Упражнение «Умей сказать НЕТ!»
презентация к уроку (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

 

Каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.Упражнение «Умей сказать НЕТ!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е                                                                                         МОУ Уйско-Чебаркульская сош

Притча о бабочке 

  В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках”. 

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Упражнение «Умей сказать НЕТ!»

Актуальность:

 

  Умей сказать “нет”.  Казалось бы, какое особое искусство нужно для произношения  этого слова.  Каждый из нас в обыденных ситуациях по десятку раз в день повторяет это слово, и, как правило, оно воспринимается спокойно, не вызывая эмоций и не претендуя на роль нарушителя спокойствия.

   Но есть в нашей жизни сферы, в которых слово “нет” нередко производит эффект разорвавшейся бомбы, или уж во всяком случае портит настроение, приводит к разрыву отношений.      

 Речь  идет о тех областях повседневной человеческой деятельности, которые связаны с принятием ответственных решений.    Мы все, к примеру, являемся свидетелями того, как устрашающе быстро развивается наркомания  и алкоголизм среди молодых людей, не сумевших сразу же сказать “нет” своим пагубным привычкам и наклонностям, своим   друзьям, уже вставшим на эту дорогу.

  По словам  Генерального  директор а ОАО “Телерадио-компания  СКАТ”   А.В. Русакова   «У каждого человека, использовавшего право сказать “нет”, свои рецепты. Они определяются характером человека, его житейскими принципами, опытом, знанием науки управления и многими другими обстоятельствами.

После того, как кто-то из вас сказал “нет” и открыл путь новым решениям, идеям и предложениям, вздохните с облегчением».  

Цели:

-выявление информированности подростков по теме «Безопасное поведение»;

-выработка правил и стиля «Безопасного поведения»;

-формирование у ребят навыка противостояния групповому давлению;

-формирование культуры отказа;

- создание условий для осознания подростками необходимости защищать себя, свою жизненную позицию;

– развитие навыков личностного контроля над ситуацией, умения принимать на себя ответственность за собственную жизнь.

Реализация:

-отдельным учебным занятием;

-включением в текущее занятие до 10 минут.

Форма представления:

мультимедийная презентация

Формы работы:

учебный диалог, беседа с обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.

Основные понятия:

-выбор,

-правила отказа,

- самоуправление,

-правила поддержки.

Аудитория:

учащиеся 9-11 классов.

http://portaluspeh.ru/index/umejte_skazat_net/0-115

Психология, умей сказать "нет"

"Всякий раз, когда я говорю “да”, я заранее вижу,

скольких “нет” мне это будет стоить". 

/Станислав Лец./

Умейте сказать: «Нет!»

 Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой не просто его произнести. Почему? Чего мы боимся? Обидеть просящего? Показаться черствым и подлым по отношению к нему? Стать отвергнутым? Потерять симпатии окружающих?
Одно из важнейших качеств человека - умение отказывать, т. е. уметь сказать: «Нет». Сколько раз Вам,  иногда даже во вред себе и своим близким, приходилось выполнять чужие поручения, выполнять работу за других, общаться с неприятными Вам людьми? Сколько было случаев, когда Ваши близкие, друзья и коллеги просто «садились Вам на шею»? Сколько раз Вы чувствовали себя несчастными только лишь потому, что не смогли отказать, не смогли, постеснялись или побоялись сказать «Нет»?

В первую очередь не умеет отказывать тот, кто большое значение придаёт мнению окружающих о том, что он сделал и чего не сделал.

Если Вы не умеете говорить «нет», то другим людям будет нетрудно манипулировать Вами, заставлять Вас делать так, как нужно им. Часто возникают ситуации, при которых отказ более человечнее по отношению к окружающим, чем тщетные усилия выполнить их желания. Например: такая ситуация, когда Вы точно зная, что не сможете выполнить просьбу, тем не менее, соглашаетесь, а затем ее не выполняете. Тем самым подводите или даже причиняете вред человеку, который на Вас надеялся. Вы не подвели бы его, если бы Вы не смалодушничали и сразу сказали ему, что не сможете выполнить его просьбу.

Научиться своевременно, говорить «Нет!» - важный этап в борьбе за самостоятельность мышления и поведения, за твердое следование своим намерениям. Как только Вы откажете кому-то в первый раз, то увидите, насколько изменится к Вам отношение окружающих Вас людей. Вас просто начнут уважать, уважать как человека, умеющего говорить «Нет!», а это значит, что в дальнейшем к Вам будут обращаться только, когда Ваша помощь действительно необходима. И у Вас соответственно появится больше свободного времени.

Неумение сказать «Нет» может стать так же и большой психологической проблемой. Человек употребляет алкоголь во много раз больше, чем хочет, потому что не может отказать друзьям, раздает деньги в долг, не имея сил отказать в просьбе, выполняет массу ненужной ему работы по той же причине.

Если Вы никому не отказываете, это еще не значит, что Вы действуете им во благо. В конце концов, страдаете оба: один - от обманутых надежд, другой - от ощущения беспомощности и укоров совести, а нередко еще и  от чувства вины. Не бойтесь обидеть кого-то своим отказом, если даже это и близкие Вам люди. Однако всегда найдутся люди, которые будут  проявлять настойчивость, чтобы добиться Вашего согласия сделать то, что Вам не хочется делать. Они будут пытаться манипулировать Вами,  то есть сыграть на Ваших чувствах и эмоциях: вызвать у Вас жалость – Ты меня очень расстроишь,  сыграть на Вашем самолюбии – Ты такой хороший, добрый, порядочный, благородный… Ты не сможешь мне не помочь, постараться принизить Ваше достоинство – Да ты просто трус, ты бы сделал, но ты боишься, или шантаж – Если ты мне не поможешь, ты мне больше не друг.

Не реагируйте на попытки манипуляторов, пытающихся вовлечь Вас в сети манипуляции. Поблагодарите их за оказанное Вам доверие, и скажите: «Нет!», исключив какие-либо высказывания, унижающие их достоинство.  Не оправдывайтесь и не объясняйте, почему Вы не желаете это делать. Вы не обязаны ни перед кем отчитываться.

«Если друга можно потерять, значит это не такой уж и друг». А. Алексин

Если человек, просит Вас сделать то, что Вам не по Душе, а сам не способен войти в Ваше положение и понять причину отказа, то это очень ярко показывает его истинное отношение к Вам.

Вы не сможете быть хорошим для всех.

Способность сказать «нет» имеет огромное значение для каждого человека. Это служит всем знаком: «Я человек с большой буквы, я уникален, я личность. У меня есть свои интересы, свой собственный взгляд, своё мнение, потребности, вкусы, предпочтения, которые столь же важны для меня, как и Ваши для Вас. И я не позволю никому управлять собой, я могу за себя постоять». Когда Вы говорите «нет», Вы обозначаете границы своей независимости. Желания, нужды и потребности других людей находятся за этими границами. А внутри, Ваша территория - Ваши собственные потребности и желания. Одна из причин того, что Вам трудно охранять собственные интересы, может состоять в том, что Вы ставите на первое место интересы других людей, или их мнение о Вас, что Вы обязаны, должны, что скажут люди и т. п., а заботу о себе считаете проявлением эгоизма.

Обычно тяжело сказать слово «нет» людям, у которых  низкая самооценка. Они чувствуют себя недостойными давать отпор окружающим. Они считают, что не имеют права устанавливать границы территории своего «Я». Они боятся, что, отказав кому-нибудь, они могут потерять работу, друзей или испортить отношения с близкими, друзьями, коллегами, руководством. Такие люди надеются, что, будучи покладистыми и жертвуя собой ради других, не обидят и не рассердят окружающих, забывая или не зная, что самопожертвование не всегда бывает оправданным, а нередко влечет за собой ещё большую массу трудностей, проблем и неприятностей для их самих.

И, если даже Вы кого-то и не устраиваете, это не является оценкой того, хороши Вы или плохи, достойны любви или нет.

Если своевременно не ограничить свою личную территориальную целостность, то Вас постоянно будут использовать другие, для своих целей. Каждый может тратить Ваше время или потеснить Вас. Вы тратите свое время и силы ради тех, кто не дает Вам взамен ничего полезного. Часто простое слово «НЕТ» - это все, что необходимо для установления границ территории Вашего «Я». Вы не обязаны никому объяснять причины отказа. Вам нет нужды извиняться. Чем проще отказ, тем он убедительней и конструктивней. Ваш отказ, произнесенный любезным, но уверенным тоном, даёт понять, что Вы отвергаете не самого человека, а только его просьбу.

Будьте чуткими к истинным потребностям, неумолимыми к слабостям, свободными в принятии решения, непреклонными исполнении этого решения, желая людям добра, не идите у них на поводу. Научитесь говорить «Нет!» - станете свободными в своем выборе! Станьте хозяином своей судьбы! Перестаньте быть заложникам собственных комплексов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умей сказать "НЕТ!" Паначёва И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош

Слайд 2

Бенджамин Франклин сказал: «К успеху ведет множество дорог, а к неудачам только одна верная дорога – пытаться всем угодить». Многие из нас чувствуют себя виноватыми, когда приходится сказать другим «нет», и это, скорее всего, связано с нашим воспитанием, когда нас учат подстраиваться под других, и быть для всех приятным человеком.

Слайд 3

Игра «Шприц» Участникам нужно придумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать. Ведущий берёт шприц и предлагает его участнику, сидящему справа от него, уговаривая его взять шприц. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твёрдым. Время, отведённое на работу в паре, – 1–2 минуты. После этого шприц переходит к участнику, и теперь он уговаривает своего ее попробовать наркотик.

Слайд 4

Обсуждение Легко ли подбирать достойные отказы? Как чувствовали себя в ролях уговаривающего и отказывающего?

Слайд 5

Упражнение «Умей сказать «Нет!» Варианты отказа : «Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня». «Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось». «Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями». «Спасибо, нет. Это не в моём стиле». «Спасибо, нет. Мне надо на тренировку». «Спасибо, нет. У тебя не найдётся ничего другого?» «Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой».

Слайд 6

Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь! Умей сказать «Нет»!

Слайд 7

Ресурсы http://oshkole.info/article/narkotiki-ili-tsena-somnitelnyi-udovolstvii-prakticheskoe-zanyatie


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паначёва И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош Умей сказать "НЕТ!"

Слайд 2

Обсуждение Как другие люди могут оказывать влияние на наше поведение? Приведите примеры. Зачем людям нужно умение говорить «нет»? В каких случаях это нужно? Какие ситуации давления на человека, с вашей точки зрения, являются наиболее характерными?

Слайд 3

Примеры Родители заставляют учить уроки. Здесь, наверно, можно с ними согласиться? – Одноклассник просит сделать за него домашнее задание. Я должен ему помочь? – Бабка в очереди начинает кричать, что молодежь распустилась. Неприятно?

Слайд 4

Обсуждение Когда мне бывает трудно сказать кому-то «нет»? Что я чувствую в этих случаях? Как помочь самому себе сказать «нет» в тех ситуациях, когда это нужно? И как при этом не обидеть человека?

Слайд 5

Алгоритм вежливого отказа Доброжелательно (спокойно) выслушать просьбу или предложение. Попросить разъяснение, если что-то не ясно. Остаться спокойным и сказать «нет»! Объяснить причину отказа. Если собеседник настаивает, говорить «нет» без объяснений.

Слайд 6

Твой выбор противостояние групповому давлению; формирование культуры отказа; осознание необходимости защищать себя, свою жизненную позицию.

Слайд 7

Ресурсы http://oshkole.info/article/umenie-skazat-net


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умей сказать «НЕТ!» Паначёва И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош ПАМЯТКА

Слайд 2

Умей сказать: «НЕТ» когда тебе предлагают совершить недостойный поступок; когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное; если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, что­бы ты об этом никому не говорил; когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб; когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;

Слайд 3

если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине; когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш; когда предлагают погадать с целью узнать будущее; помни, что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства. Умей сказать: «НЕТ»

Слайд 4

Ресурсы http://40306s001.edusite.ru/p48aa1.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паначёва И.Е. Моу Уйско-Чебаркульская сош РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 2

Диалог № 1 Миша. Давай закурим! Саш а. Я не могу. Миша. Почему? Саша. Родители увидят. М и ш а. А мы отойдем за угол. Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит. М и ш а. Ну ты же не умрешь от одной сигареты. С а ш а. А я сигареты без фильтра не курю. М и ш а. У меня с двойным фильтром. С а ш а. Да я спички забыл. М и ш а. У меня есть зажигалка. Саша. Соседи из окон нас увидят. М и ш а. А мы пойдем в подвал. Саша молчит, не зная, что ответить. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Слайд 3

Победил Миша. Как это ни странно, Саша ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Слайд 4

Диалог №2 К а т я. У меня есть сигареты, давай покурим. Лена. Ой, нет, я не могу! Катя. А почему? Л е н а. От меня будет пахнуть табаком. Катя. Ну и что? Лена. Родители узнают. К а т я. А ты к ним не подходи. Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила. К а т я. А ты надушись. Лена. Тогда родители обо всем догадаются. Катя не знает, что еще предложить. Как вы считаете, кто победил в этом диалоге?

Слайд 5

Победила Лена. В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители разоблачат в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Лены.

Слайд 6

Диалог № 3 Сережа. На, кури. Дима. Я не буду. Сережа. А что тогда сюда пришел? Дима. Просто так. Сережа. Ну тогда иди отсюда. Дима уходит. Кто оказался сильнее ?

Слайд 7

И этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже бросил» или « Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить. . Повторим этот диалог по-другому.

Слайд 8

Диалог № 4 Сережа На, кури. Д и м а. Не хочу! Сережа . Кури, за компанию! Дим а. Отстань, кури сам, если хочешь! ' Сережа. А что тогда сюда пришел? Д и м а. Захотел и пришел. Сережа. Ну тогда иди отсюда. Д и м а. Не хочу.

Слайд 9

Вот сейчас Дима явно отказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человека, которого уважают в группе. Обсудить : За что уважают?

Слайд 10

Если ты неуверен в себе и не можешь противостоять давлению товарища Просто нужно: - Сказать «нет» без объяснения. - Отказаться и объяснить причины отказа. - Отказаться и уйти. - Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры . «нет», «не буду». - Не обращать внимания на предложения закурить. - Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит. - Постараться избегать курящих компаний.

Слайд 11

Выбор за тобой Умей сказать «НЕТ!» Живи с улыбкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Сценарий инсценировки "Умей сказать НЕТ!"

Данный сценарий может быть использован на классных часах или других мероприятиях, посвященных профилактике вредных привычек....

Умей сказать НЕТ

Описание проблем, связанных с отрицательным воздействием курения на организм человека...

Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс

Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс...

Презентация "Умей сказать нет"

Данный материал может быть использован на уроках биологии в старших классах. А так же при проведении классног часа по проблемам профилактики наркомании...

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков " Умей сказать "НЕТ!"

Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков "Умей сказать " НЕТ!" способствует созданию условий, пр...