«Система работы со слабоуспевающими при подготовке к ОГЭ по русскому языку»
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

            Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и помочь таким              ученикам овладеть базовыми навыками и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty._oge.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы со слабоуспевающими при подготовке к ОГЭ по русскому языку»

Звонок 1 сентября еще раз напомнил нам о том, что новый учебный год для учащихся 9-х классов особенный: нет ничего важнее, чем успешная подготовка к сдаче экзаменов. Вся работа – и учебная, и воспитательная – нацелена на систематическую подготовку к сдаче ОГЭ.

Работа со слабоуспевающими учащимися необходима, она помогает детям, испытывающим трудности в обучении, успешно усваивать учебный материал, а также подготовиться к экзаменам.  

Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и помочь таким ученикам овладеть базовыми навыками и умениями.

Основная помощь учащимся должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Главное, в работе с ними – учить учиться. Остановимся на некоторых приемах работы. К ним относятся:

  1. Алгоритмизация деятельности.

2.  Обработка грамматических навыков.

3. Многократное проговаривание и закрепление материала урока.

4. Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).

5. Рациональное распределение учебного материала.

Для меня сдать экзамен это, прежде всего, написать его без двоек.  Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (их называют группа риска) актуальна.

Русский язык – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Это один из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников.

При подготовке к экзаменам учащиеся должны  уметь применять довольно большой объем знаний. Безусловно, на последние годы обучения в школе приходится максимальная нагрузка на учащихся. При этом возрастает роль и ответственность в подготовительной работе и учителя, и самого ученика.

Что же предлагаю из своего опыта работы?

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала на уроках и во внеурочное время с помощью учителя, учеников или самостоятельная работа ученика под контролем учителя. Я завела диагностические карты на каждого ученика, где отслеживается работа с каждым заданием. Такая «следящая» система обеспечивает возможность прогнозирования оценок на экзамене.

Мы завели с учащимся тетрадь-справочник, в которой отражены все основные вопросы данного материала по той или иной теме, а именно прописываются: теоретический материал (алгоритм решения, помещены тренировочные задания). Таким образом, изучая материал в полном объеме, ученик знает где, как и что ему надо повторить, если такая необходимость возникла. Таким справочным материалом очень удобно пользоваться при подготовке к ОГЭ. (Хотя есть  сборники под редакцией Драбкиной, Симаковой, но если ученик пишет своей рукой, то  он запоминает лучше). Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся. 

Одним из важных элементов при подготовке к ОГЭ  является повторение, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. 

В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта «Решу ОГЭ», где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ОГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над текстом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации. В своей работе наряду с тренировочными вариантами, содержащими задания на все темы, как реальный экзаменационный вариант, я активно использую различные тематические подборки. Это особенно важно, когда какой-то раздел ученику дается с большим трудом. Для учащихся наибольшую пользу приносит занятие в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому ученику. Очень важно «видеть» экзаменационную работу и как можно эффективнее её выполнить. 
      Для этого можно учить ученика работать по инструкции: 

1) Отбираю те задания, которые могут выполнить. 

2) Считаю, сколько таких заданий. 

3) Определяю еще несколько заданий, решение которых мне известно.

Чем  больше таких заданий, тем лучше.

4)Выполняю отобранные задания.

Чтобы помочь им поверить в свои силы, создать ситуации успеха на уроках  помимо карточек-проверок, используемых для проверки теоретических знаний, применяются так же карточки быстрого выполнения по образцам.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.      

Для эффективной подготовки к ОГЭ   нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка.

Систематическая работа по вариантам ОГЭ для слабоуспевающих учеников необходима. В этом мне помогают  и задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий. Ученик привыкает к этим заданиям. Он знает, что эти задания будут у него в экзаменационной работе. Нет того стресса, который был бы у него перед неизвестным.

При решении любых заданий нужны устойчивые навыки. В этом могут помочь систематические задания устного и письменного характера. Для решения этой проблемы я использую комплект заданий (так называемых «линейного решения». Не требуются даже специальные комплекты заданий в кабинете есть решебники  прошлых лет). Одно задание прорешивается сразу в нескольких вариантах ). В начале идет не фронтальная работа с классом, а индивидуальная, с последующей проверкой каждого учащегося. Выполняя задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Система работы с комплектом заданий позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава и т.д. Особое внимание при подготовке к ОГЭ я уделяю анализу полученных результатов. С помощью диагностических  карт можно отследить положительную динамику по отдельным заданиям. Немало важную роль при подготовке к ОГЭ играет даже система консультаций и дополнительных заданий. Для слабоуспевающих учащихся наибольшую пользу приносит занятие в небольших группах  с индивидуальным подходом к каждому ученику.

Очень важную роль играет сотрудничество с родителями. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей,  возникающих в процессе обучения и  подготовки  ребенка к экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель не должен взваливать на себя всю  работу  и ответственность за  подготовку – дети и родители должны знать, что  учителя  всегда рядом, готовы всегда помочь.. Но экзаменуют всё-таки – учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность. В течение года встречаемся с родителями на собраниях, а в этом году в связи с ковидными ограничениями индивидуально, и «внятно» объясняем цели и задачи подготовительного периода, говорим о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭЮ, рассказываем об уровне готовности каждого выпускника, информируем о результатах пробного внутришкольного экзамена, проводим индивидуальные консультации родителей. Бывают встречи «учитель – ученик – родитель».

Но активность и ответственность родителей оставляет желать лучшего.

Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует сил, времени, терпения и настойчивости. У сожалению,  результат не всегда оправдывает затраченное время и силы.

Главное, помнить, что есть ученики, которые не всё могут освоить и которым придет на помощь учитель, не зря говорят: «Учитель – человек,  который может делать трудные вещи легкими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Некоторые элементы системы работы по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка

В статье представлены некоторые элементы обновления  стратегии обучения для успешного формирования у учащихся универсальных учебных действий, что способствует не только  саморазвитию и самос...

Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку

Работа со слабоуспевающими учащимися в 8 классе по русскому языку...

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы

Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...