Формирования компетенции критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку

Формирования компетенции критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shaydullina_aygul_rafaelevna_statya.docx120.41 КБ

Предварительный просмотр:

Шайдуллина Айгуль Рафаэлевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Гимназия № 1 

Центр национального

образования»

Елабужского МР Республики Татарстан

E-mail: 94.a@mail.ru 

Формирования компетенции критического мышления у школьников на уроках русского языка и литературы.

Сегодня учитель-это человек, шагающий в ногу со временем, творчески мыслящий, креативно мыслящий, стремящийся к новаторству, развивающий. Задача каждого учителя литературы и русского языка - развивать грамотность чтения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, учить учащихся грамотно пользоваться текстом, грамотно использовать его содержание при выполнении заданий, правильно читать. Как вызвать у учащихся интерес к работе с текстом? Как активизировать их деятельность? Конечно, на помощь приходят технологии, методы, применяемые в системе образования.

Один из подходов к критическому мышлению называется «двусторонний дневник». Он уникален как своим строением, так и содержанием. Технология критического мышления – способность отстаивать и высказывать свою позицию, умение выслушивать собеседника, логически рассуждать, основываясь на аргументах. Данная технология была основана в 80-х годах XX века в Америке. В России вошел в употребление примерно в 1997 году. Метод “Двустороннего дневника” ориентирован именно на работу с текстом. В ходе работы ученик знакомится с текстом, читает с пониманием, учится самостоятельно рассуждать, выявляет непонятные и новые для себя слова, находит на них ответы.

 Метод “Двустороннего дневника" предполагает связывание прочитанного текста с актуальными для читателей вопросами и проблемами. Дневник организуется следующим образом: лист бумаги делится на две части. На первой стороне дневника записываются слова, словосочетания, предложения, отрывки из текста, привлекающие особое внимание. На слова, словосочетания, предложения, написанные на оборотной стороне, следует писать комментарий: почему написаны именно эти слова? О чем они заставляют задуматься?

Рис.1. «Двусторонний дневник»

С учетом возрастных особенностей читателям предлагается текст. Из этого текста учащиеся должны записать в дневник слова или предложения, которые их привлекли, и объяснить, почему они выбрали другую сторону.

Один человек купил большой дом. При нем был фруктовый сад. Этот человек жил очень счастливо, но только его сосед был ревнивым и очень некрасиво себя вёл. Он постоянно сваливал мусор на ворота, то пытался повредить фруктовый сад. Какие только мысли не приходят в голову тому, кто хочет сделать что-то плохое.

  Однажды этот неуклюжий сосед поставил ведро, наполненное грязным мусором, перед воротами соседа. Тот  был в хорошем настроении, но, увидев мусорное ведро, немного расстроился. Он вычерпал мусор, тщательно вымыл ведро и, собрав лучшие спелые яблоки, зашел к соседу. Услышав стук в дверь, злой сосед подумал, что тот наконец-то разозлился, и приготовился устроить скандал. Сосед не разозлился, а, наоборот, поставил перед ним ведро, наполненное яблоками, и сказал: “Кто чем богат, тем и делится”.

 

Рис.2. «Работа с текстом»

Преимущества метода  “Двустороннего дневника":

1. развивает грамотность чтения, разговорную речь

2. учит самостоятельному мышлению

3. развивает навыки внимательности

4. развивает навыки осознанного чтения

Подводя итоги, можно сказать что, метод «Двусторонний дневник» – это современный, отличный метод, позволяющий ученикам творчески, креативно мыслить, развивать навыки чтения на уроках русского языка и литературы.

Список литературы

  1. Фаттахова Р.Ф.  Методическое пособие.  Казань, 2012.  54 с.

  2. Инфоурок. [Электрон ресурс] . –URL:  https://infourok.ru/shel-silverstayn-schedroe-derevo-strategiya-dvoynoy-dnevnik-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-cherez-chtenie-i-pismo-518255.html (01.03.2023)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Формирование навыков индивидуальной познавательной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы: методические аспекты и школьный опыт работы.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особен...

Роль технологии критического мышления в формировании мировоззрения школьников на уроках русского языка и литературы

Что же такое технология критического мышления, и как с ней работать? Попрробую ответить на эти и другие вопросы в данной статье....

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы с учётом особенностей современного мышления (презентация)

Ученые все чаще говорят о том,  что в основе успеха одних людей и неудач других лежит их способ мышления. Прошлый век был веком мышления понятийного, а вот 21-ый век - время клипового мышления....

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...