки, часто возникают конфликты. В данном случае позитивное решение проблем семьи (подходы и действия социального педагога) возможны при усилении мотивации клиента и с помощью «я» поддерживающих мероприятий, направления энергии для изменений усиление ментально, эмоционально способностей клиента решать свои проблемы самому.

3-я модель социально-педагогической работы; учитывая то обстоятельство, что семья является системой и необходимо войти в нее, чтобы осуществить изменения. Суть данной работы воздействовать на систему изнутри, что требует вхождение в нее. Войти в семью – систему – это означает стать частью семьи – системы. Социальный педагог должен проникнуться пониманием и уважением к восприятиям, чувствам, верованиям, мотивам и желаниям той семьи с кем он работает. Именно через переживания, принятия его социальным педагогом, объективную оценку человек становится более открытым и четным, тем самым увеличивается возможности социального педагога быть полезным члену семьи – системы в разрешении его проблем и конфликтов.

Следующая модель: создание эмоционального поля во взаимоотношениях между социальным педагогом и семьей – системой. Оно складывается из следующих компонентов: умения слушать клиента как часть семьи – системы, умения показать это клиенту и умения понимать то, что говорит клиент. Требуется такая своеобразная модель общения. Существует три уровня общения: слышим звуки голоса говорящего, переживаем прошлые и будущие события и мы все больше осознаем свое право выразить то, что в момент данный чувствуем, существуют правила демонстрации понимания. Суть состоит в следующем: слушать нужно интенсивно и показывать свою заинтересованность естественным образом позой, взглядом, кивком головы, краткими вербальными знаками (м-м, у-у, да) вникать надо во внутрений мир другого, фиксировать утверждение о том, что происходит в душе другого, сосредоточится на внутренний мир собеседника. Тогда успех взаимодействия социального педагога с семьей обеспечен. Таким образом, социальный педагог чтобы добиться конкретных успехов в своей деятельности определяет цели деятельности. А цель -  создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;- защита ребенка в его жизненном пространстве.

Каждая школа исходя из своих имеющихся проблем в рамках конкретной школы, может развивать свою деятельность:

  1. Социально-педагогическое;
  2. Правозащитное;
  3. Культурно-просветительское;
  4. Организационно-управленческое;
  5. Методическое;
  6. Исследовательское;
  7. Опытно-пропагандисткое.

Социальный педагог осуществляет социальное воспитание в 2-х аспектах; учитывая влияние социального окружения на формирование личности, способствует социальной реализации личности. Задача социального педагога поддержать, обнадежить и стимулировать детей на приобретение знаний, умений, на развитие способностей.

Целью деятельности социального педагога является формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы.

Изучая медико-психолого-педагогические особенности личности, интересы, потребности, социальный педагог организует консультации по вопросам прав подопечных, их обязанностей, имеющихся льгот и пособий. Устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к участию в совместной деятельности, выявляет психологические, педагогические, медицинские правовые и др. проблемы ребенка и его семьи. Организует педагогическую пропаганду среди родителей, лекции, беседы, консультации по проблемам семейного воспитания.

Социально-педагогические технологии

Деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень, как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

Направление

деятельности

Содержание

1

Социально-педагогическое исследование с целью выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов

-Проведение социальной паспортизации классов учебного учреждения, микрорайона;

-Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семье учащихся;

-изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;

-определение центров социально культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

-социально-пеадгогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2

Социально-педагогическая защита прав ребенка

-Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети инвалиды, одаренные дети) опеке, попечительстве;

-защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, Суд, прокуратура и т.д.)

-защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стророны взрослых и т.п.

3

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося

-Ранее выявление неблагополучных семей;

-создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемным детьми ;

-пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

-психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

-духовно-ценностное просвещение;

-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

4

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

-Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

-консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;

-консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.;

5

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация

-Ранее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведение учащихся;

-обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее-ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее-ИДН);

-организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;

-способствования пропаганде здорового образа жизни;

 -повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

-организация реабилитации детей, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и прю) а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

6

Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка

-Сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

-развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

7

Поддержка социальной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)

-Забота о больных, инвалидах и бедных;

-благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

-работа в службах социальной защиты;

-благоустройство города, поселка, двора;

-охрана природы и памятников культуры;

-проведение игр и творческих занятий с детьми;

-другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределяет подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

8

Организационно-методическая деятельность

-Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

-участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

-накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-0педагогических исследований.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:

-сформировать у ребенка навыки общения, которые какой-либо причине у него отсутствуют;

- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;

-помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

.Цель в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная) которые взаимосвязаны между собой.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблем, которые включают в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Цель СПД

Задачи СПД

Содержание

СПД

Медоды СПД

Формы СПД

Результаты СПД

Реализация СПД


Социально-педагогическая деятельность (СПД)

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояние с учителем, конфликта с родителями и пр.) поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуацией и «поставить диагноз».

Тема: Социально-педагогические технологии в работе с детьми

их семьями с проблемами

Социология – наука о закономерностях развития и функционирования общества. Социальная работа, как профессия в области способствовать социальному развитию, решению проблем в области человеческих отношений, поддержки и обеспечение свободы людям с целью улучшить качество жизни. Социальная работа во множестве  своих проявлений направлена на многочисленные комплексные взаимодействия со всеми службами. Социальная работа очень востребована. В наше мирное время, в наш электронный век, к сожалению, везде существуют приюты, детские дома, центры, интернаты для содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при живых родителях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с отклонениями в поведении, одним словом проблемных детей. Проявление отклонений в поведений детей и  подростков могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей, условия проживания в семье и обстоятельств.

Педагоги социальной работы должны обладать глубокими знаниями и умениями, владеть современными технологиями социальной работы. Социально-педагогическая деятельность может реализовываться в виде социально-педагогической технологий.

Технологий вообще – это совокупность приемов, применяемых в каком нибудь деле.

 Работа социального педагога имеет очень много направлений деятельности, которые в той или иной степени технологизируется. Исходя из реальных случаев, социальный педагог выбирает либо уже сложившуюся технологию, либо разработку специальной технологии для конкретного случая, Это значит определить:

-цель своих усилий;

- необходимые условия для ее реализации;

- особенности и возможности ребенка и подростка;

- возможные формы и методы ее реализации;

- временные возможности для достижения поставленной цели.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В алгоритме действий социальной работы предполагается пять взаимосвязанных этапов:

  1. Диагностико-прогностический
  2. Этап выбора оптимальной технологии
  3. Этап подготовки и реализации выбранной технологии
  4. Реализационный этап
  5. Экспертно-оценночный этап (результаты)

Решение любой проблемы ребенка, требующий вмешательства социального работника, начинается с диагностирования проблем, которое включает в себя обязательно этап – диагностико-прогностический: сбор, анализ и систематизация информации, на основании чего мы делаем то или иное заключение, для того чтобы оказать ребенку и его семье профессиональную помощь. По итогам диагностики детей можно разделить на следующие группы.

Вопросы диагностики

  1. Ситуативные временные вызванные провоцирующими факторами и обстоятельствами

2.Устойчивые-обусловлыенные неблагоприятными условиями жизни

3.Социально-педагогической запущенностью в силу невоспитанности, отсутствия знаний, умений и навыков в силу неправильного воспитания, испорченность с негативными стереотипами поведения.

4.Глубокий психический дискомфорт, вызванный а) неблагополучием взаимоотношений б) отрицательный микроклимат в классе, школе, семье в) систематические неуспехи в учебе, несправедливые грубые отношения учителей, воспитателей, товарищей.

5.отклонения в состоянии психического, физического здоровья и развития, возрастными кризисами.

6.отсутствие условий для самовыражения, проявления активности, не занятость полезными видами деятельности.

7.отсутствие социальных и личных жизненных целей и планов.

8.безнадзорность, отрицательным влиянием внешней среды и развивающейся на этой основе социально

Resource id #832

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...

Участие во всероссийской научно-практической конференции (апрель 2014 г.) с публикацией статьи "Модель управленческой структуры по работе с одарёнными детьми в условиях образовательного учреждения инновационного типа"

В статье представлена модель управленческой структуры по организации работы с одарёнными детьми на примере «Гимназии №21» г. Рудного. Последовательно описаны 4 блока представленной модели с указанием ...

СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЁНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Основной целью  деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья. Работая с семьями и изучая проблемы каждой, социальный педаго...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...

Курсовая работа по социальной педагогике Тема: «Основные направления социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста»

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - все это болезненно...