«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»
статья по теме

Условия создаваемые  для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья80.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»

Любить детей — этого мало,

надо знать их, а этому надо учиться.

Проф. М.Н. Гернет

В последнее время уделяется много внимания вопросу «Адаптации детей к школе». Проблема адаптационного периода учащихся в школе, приобретает масштабное значение в кругу родителей, педагогов, психологов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.

Феномен адаптация связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.

С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, и как пройдет период адаптации, привыкание, приспособление к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учебы в начальной школе и в последующих классах.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и социального окружения.  

Школьная адаптация - особый и сложнейший период адаптации в жизни ребенка. Психика ребенка испытывает определенную нагрузку, т.к. резко изменяется образ жизни. Он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение -появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителей и родителей. В связи с этим могут возникнуть определенные адаптационные затруднения, которые отрицательно сказываются на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

Поступив в школу, ребенок становится школьником не сразу. Это становление происходит на всем протяжении обучения в начальной школе. Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы, же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. Такие дети из начальной школы переходят в подростковый возраст, нередко создавая основу для девиантного (отклоняющегося) поведения. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали).Создавая определенные объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребенка сложной психологической перестройки. Ребенку, жившему преимущественно эмоциями, спонтанными желаниями, игрой, приходится учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителей. На протяжении 4 уроков он должен концентрировать внимание на учебном материале, а это очень трудно для детей данного возраста.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков, при переходе к школьному обучению. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т.д.

Статистика исследования адаптации детей к школе за последние годы, показала, что можно выделить 3 группы детей:

•      1 группа (24%) - хорошо адаптированные дети, т.е. легко включались в школьную жизнь. Это дети из благополучных семей, где родители уделяют много времени их развитию, формируют положительную   мотивацию   к  обучению.   Они   хорошо   подготовлены   к  школе,   обладают широким кругом познавательных интересов, легко вступают в коммуникативные отношения с окружающими, с удовольствием отвечают на вопросы. Успешно выполняют все предъявляемые школой требования. Эти качества позволяют им повышать учебную мотивацию.

•     2 группа (66%) —со средней степенью адаптации. Подобный показатель имеет большинство учащихся, они успешно справляются с учебной деятельностью. Данная группа детей достаточно благополучно чувствует себя в школе, однако ходят в школу, чтобы общаться с друзьями и учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени,  и учебный процесс их мало интересует и привлекает. Они отличаются неравномерностью развития, т.е. при достаточно высоких  показателях  развития   мышления  страдает  произвольность  поведения.   Эти  дети инфантильны, на уроках часто отвлекаются, поэтому не успевают вовремя выполнить задание или правильно ответить, требуют постоянного внимания со стороны учителя. В эту группу входят дети, не посещавшие ДОУ.

•     3 группа (10%) - множественные нарушения в различных сочетаниях:

- недостаточная произвольность психических функций;

- чрезмерная расторможенность;

- низкая мотивация;

- низкая интеллектуальная деятельность.

При таком сочетании факторов процесс обучения проходит особенно тяжело, т.к. детей привлекают только интересующие их вещи, а простой учебный материал не воспринимается. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельностью, логические - к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, особенности нейродинамики (гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность, нестабильность психических процессов) влияют на поведение, что нарушает учебный процесс. Подобные школьники посещают школу неохотно, на уроках занимаются посторонними делами. Данная группа детей шумно ведет себя на уроках и переменах, делают все быстро, и как попало, с большим трудом переключаются с одного вида на другой, плохо отвечают на вопросы, не умеют выделять главного, не применяют ранее усвоенные правила. Дезадаптация может быть  вызвана следующими причинами:

- Особенностями нового школьного режима (режимные трудности).

-   Необходимостью  установления  взаимоотношений  с  новыми  людьми,  одноклассниками, учителями (коммуникативные трудности).

- Изменением положения ребенка в семье (семейная обстановка).

- Особенностями семейного воспитания.

- Содержанием учебного материала (не вызывающего достаточного интереса у детей) Данные причины приводят к несформированиости навыков и приемов учебной деятельности, к

снижению успеваемости, мотивации учения, негативному эмоциональному отношению к школе, высокой тревожности, низкой работоспособности, двигательной расторможенности, трудностям в общении с окружающими, невозможности контролировать и управлять своим поведением, вниманием. Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, т.е. не могут приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей своего темперамента. Все это осложняет сам учебный процесс.

Проблемы адаптационного периода при переходе на основную ступень обучения.

В переходный, адаптационный период вступают не только первоклассники, но и учащиеся 5-х и 10-х классов, при переходе на основную ступень обучения. Ведь эти дети оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.

Ранее мы упоминали, что необходимость адаптации возникает вследствие смены деятельности человека и социального окружения.

Например: Вы долгое время жили в маленьком уютном районе, где все друг друга знают. Но вот у Вас появилась возможность приобрести квартиру большей площади, о которой вы так долго мечтали. И Вы покупаете квартиру в другом совершенно незнакомом районе, где всё незнакомо. И что же происходит, вы дезадаптированы. Тоже самое происходит и с детьми. Они из организованного мира начальной школы, попадают в совершенно новые условия основной школы (где новые учителя, а не учитель; где много кабинетов, а не один кабинет и т.д.).

И у первоклассников и пятиклассников изменилось социальное окружение и учебная ситуация (деятельность). Дети испытывают эмоциональный дискомфорт, и если он затянется, то может привести к школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе являются: снижение успеваемости ученика; отсутствие интереса к учению; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Нельзя не отметить тот факт, что переходные периоды в школе связаны с возрастными кризисами (7 лет, 13-14 лет). Давно отмечают, что дети при переходе в основную школу очень резко меняются и становятся трудными в воспитательном отношении.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы. Не составляет исключения и переход из начальной школы в основную. Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Высокая планка требований в основной школе, может угрожать эмоциональному благополучию учащихся, если не учитывать возрастные особенности младших школьников. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Однако не стоит забывать о кризисе переходного возраста (10-11-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством). В этот период происходят изменения в психике ребенка. Усвоения новых знаний способствуют развитию теоретического мышления, вследствие чего происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. «память становится мыслящей, а восприятие думающим». 4-5 классы - это начало этапа полового созревания и изменений в познавательной сфере младшего подростка: заменяется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. К концу младшего школьного возраста у детей сформированы новообразования: произвольность, способность к самореализации. Трудности возникают в этот период именно в недостаточном их развитии и на переходе от детства к отрочеству.

К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое значение, но продолжает оставаться основной деятельностью школьников, и влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер обучения и познавательной активности учащихся. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы. Поэтому само понятие «учение», выходит за рамки учебных программ, за пределы не только класса, но и школы (особенно в век компьютеризации) может осуществляться самостоятельно, целенаправленно.

Рубеж 4-5 классов, характеризуется значительным снижением интереса к учебе в школе, к самому процессу обучения/отрицательное отношение к школе; нежелание её посещать, выполнять какие либо требования; конфликты с учителями и одноклассниками и т.д.). Но за снижением интереса к учебе лежат и другие причины, вызванные именно спецификой развития детей в этот период. У детей меняется взгляд на окружающий мир, они вырабатывают собственные взгляды, собственное мнение.

Переход в 5 класс, стимулирует процесс формирования отношения к учению, но далеко не все дети оказываются готовыми к нему.

Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции жизнедеятельности школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные), дискомфорт. В рассматриваемом переходном периоде, наибольшие изменения связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего с одноклассниками. В начале года класс проходит через стадию ориентации (знакомства). Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются. За лето они повзрослели, выросли. Из мальчиков и девочек превратились в юношей и девушек. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка влияют складывающиеся отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества.  Основной формой самопознания подростка

является сравнение себя с другими людьми. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - в уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.

5 класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Первые 4 года учения в школе один учитель преподает детям все основные предметы -математику, русский язык, чтение, мир вокруг нас. Он требовал одинаково успешного овладения всеми предметами. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении детьми знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Обычно он выделяет в классе сильных, средних и слабых учеников: сильные ученики хорошо усваивают по всем предметам, средние — средне по всем предметам, слабые - слабо, опять же по всем предметам. Учителя начальных классов определяют следующие качества, какими должен обладать ученик, способный к тому или иному предмету: трудолюбием, усидчивостью, вниманием, логической памятью, способностью много и упорно работать, умением наблюдать, любознательностью и т.д. Все эти качества характеризуют общее развитие ученика и ничего не говорят о его специфических способностях, особенностях.

Иная картина в средней школе. Каждый учитель преподает один предмет и представляет, какими качествами должен обладать ученик, чтобы успешно усвоить материал по данному предмету. Он видит специфику своего предмета и пытается сформировать у учеников специфические качества, необходимые для успешного овладения материалом по данному предмету. Учитель стремится определить, выделить способных к своему предмету детей и пробудить у них любовь к нему. Если раньше ученики делились на сильных, средних и слабых, то теперь ученик, сильный по одному предмету, оказывается часто слабее по другому предмету. Если ученик один, другой, третий раз за ответ по данному предмету получил одобрение учителя и прочитал уважение в глазах товарищей, то он задумывается, почему такого не бывает с ним на других уроках. Этот процесс самопознания происходит постепенно, часто неосознанно. В зависимости от характера самооценки способностей у ребенка складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может быть либо стимулом, либо тормозом развития. Дети, не нашедшие подтверждения своим способностям к учению хотя бы по одному или нескольким учебным предметам, уже навсегда теряют интерес к школе и учению вообще.

Иными словами, в данный период ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верumь в свои возможности.

Психическое развитие на этом возрастном этапе имеет свои особенности и сложности, во многом обусловленные половым созреванием младшего подростка. Быстрый физический рост и половое созревание производят заметные изменения во внешности и внутреннем мире, порождают острый интерес к самому себе и интерес к другому полу. У детей появляются новые ощущения, чувства, переживания.

Большинство проблем, трудностей вызывается недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в основную, является адаптация детей к новым учителям (сопровождаются конфликтами и недовольством учителей и учеников друг другом). Иногда появляются конфликтные ситуации у классного руководителя с родителями. Родители привыкшие получать информацию о своих детях от одного учителя, теперь получают от разных и могут сравнивать успехи в учебе, в поведении на разных уроках. Они сравнивают удачи и неудачи с теми, которые были ранее, и замечают изменения в худшую сторону. Объясняют недостаточной квалификацией, предвзятостью к детям и т.д. Это, естественно, отражается на отношениях между учителем и родителями, и характере отношения детей к школе, учебе, учителям и усложняют трудности переходного возраста.

Причины школьной дезадаптации могут скрываться как в семье, так и в школе. Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера ребенка. Переходный период можно охарактеризовать с двух сторон: негативные и положительные проявления.

Положительные проявления:

1.    Изменяется психика ребенка (развитие теоретического мышления).

2.    Овладение самостоятельными формами работы.

3.    Выработка собственных взглядов и мнения.

4.    Изменяется социальное окружение и деятельность.

5.    Разнообразные отношения с детьми и одноклассниками.

6.    Расширение сфер деятельности.

7.    Формирование себя как члена общества.

Негативные проявления:

1.   Предъявляются высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, без учета возрастных особенностей.

2.     Дисгармоничность в строении личности.

3.     Снижение интересов к учебе, процессу обучения.

4. Конфликтные ситуации с учителями, родителями, одноклассниками.

5.     Нарушение дисциплины.

6.     Не желание выполнять учебные задания.

7.     Нарушение правил и норм поведения в школе.

На протяжении нескольких лет мы задаемся вопросом: почему дети, пришедшие в 5 класс, испытывают большие трудности в адаптации к основному звену школы? На наш взгляд, ранее изложенная информация указывает на две группы причин. Одна — психофизиологические, они характеризуют состояние ребенка и процессы, происходящие в нем. Другая — педагогические причины, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса в 5 классе.

Профилактика и пути преодоления школьной дезадаптации.

Профилактика школьной дезадаптации может проводиться по двум направлениям:

-совершенствование школьной среды, педагогического процесса;

-профилактика и коррекция нарушений психического, развития ребенка, создание условий для психического развития ребенка, обеспечивающего его «готовность» к тем или иным изменениям.

Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доброжелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них социальной ситуации. Необходимо провести:

-  работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказать о первых трудностях и успехах детей, о возможной помощи, как детям, так и родителям со стороны учителей и психологов школы);

- работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей  детей,  обеспечение  условий  для   проведения  адаптационного  периода  —  создание атмосферы    доброжелательности;    привлечение    других    специалистов,     проведение    психолого-педагогического совещания с целью осмысления результатов адаптационного периода);

- работу с детьми:

1 класс (познакомить детей друг с другом; создать доброжелательную атмосферу в классе; дать почувствовать детям, себя членами нового общества; настроить на сотрудничество - обучение навыкам сотрудничества; освоение правил, норм поведения в школе, приемы работы)

5 класс (познакомить детей друг с другом; разработка собственных правил - интеллектуальных, творческих,  трудовых  и   их  применение;   сплочение  коллектива;   создание   портрета  настоящего школьника)

10 класс (знакомство детей; определение мотивации учения; «Ты и я» - полоролевые взаимоотношения;

сотрудничество с целью достижения определенного результата)

Успешность адаптации

Мы рассматриваем адаптацию детей к школе, как создание педагогических условий для овладения наиболее важными умениями и навыками учебной деятельности.

С первых дней пребывания в школе необходимо создать для учащегося благоприятную атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе. Оценка должна использоваться таким образом, чтобы ребенок то выигрывал, то проигрывал. В случае проигрыша, то есть плохой оценки, необходимо подбодрить проигравшего, выразить уверенность, что следующий раз у него наверняка все получится, и вместе с ним проанализировать его ошибки. Это также поможет ему адекватно воспринимать оценку учителя.

В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия школьника, а именно: умения учиться, отношение к учебе вообще и к школе в частности, общение со сверстниками. Поэтому отношение к детям, должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустимы порицания за неуспех. Большое внимание должно уделяться развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойно относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.

В качестве основного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей в период адаптации мы выделяем личностно-ориентированный подход, который позволяет ребенку при помощи взрослых (учителей, родителей) успешно его пройти. Сейчас много внимания уделяется личностно-ориентированному подходу в школе. Большинство педагогов утверждают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая личность ребенка, поддерживать и развивать способности и склонности ребенка, которые есть у каждого и скрыты глубоко в нутрии. «Личностно-ориентированный обучение предполагает:

1.    Признание   ребенка   субъектом   развития,   обучения   и   воспитания,   реализующих   свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъективных и субъект -объективных образовательных воздействий.

2.    Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3.    смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4.    Приоритет    внутриличностного    содержания    образования,    формирующего    в    процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторией

5.    Приоритет    продуктивного    компонента    содержания    образования,     выражающегося    в созидательной  функции ученика,  над  репродуктивным  компонентом,  который  важен для передачи ученику   технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации «знаний».*

Личностно-ориентированный подход к учебной деятельности, нацеленный на обеспечение комфортности ребенка, снижает риск дезадаптации, сокращает срок «врастания» в школьную бытность, настраивает внутренний мир ребенка на активную познавательную деятельность в будущем. Состояние комфорта несет в себе чувство удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к ее продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники - учителя и родители. Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности. Что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат — высоким. Все это становится движущей силой поведения ученика и благоприятно влияет на учебную среду.

Эффективность работы с младшими подростками определяется, прежде всего, тем, насколько учитель может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. В качестве основных условий можно назвать следующие моменты:

■     максимальная реализация в работе с учащимися возрастных возможностей и резервов развития;

■     развитие в учебном процессе индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, способностей, самосознания, направленности, ценностных ориентации, жизненных планов и

т.д.);

■     создание благоприятного для развития детей психологического климата.

Для обеспечения успешной адаптации школьников при переходе из начальной школы в основную школу грамотно построенное психолого-педагогическое сопровождение класса, позволит добиться динамики развития класса - как коллектива, формирования класса - как команды. Учитель должен помнить,   для   успешного    педагогического   руководства   он   должен   обладать    рядом   качеств: общительностью, доброжелательностью, склонностью к сотрудничеству, тактичностью и т.д. Задача учителей, администрации школы, родителей, психологов совместно сделать адаптационный период спокойным, нормализованным. Создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, для активного взаимодействия с родителями, педагогами. Необходимо основываться на общепринятые социально-психологические закономерности:

1.    каждый ребенок индивидуален, имеет неповторимое своеобразие психики, проходит свой, присущий только ему путь развития;

2.    развитие ребенка происходит в непосредственном общении с окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный опыт и войти полноправным членом в социальную среду;

3.    важнейшей задачей образования является передача детям знаний, умений, навыков с учетом всех особенностей детского возраста и каждой личности.

Очевидно, что возрастает роль психологической службы в школе, которая ориентирована на психолого-педагогическое сопровождение ученика в образовательном процессе. Цель психолого-педагогического сопровождения - создать              условия            для максимального личностного интеллектуального развития ребенка, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды» - это важнейшее направление работы школьных психологов. При таком раскладе без сотрудничества педагогов, психологов и родителей не обойтись. Мы должны следовать цели: «Изучи, пойми, помоги». В результате мы руководствуемся выдвинутым ранее предположениям, которые способствуют успешной адаптации:

1.    наличие положительной мотивации к обучению в школе

2.    диагностика уровня сформированности у детей учебных умений и навыков (ЗУН)

3.    определение готовности учащихся к усвоению учебной деятельности

4.    выявление наиболее типичных учебных затруднений

5.    организация психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период, формы и методы которого подбираются на основании результатов диагностирования с учетом индивидуальных особенностей

6.    оказанием помощи учителями, психологами школы

Применяемые в нашей работе подходы, по реализации успешности адаптации, повысив уровень мотивации к обучению, мы тем самым обеспечим положительный процесс протекания всей учебной деятельности.

Хуторский А.В. Методологические подходы к проектированию 12-летней школы-М.: ИОСО РАО,2000, с.22-36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение процесса адаптации к среднему звену учащихся 5-х классов.

Хочу поделиться опытом работы, который на протяжении 10 лет помогает успешно адаптировать учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Программа психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в средней школе «Я – пятиклассник».

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам п...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...