Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.
рабочая программа по теме

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобраны методики и специальные занятия по культуре поведения в образовательном учреждении, развитию чувства ответственности, развитию коммуникативных навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта, развитию навыков контроля собственного поведения, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.

Программа включает введение, основную часть, список литературы и приложения, и содержит конкретные мероприятия, проводимые социальным педагогом. Форма проведения занятий достаточно разнообразна: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики. Отдельно выделено занятие «Я и конфликт» с видеоматериалом.

Эта программа рекомендована для работы социального педагога с целью эффективной организации целенаправленной деятельности с  учащимися девиантного поведения по формированию адекватных форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_deviantnomu_povedeniyu.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на Педагогическом Совете школы

_________________________________

Методическая разработка составлена в соответствии с программой школы

Утверждаю______________________

Зам. директора по ВР МОУ СОШ №16 Т.Н. Наумова

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Составитель:

Социальный педагог

 ДОО(с-п)Ц г. Владимира

С.В. Шмакова

Рецензент:

Зам. директора по ВР МОУ СОШ №16

Т.Н. Наумова

Владимир

2011

Рецензия 

на Программу коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения социального педагога ДОО(с-п)Ц г. Владимира

 С.В. Шмаковой

Рецензент: зам. директора по ВР МОУ СОШ №16 Т.Н. Наумова.

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Социальным педагогом отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи.

Программа  состоит из введения, основной части, списка литературы и приложения и содержит конкретные мероприятия, реализуемые  социальным педагогом. Количество занятий: 5 и более. Форма проведения занятий  достаточно разнообразна: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики. Отдельно выделено занятие «Я и конфликт» с видеоматериалом.

Эта программа поможет социальному педагогу эффективно организовать целенаправленную работу со школьниками  заявленной категории СОШ №16 по формированию адекватных форм поведения.

Зам. директора по ВР:                                                 Наумова Т.Н.

Подпись удостоверяю, секретарь:                             Тростина С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Проблема «трудных учащихся»  одна из центральных психолого-педагогических проблем.

   Сложное  экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений как жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

    В последнее время о школьниках с осложненным  поведением говорится и пишется немало. К этой категории мы относим неуспевающих, недисциплинированных школьников, педагогически  и социально запущенных.

    Особое внимание  в предлагаемой программе уделено преодолению  трудности жизни этих детей, трудности  их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми.

   Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися составлена на основе методического пособия под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Попова В.А. «Формирование социального поведения детей и подростков». Нами отобраны методики, которые направлены на формирование социальных качеств, составляющих основу просоциального поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.

    Эта программа поможет социальному педагогу организовать целенаправленную работу со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  1. Формирование адекватных форм поведения;
  2. Развитие коммуникативных навыков

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

  1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных  этапах его жизни.
  2. Принцип социально-психологической  поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления – препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Формирование позитивного отношения к своим возможностям;
  2. Развитие навыков регуляции своего поведения;
  3. Снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Сроки:  2010-2012 год.

Программа  коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

МОУ СОШ №16 г. Владимира

Время проведения занятия: 30-40 минут

Количество занятий: 5 и более

Форма проведения занятий: дискуссии, анкетирование, опросы, тесты, беседы, различные методики (неоконченных предложений, «Пословицы», «Ситуация выбора», «Недописанный тезис» и другие), ассоциативный эксперимент, ранжирование понятий, викторины.

п/п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание и форма проведения

1.

Я в настоящем и мое будущее

Развитие самосознания

1.Беседа «Я и мое будущее»

2.Упражнение «Уважение»

3.Автобиографический опросник

4.Упражнение «Я люблю»

5.Упражнение «Мои одноклассники»

6.Упражнение «Линия жизни»

2.

Я и ответственность

(может быть 2 – 3 занятия)

Развитие чувства ответственности

1.Беседа «Что такое ответственность»

2.Правила поведения в школе (дискуссия)

3.Анкета «Могу ли я нести  ответственность?»

4.Упражнение «Права и обязанности»

5.Административная и уголов-ная ответственность

3.

Я и контроль

Развитие навыков контроля собственного поведения, умения принимать обдуманные решения

1.Упражнение «Что такое  контроль?»

2.Анкета «Могу ли я себя контролировать?»

3.Упражнение «Что меня отвлекает?»

4. Упражнение «Могу ли я принимать решения?»

4.

Я и конфликты

Развитие коммуникативных  навыков, навыков конструктивного выхода из конфликта

1.Упражнение «Конфликт – это…»

2.Упражнение «Конфликты бывают разными»

3.Упражнение «Я и мои эмоции»

4.Упражнение «Скажи кон-фликту: «Нет!»

5.Советы при конфликтах

6.Просмотр видеоролика

«Социальный конфликт»

5.

Моя будущая

профессия

Развитие самосознания,

профессиональное самоопределение

1.Упражнение «Могу. Хочу. Надо.»

2.Упражнение «Ассоциации»

СОДЕРЖАНИЕ организационно-методической  РАБОТЫ с учащимися девиантного поведения в течение учебного года

содержание работы

срок

ответственные

Организационно-методическая работа

1.

Посещение уроков в классах, где обуча ются  дети данной категории

в течение года

Кл. руководит.

Социальный педагог

Шмакова С.В.

2

Индивидуальная работа с педагогами и

одноклассниками по созданию положи тельного психологического микроклимата вокруг учащихся

в течение года

Кл. руковод.

Социальный педагог Шмакова С.В.

3

Активное привлечение учеников  к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с художественными интересами и способ ностями детей)

в течение года

Кл. руковод.

Социальный педагог Шмакова С.В.

4

Оказание правовой, социальной помощи

в течение года

Социальный педагог Шмакова С.В.

5

Проведение профилактической работы с неблагополучными семьями

в течение года

Социальный педагог

Шмакова С.В.

6

Обследование условий жизни и воспита ния учащихся

декабрь, июнь и в течение года

Социальный педагог

Шмакова С.В.

7

Повышение правовой компетентности родителей через лекции, бе седы, консультации

в течение года

Социальный педагог

Шмакова С.В.

8

Устройство летнего отдыха учащихся

май, июнь

Социальный педагог

Шмакова С.В.

9

Ведение документации (журналов, карточек и др.)    

в течение года

Социальный педагог

Шмакова С.В.

10

Вызов на Совет Профилактики правонарушений

По мере необходимости

Социальный педагог

Шмакова С.В.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате использования программы коррекционно-развивающей    работы с учащимися девиантного поведения предполагается формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Исходя из принципа социально-педагогической поддержки, который является основополагающим принципом данной программы, предполагается создание ситуации успеха, что позволит достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи.  М.: Просвещение, 1988.
  2. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С. и др. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. – М.: Форум, 2011.
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.  М.: Новая школа, 1994.
  4. Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. – М: Речь, 2007.
  5. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос, 2010.
  6. Колосов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.  М., 1984.
  7. Конвенция ООН о правах ребёнка.  Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230-239.
  8. Кулагина   И.Ю.   Личность   школьника.   От   задержки   психического   развития  до одарённости.  М.: ТЦ Сфера, 1999.
  9. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1.  М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.  
  10. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура.  М.: Просвещение, 1988.
  11. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.  М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.  М.: Просвещение, 1996.
  13. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.  М.: Просвещение, 1987.
  14. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. – М.: Инфра-М, 2011.
  15. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. – М.: Флинта, 2008.
  16. Попов В.А. Формирование социального поведения детей и подростков.  Владимир, 1998.
  17. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети – трудные взрослые. – М.: КноРус, 2011.
  18. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М.: Владос, 2006.
  19. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2007.
  20. Russell Jesse, Cohn R. Девиантное поведение. – М.: Bookvika publishing, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Формы воспитательной и профилактической работы с учащимися девиантного поведения

Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развити...

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Учител...

Памятки педагогам по работе с учащимися девиантного поведения

laquo;Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...