Тема: "Указательные местоимения" (урок получения новых знаний для 6 класса)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Федорова Анастасия Александровна

Урок русского языка в 6 «и»  классе по  УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.)

Учитель: Федорова Анастасия Александровна

Тема: Указательные местоимения.

Цель:

Образовательная - повторить разряды местоимений; дать понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений; уметь находить указательные местоимения в тексте;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала

Цели урока направлены на достижение учащимися:

предметных результатов:

  - анализировать устную речь;

  -  дать понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений; уметь находить указательные местоимения в тексте

метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

   

 личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

       - мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку», учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., карточки – заготовки для самостоятельной работы.

Тип урока: урок получения новых знаний 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадайте загадки. -Какие два личных местоимения встречаются на дорогах? - Сколько личных местоимений в слове семья? - Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. - К какому местоимению нужно прибавить слог «-ло», чтобы получить средство умывания?

Слайд 2

Двадцать первое апреля Классная работа

Слайд 3

Выразительно прочитайте текст. 1)Всё вокруг ожило, словно кто-то её (природу) раскрасил. 2)Потрудилась Художница-Весна! 3)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 4)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 5) Таким же цветом покрыла лес. 6)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 7)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака. 8)Но впереди у нее ещё столько работы. 9) Но впереди у Весны еще столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

Слайд 4

Словарная работа. Орнамент - живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Слайд 5

1)Всё вокруг ожило, словно кто-то её (природу) раскрасил. 2)Потрудилась Художница-Весна! 3)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе. 4)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 5) Таким же цветом покрыла лес. 6)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 7)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака. 8) Но впереди у Весны еще столько работы. 9)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

Слайд 6

Какие изученные местоимения вам встретились? Личные: она, ей, у нее Неопределенные: кто-то Притяжательное: свои Относительные: которые

Слайд 7

Указательные местоимения Цель: Познакомиться с новым разрядом местоимений – указательные местоимения: - узнаем значение указательных местоимений. - познакомимся с их морфологическими признаками. - определим их синтаксическую роль - научимся находить указательные местоимения в тексте и отличать их от местоимений других разрядов.

Слайд 8

Физкультминутка.

Слайд 9

Найдите указательные местоимения, определите, на что они указывают. Определите синтаксическую роль местоимений. 1) Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. 2) Как красивы эти нежные цветочки! 3) Столько прекрасных весенних пейзажей написано художниками. 4) Таков наш родной край.

Слайд 10

Морфологические признаки указательных местоимений Этот, тот, такой Таков Столько Эта комната, Этот дом, Это окно Таков вывод Столько подарков Тот учебник, те учебники Такова судьба После стольких дел Такая задача, Такой задачи, Такими задачами, О такой задаче. Таковы люди Столькими победами

Слайд 11

И.п. стОлько, Р.п. стОльких, Д.п. стОльким, В.п. стОльких, стОлько, Т.п. стОлькими, П.п. о стОльких. Какую орфоэпическую особенность местоимения столько вы заметили?

Слайд 12

Прочитайте предложения, поставив на место пропуска местоимение СТОЛЬКО в нужной форме. Соблюдайте орфоэпическое правило. Определите падеж местоимений. 1. Мы знаем о ___________ его положительных чертах! 2. Андрей _____________ друзьям помог! 3. До села оставалось два километра, до леса __________ же. стОльких стОльким стОлько

Слайд 13

Спишите. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу местоимения. 1. Каков привет, ______ ответ. 2. Об ______ они говорили вчера. 3 Что посеешь, ___ и пожнешь. 4. Сторожка стояла по ____ сторону реки, а по ___ простиралось поле. 5. Цветы ____ очень красивые. таков этом то ту эту эти

Слайд 14

Рефлексия - узнаем значение указательных местоимений. - познакомимся с их морфологическими признаками. - определим их синтаксическую роль - научимся находить указательные местоимения в тексте и отличать их от местоимений других разрядов.

Слайд 15

Домашнее задание 1. Стр. 91 выучить правило; 2. Выполнить упр. 532

Слайд 16

Рефлексия. - Что для меня самым полезным было на уроке? - Что для меня на уроке было самым интересным? - Что на уроке для меня было трудным? - На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 «и»  классе по  УМК «Русский язык» (авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.)

Учитель: Федорова Анастасия Александровна

Тема: Указательные местоимения.

Цель:

Образовательная - повторить разряды местоимений; дать понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений; уметь находить указательные местоимения в тексте;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала

Цели урока направлены на достижение учащимися:

предметных результатов:

  - анализировать устную речь;

  -  дать понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли указательных местоимений; уметь находить указательные местоимения в тексте

метапредметных результатов:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

   

 личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций;

       - мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку», учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., карточки – заготовки для самостоятельной работы.

Тип урока: урок получения новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

- Добрый день, ребята! Я рада видеть Вас и наших гостей. Присаживайтесь.

Сейчас давайте с Вами для начала отгадаем загадки.

- Какие два личных местоимения встречаются на дорогах? (Я-мы)

- Сколько личных местоимений в слове семья? (7-я)

- Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Тыква)

- К какому местоимению нужно прибавить слог «-ло», чтобы получить средство умывания? (Мы)

Слушают, настраиваются на урок

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

II.Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Открываем тетради, записываем  число,  классная работа  и тему урока.

 (Нет темы!)

 выдвигают версии:

-темы урока нет, потому что забыли,  не написали

- коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничеств

- коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение

III. Актуализация знаний

 - Вы верно заметили, что темы урока пока нет. Тему урока мы с вами откроем на уроке.

 Для начала давайте с вами поработаем с текстом.

 

IV. «Открытие» учащимися   нового знания.

Внимательно ознакомьтесь с заданием.

Выразительно прочитайте текст.

   1)Всё  вокруг  ожило, словно кто-то её (личн.) раскрасил.   2)Потрудилась художница  3)У  этой (указ.) художницы есть свои (прит.) краски, которые она  (личн.) подарила природе.

   4)Своим (прит.) любимым зелёным она (лич.) раскрасила растущую травку.  5)Таким (указ.) же цветом покрыла лес. 6) Голубым  она (лич.) раскрасила небо, а белым – те (указ.) далёкие облака.  7)Будто по голубому  озеру плывут белые лебеди – облака.

   8) Но впереди у Весны еще столько (указ.) работы. 9) Разные краски понадобятся ей (лич.),  чтобы создать прекрасный  орнамент.

-Почему же весна – художница?

-Какое слово вам незнакомо или мало знакомо?

-Что обозначает слово «орнамент»?

Словарная работа. 

(живописное, графическое или скульптурное  украшение из  сочетания  геометрических, растительных или  животных  элементов)

Задания по тексту.

А теперь поработаем с текстом. Выполним следующие задания:

- Из предложения 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Выделите орфограмму (растущую).

- Из предложения 9 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения (прекрасный).

- Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

- Какие  изученные местоимения вам встретились в этом тексте?

Личные: она, ей, у нее

Неопределенные: кто-то

Притяжательное:  свои

Относительные: которые

- Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, вопросительное, отрицательное).

-Постановка учебной задачи.

-Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают).

- Значит, к какой части речи они относятся? (к местоимениям)

- На что указывают? (на предмет, признак)

- А если эти местоимению указывают, как они называются? (указательные).

И так, вы уже поняли, какая у нас тема урока? Давайте ее назовем.

«Указательные местоимения».

Запишем тему урока.

Давайте попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой.

- узнаем значение указательных местоимений.

- познакомимся с их морфологическими признаками.

- определим их синтаксическую роль

- научимся находить указательные местоимения в тексте и отличать их от местоимений других разрядов.

Работают с текстом

Отвечают на вопросы

- коммуникативные УУД: 

– формулировать собственное мнение и позицию

- предметные:

умение  обобщать и систематизировать знания о местоимениях

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные:

определяют местоимения, определяют разряды

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы

V.Физкультминутка (проводит ученик).

выполняют упражнения

-личностные УУД:

- установка на здоровый образ жизни

VI.Обобщение и систематизация знаний.

Вы готовы к работе?

  1. Найдите указательные местоимения, определите, на что они указывают. Определите синтаксическую роль местоимений.

Анализ текста.

1) Как красивы эти нежные цветочки! 2) Столько прекрасных весенних пейзажей написано художниками. 3) Таков наш родной край.

Скажите, ребята, на что указывают местоимения, каким членом предложения являются? (указывают на предмет, признак и количество. В предложении являются определением, обстоятельством, сказуемым).

  1. Давайте понаблюдаем за таблицей и определим морфологические признаки указательных местоимений (местоимения этот, тот, такой изменяются по числам, родам и падежам (этот журнал, эта газета, в этих журналах и газетах);таков – по числам и родам (таков вывод, такова судьба, таковы люди). Столько может изменяться только по падежам (столько, стольких, стольким), но, как правило, употребляется только в именительном и винительном падежах: Столько гостей к нам никогда не приходило. Столько задач я никогда не решал).

Хорошо, ребята! Теперь давайте проверим по учебнику, насколько правильно мы сделали выводы. Откройте 91 стр. Прочитайте материал.

Молодцы!!! Без учебника сделали все открытия.

Работают с текстом

Отвечают на вопросы

Записывают тему урока

-личностные УУД:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

-метапредметные УУД:

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи

личностные УУД:

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях

-метапредметные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану;

-оценивать правильность выполнения действия

-предметные УУД:

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

Давайте проведем еще одно исследование. Посмотрите на слайд и скажите, какое орфоэпическое правило в указательном  местоимении столько? (ударение всегда падает на первый слог)

Правило-инструкция:  Местоимение столько изменяется только по падежам Обратите внимание, на каком слоге стоит ударение.

И.п.  стОлько, 

Р.п.  стОльких, 

Д.п.  стОльким, 

В.п.  стОльких, стОлько, 

Т.п.  стОлькими, 

П.п.  о стОльких. 

Вместо пропусков вставьте подходящее по смыслу местоимение. Соблюдайте орфоэпическое правило.

1. Мы знаем о стольких его положительных чертах! 2. Андрей стольким друзьям помог! 3. До села оставалось два километра, до леса столько же.

 

                   

Работа самостоятельно (устно)    

                                                                                                   

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

VII. Закрепление изученного материала.

Спишите. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу местоимения.

1. Каков привет, таков ответ. 2. Об этом они говорили вчера. 3 Что посеешь, то и пожнешь. 4. Сторожка стояла по ту сторону реки, а по эту простиралось поле.  5. Цветы эти очень красивые.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Давайте вспомним цели, которые мы поставили в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

- Что обозначают указательные местоимения? Почему их называют указательными? (признак, предмет, количество. Они указывают на признак, предмет, количество)

- Какие морфологические признаки у указательных местоимений? (местоимения этот, тот, такой изменяются по числам, родам и падежам; таков – по числам и родам. Столько может изменяться только по падежам но, как правило, употребляется только в именительном и винительном падежах: Столько гостей к нам никогда не приходило. Столько задач я никогда не решал).

- Какова синтаксическая роль указательных местоимений? (они могут быть определением, обстоятельством, сказуемым).

-Научились ли вы находить указательные местоимения в тексте и отличать их от других разрядов? (Да).

Поздравляю вас с успешным завершением урока! Вы молодцы! Давайте выставим оценки.

  • Что для меня самым полезным было на уроке?
  • Что для меня на уроке было самым интересным?
  • Что на уроке для меня было трудным?
  • На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

отвечают на вопросы

- личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе

- регулятивные УУД: 

оценивать совместно

с одноклассниками результат

своих действий

- познавательные УУД:

обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом;

 - коммуникативные УУД: 

формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

VIII. Домашняя работа

 
п. 87. Прочитать теоретический материал.

Выполнить упр. 532.

 

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Работа с картой с целью получения новых знаний

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми р...

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Мастер-класс "ФГОС: урок получения новых знаний"

Мастер-класс проведен в рамках  межрегионального семинара «Найди свой путь к успеху!» Тема: «ФГОС: урок получения новых знаний». Педагог на теме "Массовая доля элемен...