Формирование читательской грамотности на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку

Большакова Надежда Юрьевна

В статье используется материал из практического опыта о некоторых способах и приёмах формирования читательской грамотности на уроках русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyao_chitatelskoy_gramotnosti_iz_opyta_raboty.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Большакова Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г. Чита

   Читательская грамотность – одна из главных составляющих функциональной грамотности – сегодня актуальна как никогда. Современные дети преимущественно обладают так называемым «клиповым мышлением», когда информация воспринимается фрагментарно. При этом наблюдается поверхностное погружение в её суть. Основным источником информации в процессе обучения является текст, к которому мы, учителя русского языка, обращаемся на каждом уроке. К.Д. Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело».

   На понимание содержания текста нацелены разнообразные приёмы смыслового чтения. Многие из них эффективно работают на уроках русского языка. Так как основной понимания текста всегда является внимание к слову, его толкованию, то и грамматическая работа на уроках, считаю, не может обходиться без этого. Любой языковой анализ начинается с обращения к смыслу слова. Несмотря на то, что среди уроков русского языка мы выделяем специальные уроки по развитию речи, где мы помогаем обучающимся раскрывать секреты построения текстов, каждый урок нацелен на формирование речевых навыков обучающихся – как письменных, так и устных.

  Представлю несколько приёмов работы с текстом, используемых мною на уроках русского языка.

  1. Работа с правилом может начинаться с вызова (по технологии РКМЧП), когда обучающимися анализируются слова, (словосочетания, предложения) по предстоящей теме, в которых необходимо решить орфографические (пунктуационные) задачи. На этой стадии происходит активизация мыслительной деятельности обучающегося, пробуждается интерес к процессу освоения знаний и в результате проявляется естественная потребность выразить свои мысли – создать устное высказывание. В дальнейшем, на стадии осмысления, приходит сознательное решение соотнести свои предположения с правилом, а для этого необходимо внимательно прочитать научный текст.

Пример 1.

Урок в 5 классе по теме «Правописание приставок на -з, -с»

Задания:

  1. изучите состав слов, определите содержание орфографической задачи;
  2. постарайтесь найти решение задачи;
  3. проверьте свои предположения (указывается страница учебника)

?

?

Ра..кинуть

И..ход

Бе..сильный

И..редка

Ра..двинуть

И..лом

Бе..радостный

И..коса

   Важно, чтобы задания давались поэтапно, а не все три сразу, так как каждый шаг самостоятельной работы – это промежуточный результат речевой деятельности. Обучающиеся таким образом проявляют и личностные, и регулятивные УУД. Оценивая содержание и форму предложенного языкового материала, обучающиеся должны использовать информацию из текста правила для решения практических задач.

  Считаю, что одной из наиболее приемлемых технологий, направленных на формирование читательской грамотности, является технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).

  Пример 2.

Тема урока в 9 классе: «Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения»

Задания:

  1. прочитайте предложения, определите границы частей предложений (знаки препинания внутри предложений отсутствуют);
  2. подумайте, на какой вопрос может отвечать вторая часть предложения;
  3. сделайте вывод о том, в каких смысловых отношениях находятся части предложений;
  4. проверьте свои предположения (указывается страница учебника)

?

?

?

?

Прошёл первый дождь и полянки позеленели.

Ветер метался  и серые лохматые тучи будто рвали небо на части.

У меня появилось свободное время и я решил прогуляться.

Ребята ринулись к выходу и я тоже не стал медлить.

Чтобы сделать выводы и обобщения на основе предложенной информации, обучающимся необходимо её интегрировать и интерпретировать в соответствии с поставленными задачами.

Пример 3.

Преобразование схемы в текст – когда предлагается изучить схему, в которой сжато передана основная информация, и на её основе составить текст в научном стиле. Далее предлагается соотнести свой текст с оригинальным. Это один из приёмов смыслового чтения. Обратный процесс – преобразование текста в кластер – не менее эффективен, ведь на основе самостоятельно составленной схемы можно восстановить и общую информацию, и детали.

Подобная работа по конструированию собственных высказываний способствует решению одной из основных задач обучения – формированию таких УУД, которые способствуют саморазвитию и самосовершенствованию, обеспечивают умение учиться.

2. В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». Внимание к слову, как известно, является основой понимания текста. На уроках русского языка учитель должен помогать обучающимся раскрывать смыслообразующую роль слова. Это и определение его формы, синтаксической роли, особенностей связи с другими словами в словосочетании и предложении. Поэтому считаю, что каждый урок обязательно должен содержать работу с текстом. Приведу несколько примеров.

1) Обращение к малым по объёму текстам – высказываниям известных лингвистов, пословицам – в которых так или иначе отражается тема урока.

Пример.

Тема урока в 7 классе: «Причастие как часть речи».  На этапе знакомства с  его признаками обращаемся к высказыванию В.И. Даля о том, что это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Осмысливая высказывание и опираясь на примеры слов, обучающиеся приходят к выводам о морфологических особенностях этой части речи. А на этапе анализа морфемного состава причастий считаю уместным познакомить семиклассников с текстами, отражающими разные подходы  учёных в этом вопросе (некоторые лингвисты считают причастие особой формой глагола, а не самостоятельной частью речи). На основе этой информации возникает необходимость создания текста-рассуждения в научном стиле, в котором каждый может выразить свою позицию и аргументировать её. В целях достижения метапредметных результатов, к которым мы стремимся в обучении, здесь мы помогаем детям проявлять и логическое, и абстрактное мышление, и творческое воображение.

2) При изучении звуко-буквенных написаний, морфем, орфограмм на уроках чаще приходится обращаться к грамматическим, орфографическим разборам слов и словосочетаний. Чтобы обучающиеся всегда видели слово как смыслоформирующую единицу высказывания,  в конце урока или на дом часто предлагаю такие задания: 1) из 5-7слов (по теме), записанных на уроке, составить предложения; 2) использовав 5-7 слов (по теме), записанных на уроке, составить небольшой текст.

3) Создание вторичных текстов на основе изученного материала (обычно на уроках обобщения в 8-9-ых классах) также является работой по формированию читательской грамотности, ведь необходимо извлечь и переработать информацию, а потом  представить её в виде тезисов, плана или конспекта.

4) Большую роль в формировании читательской грамотности на уроках русского языка играет также обучение написанию сочинений разных видов (лингвистического сочинения, сочинения по цитате, сочинения по теме, изложения с продолжением и др.).

5) Одним из наиболее эффективных приёмов работы с текстовой информацией считаю составление вопросов по содержанию прочитанного. Таким образом устанавливаются сложные связи между предположением и утверждением, причиной и следствием, а также выявляется умение находить  аргументы и контраргументы, сопоставлять и сравнивать. Так, например, в 5 классе при открытии новых знаний по теме «Существительные общего рода» предлагаю продолжить предложения-вопросы (после ознакомления с теоретическим материалом):

- Какие существительные….?

- При каких условиях…..?

- Почему необходимо сначала….?

- Каким образом….?

Постепенно обучающиеся привыкают самостоятельно формулировать вопросы.

  1. Обучение написанию разных видов изложений – это особая часть работы на уроках русского языка, она требует применения  разнообразных форм деятельности, но все они так или иначе связаны с формированием читательской грамотности. Понимание текста – залог успешного результата. Известно много технологий и методик работы в этом направлении. Считаю важным  прежде всего распознать первичную и вторичную информацию, представленную в тексте, а после работать над жанровыми, стилевыми особенностями, планом и приёмами сжатия текста.
  2. Так называемое «умное чтение» - обучающиеся знают, что это чтение с карандашом, когда используются разные способы фиксации изучаемого текста. Подчёркивание, выделение, вопросительные знаки и восклицательные знаки на полях, даже зачёркивание – эти способы работы с получаемой информацией на самом деле учат ребят самостоятельному,  вдумчивому чтению, осознанному восприятию общего и частного. Также при воспроизведении прочитанного материала срабатывает «эффект причастности» к автору текста, ведь редактируя свой будущий ответ, каждый чувствует себя создателем своего, оригинального текста. С психологической точки зрения это немаловажно, как и то, что обучающийся, воссоздавая информацию, опирается на свои пометы – это несколько снижает тревожность.

  Работа по формированию читательской грамотности как части функциональной грамотности в современном мире становится жизненной необходимостью. Человек, не умеющий правильно работать с информацией, не умеющий извлекать из текста нужный материал, затрудняется в адаптации и общей социализации в мире современных высоких технологий. В соответствии с требованиями ФГОС, приоритетной целью является «… формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя…», и уроки русского языка играют  роль особого инструмента в достижении этой цели.

Используемая литература

1. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть 1.Образовательные технологии / Ярославль, 2012.

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок /Издательство «Учитель», 2006.

3. Читательская грамотность современного школьника: сборник лучших практик / отв. ред. В.И. Громова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021

4. Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности (V-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....