Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Майкова Яна Анатольевна

Урок русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме  «Разносклоняемые существительные»

Класс: 6 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать.

Задачи урока:

Образовательные: формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала.

Развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Планируемые результаты:

Предметные: знать разносклоняемые существительные, особенности их склонения, уметь находить их в тексте, обосновывать выбор гласных в окончаниях.

Метапредметные: уметь ставить и формулировать цель деятельности; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, «Толковый словарь» С.Ожегова, аудиозапись А.Хайта о разносклоняемых существительных (уроки «Радионяня»).

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Умные, красивые, надеюсь, готовые работать. Садитесь. Запишем в тетрадях число и классная работа. Оставьте строку, чтобы записать тему урока. Обратите внимание, что для работы на уроке нам пригодятся еще рабочие листы.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Начать наш урок мне бы хотелось с одной Новогодней истории. Но расскажите ее мне вы. Предлагаю составить рассказ по картинкам.

Да, Деды Морозы тоже ходят в школу. И у них тоже, как у простых школьников возникают затруднения. В этот раз они не смогли разобраться с одной темой и просят вас помочь.

  1. Самоопределение к деятельности, целеполагание.

Но для начала они хотят проверить вас. Стоит ли на вас вообще полагаться.

Устный опрос:

- Дайте определение имени  существительного?

- Как называется изменение имени существительного по падежам? (склонение)

- Сколько склонений у имени существительного? (3 склонения)

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

Письменный опрос

        Проведем игру «Домик»: существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо распределить слова по домикам.

Слава, болото, плач, трава, луч, дядя,  метель, время,  верность, мышь.

1 скл.                              2 скл.                      3 скл.                            время

Слава                            болото                      метель

Трава                              плач                        верность            

Дядя                              луч                            мышь

                                       

 

- Работаем в паре. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ваших записей.

- Кто не допустил ошибок, поднимите руку? Молодцы! Кто допустил две ошибки? Молодцы!

- Объясните орфограммы в словах «плач, луч, рожь, мышь» (мягкий знак на конце существительных после шипящих).

- Какое слово остались лишними? (время)

- Как вы думаете, почему? (ср.р., окончание –я)

        Вывод: имеются существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению.

- Чтобы узнать, как называются такие существительные, надо разгадать ребус.

- Итак, тема урока «Разносклоняемые имена существительные». Запишем в тетрадь.

- Ребята, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы.

Познакомиться с …

- Что мы будем сегодня изучать?    (разносклоняемыми существительными).

Узнать…

- Все ли  существительные разносклоняемые?     (сколько их).

Научиться… (их склонять).

        Итак, цель урока: познакомиться с разносклоняемыми существительными; узнать, почему их так называют, сколько их; научиться их склонять.

  1. Изучение новой темы.

Вернемся к нашему существительному ВРЕМЯ. Оно стоит особняком от сущ. 1, 2, 3 скл. Значит, оно какое? (Разносклоняемое)

Давайте узнаем, почему же такие существительные назвали разносклоняемыми. Ваши предположения? (варианты ответов)

Проведем лингвистический эксперимент. Просклоняем это сущ., а также сущ. 2 и 3 скл.  

И.П.

время

море

печь

Р.П.

времени

моря

печи

Д.П.

времени

морю

печи

В.П.

время

море

печь

Т.П.

временем

морем

печью

П.П.

о времени

о море

о печи

Вывод: в Р., Д.,П. п. в ед.ч. имеют окончания сущ. 3 скл. –И, а в Т.П. – окончание сущ. 2 скл. – ЕМ.

Сущ. ВРЕМЯ имеет окончания разных склонений. 

У вас на столах лежит стихотворение, прочитайте его и выпишите существительные на –МЯ в нашу таблицу, в последнюю колонку.

Работа в парах

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Проверка.

Сколько слов получилось? (10).

-Прочитайте записанные слова: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

- Что объединяет эти существительные? (оканчиваются на – мя)

        

Откройте учебники на странице 142, внимательно прочитайте теорию, отметьте то, о чем мы еще не сказали.

К разносклоняемым существительным относится еще одно слово «путь».

- К какому роду относятся существительные на –мя? (средний род)

- Слово – «путь»? (мужской род)

        Итак, мы узнали, что к разносклоняемым существительным относится 10 существительных на –мя и одно существительное мужского рода «путь».

Среди этих слов встретились такие, значение которых нужно уточнить.

        Лексическая разминка

- Познакомимся с лексическим значением слов бремя, темя, стремя.

- Какой словарь поможет узнать нам значение этих слов? (Толковый словарь русского языка Ожегова)

БРЕМЯ, -мени, ср.р.. 1.Тяжелая ноша. 2. Перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.). Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот.

ТЕМЯ, -мени, ср.р. Верхняя часть головы  между лобными, затылочными и височными костями.//уменьш. темечко, -а, ср.р.// прил. теменной, -ая, -ое.

СТРЕМЯ, род., дат. и пред. –мени, тв. –менем, мн. – мена, -мян, -менам, ср.р. 1.Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена. 2.Косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха (спец.).//уменьш. стремечко, -а, ср.р. //прил. стременной, -ая, -ое.

Работа в парах. Кроссворд.

Задание: выполните кроссворд, впишите разносклоняемые существительные.

1.П

У

Т

Ь

Л

2. С

А

Е

М

2. В

Р

Е

М

Я

3.З

Н

А

М

Я

По горизонтали:

  1. Дорога.
  2.  Длительность существования всего происходящего.
  3. Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.

По вертикали:

  1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом.
  2. Зачаток растения.

- Проверьте себя.

-  Какая пара выполнила кроссворд верно? Поднимите руки.

Физминутка.

Размахиваем знаменем,

Разбрасываем семена,

Согнулись под бременем забот,

Почесали темя.

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

(Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь).

Один из Дедов Морозиков написал нам письмо:

Ребята, вы не знаете моего имя, потому что я раньше вам не писал. Не было время. Зима погладила меня по брем..ни и сказала Не расстраивайся!

Найди грамматические, лексические, пунктуационные ошибки, исправь и перепиши

С какой сложностью мы столкнулись? Да, какой суффикс использовать в разносклоняемых существительных. Работа с учебником.

- Прочитаем материал на странице 142.

- Какой суффикс прибавляется в родительном падеже множественного числа в словах «семя, стремя»?           (суффикс –ян)

Р.п. семян, стремян

- Рассмотрим обобщающую схему о разносклоняемых существительных.

Разносклоняемые существительные.

 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и  существительное мужского рода путь.

Р.п.

Д.п.  +-ен- + - и (по 3 скл.)       Т.П.   +-ен- + -ем (по 2 скл.)

П.п.

СтремЯН, семЯН

Запоминалка

Десять слов с концовкой –мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

Всякий раз, когда склоняешь,

Суффикс –ен- ты прибавляешь.

  1. Закрепление изученного. (3 человека работают у доски)

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

К..снуться знамен…, постареть от времен…, в пламен… костра, зовем по имен…, пр..к..саться к стремен….

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Зовем по имен…, дорожить времен…м, пр..к..саться к стремен…, к..снуться знамен…, боль в темен….

Карточка №3

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

 Боль в темен…, не знаю имен…, не хватает времен…, зовем по имен…, дорожить времен…м.

Выполните мини-тест.

1. Укажите разносклоняемое существительное.

А) сарай

Б) стремя

В) лошадь

2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.

А) во врем…ни, в плам…ни

Б) стрем…н, знам..нем

3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.

А) на темен…, пламен…м

Б) в пут…, в пламен…

- Проверьте, правильно ли вы полнили тест.

Ответы: 1) б       2) а           3) б              

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

        Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Какие советы мы можем дать Дедам Морозикам для лучшего понимания этой темы?

- В русском языку имеются существительные, которые мы можем назвать разносклоняемыми

- Их нужно выучить (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь)

- В Р, Д., П. п. у них окончание и, в Т.П. –ем(ём)

- Они дружат с суф. Ен (ён) и ян (суффиксом -ен-, существительные семя, стремя с суффиксом –ян в родительном падеже  множественного числа)

VI. Домашнее задание

Выписать 5 пословиц с разносклоняемыми сущ., подготовить устный доклад об истории происхождения разносклоняемых сущ.

         Это был первый урок, посвященный разносклоняемым существительным. Мы с вами начали применять новые знания на практике. На втором уроке мы закрепим с вами этот материал. Спасибо за урок.

        

Рабочий лист

учени___ 6 __ класса _________________________________________________________

1. Распределите слова по «домикам»:

Слава, болото, плач, трава, луч, дядя,  метель, время,  верность, мышь.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

  1. Разгадайте ребус

3.  Выпишите все существительные, похожие на слово ВРЕМЯ

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

4. Лексическая разминка

Словарная статья из толкового словаря

СТРЕМЯ, род., дат. и пред. –мени, тв. –менем, мн. – мена, -мян, -менам, ср.р. 1.Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена. 2.Косточка, примыкающая к овальному отверстию среднего уха (спец.).//уменьш. стремечко, -а, ср.р. //прил. стременной, -ая, -ое.

5. Кроссворд

1.

2.

2.

3.

По горизонтали:

  1. Дорога.
  2.  Длительность существования всего происходящего.
  3. Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.

По вертикали:

  1. Огонь, поднимающийся над горящим предметом.
  2. Зачаток растения.

6. Найди грамматические, лексические, пунктуационные ошибки, исправь и перепиши

Ребята вы не знаете моего имя, потому что я раньше вам не писал. Не было время. Зима погладила меня по брем..ни и сказала Не расстраивайся!

Разносклоняемые существительные

 10 существительных среднего рода: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и  существительное мужского рода путь.

Р.п.

Д.п.  +-ен- + - и (по 3 скл.)       Т.П.   +-ен- + -ем (по 2 скл.)

СтремЯН, семЯН

Запоминалка

Десять слов с концовкой –мя

Будем мы запоминать:

Имя, вымя, семя, стремя, пламя, племя,

Бремя, время, темя, знамя, стремя.

Всякий раз, когда склоняешь,

Суффикс –ен- ты прибавляешь.

7.  Закрепляем материал

Карточка №1

Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.

К..снуться знамен…, постареть от времен…, в пламен… костра, зовем по имен…, пр..к..саться к стремен….

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.

Зовем по имен…, дорожить времен…м, пр..к..саться к стремен…, к..снуться знамен…, боль в темен….

Карточка №3

Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.

Боль в темен…, не знаю имен…, не хватает времен…, зовем по имен…, дорожить времен…м.

8. Выполните тест

1. Укажите разносклоняемое существительное.

А) сарай

Б) стремя

В) лошадь

2. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется суффикс –ен-.

А) во врем…ни, в плам…ни

Б) стрем…н, знам..нем

3. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется в окончании – и.

А) на темен…, пламен…м

Б) в пут…, в пламен…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Винительный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа

Данный материал позволит раскрыть понятие "падежи имен существительных 1 склонения"...

урок русского языка "Предложный падеж имен существительных 1-го склонения единственного числа"

данный урок поможет довести до сознания детей особенности предложного падежа....

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....