Конспект урока: "Функциональные стили речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Ковина Ирина Анатольевна

Конспект  урока: "Функциональные стили речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 10 классе

Тема урока: "Функциональные стили речи"

Тип занятия: комбинированный урок

Цели: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, совершенствование навыков анализа текста, подготовка к ЕГЭ

Образовательные: вспомнить и повторить с учащимися стили речи и

присущие им признаки; научиться применять стили

речи по ситуации, научиться обобщать и

систематизировать изученное.

Развивающие: актуализировать знания учащихся о функциональных стилях

речи и сфере их использования; закрепить умение определять

стиль речи.

Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких

мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка,

обобщение.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, тексты для работы, запись фильма «Ералаш» - «Почему мы так говорим». презентация, карточки, рабочая карта урока

Оснащение занятия:

  1. Мультимедийная аппаратура
  2. Видео сюжет «Почему мы так говорим?»
  3. Печатные материалы текстов
  1. Организационный момент.

Учитель:

- Добрый день, ребята! Садитесь.

Прочитайте слова и подумайте, почему с этих слов мы начинаем урок? (Слайд № 1.) «Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель

Ребята (читают, осмысливают) Предполагаемый ответ: «Нужно учиться многому и каждый день»

2. Актуализация знаний.

Учитель:

- Красивая речь- это ежедневная работа над ней. Предлагаю над этим и поработать.

- Ребята, сегодня на уроке мы работам с рабочими картами, в которых вы помимо выполнения заданий, будете отмечать самооценку (они находятся у вас на партах), в течение урока все ответы и оценки записываются в данную карту. Работать вы будете в группах

- 1 группа Акцентологическая разминка.(Слайд № 3). Какое это задание ЕГЭ? Прочитайте слова, правильно поставив ударение. Проанализируйте ответ по критериям, они на слайде.

Договор, торты, кремень, красивее, каталог, квартал, алкоголь, километр, жалюзи, оптовый, цемент, обеспечение, мизерный, ходатайствовать, эксперт.

Критерии: «4» -1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки

(ДоговОр, тОрты, кремЕнь, красИвее, каталОг, квартАл, алкоголь, киломЕтр, жалюзИ, оптОвый, цемЕнт, обеспЕчение, мИзЕрный, ходАтайствовать, экспЕрт)

2 группа

- Лексические нормы (паронимы)

  • подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.
  • Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

Критерии: «4» -1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки

Практичный человек, практические занятия; эффектный вид, эффективный метод; бережное отношение, бережливая хозяйка; искусный мастер, искусственный мех; душевный разговор, духовная музыка; демонстрационный зал, демонстративный вид.

3 группа

  • Морфологические нормы (образование форм слова)
    Задание 6
    Исправь ошибку, запиши правильный вариант
  • строгие ИНСПЕКТОРА
  • пара САПОГОВ
  • к десятому АПРЕЛЮ
  • ягоды стали СЛАЖЕ
  • менее ДЕВЯНОСТО одного процента
  • наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ
  • ПРИЕДЬ быстрее
  • ЧЁРНАЯ тюль
  • с ПЯТИДЕСЯТЬЮ рублями
  • много НОСОК

(строгие инспекторы, пара сапог, к десятому апреля, ягоды стали слаще, менее девяноста одного процента, наиболее решительно, приезжай быстрее, чёрный тюль, с пятьюдесятью рублями, много носков)

Критерии: «4» -1-2 ошибки, «3» – 3-4 ошибки

3. Организация целеполагания:

Учитель:

- А теперь вашему вниманию предлагаю посмотреть видеосюжет и ответить на вопрос «Почему мы так говорим?» (Видео сюжет: ералаш «Почему мы так говорим»)

- Так почему же мы так говорим? (Предполагаемый ответ: «Потому что в языке 5 стилей речи. И каждый стиль уместен в той или иной ситуации».)

- Насколько уместно было общение мальчика на сленговом языке?

-Каких знаний не хватило мальчику?

(Предполагаемый ответ: «Знаний стилей речи».)

4. Объявление темы урока, постановка цели.

- Значит, нам предстоит разговор по какой теме? (Предполагаемый ответ: «Функциональные стили речи».)

(Тема: Функциональные стили речи. (Запись темы в рабочие карты со слайда) (СЛАЙД

- А для чего нам нужно знать функциональные стили речи? (Предполагаемый ответ: «Для оформления документов, написания работ, выступления перед аудиторией…».) Ребята, а в плане подготовки к ЕГЭ как может понадобиться?

- Таким образом, цель урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка, совершенствовать навык анализа текста, используя знания теории «функциональные стили речи». (СЛАЙД

5. Проверка домашнего задания.

Нашу работу начнем с проверки домашнего задания. Дома вам было необходимо актуализировать свои знания по теме стили речи посредством раннее полученной таблицы (Слайд № 4)

Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок. На работу отводим 5 минут

Материал для справок

  1. Сфера использования: наука, техника, образование, средства массовой информации, публичные выступления, законодательство, делопроизводство, искусство, художественная литература, повседневное общение
  2. Цель общения: сообщение, фиксация знаний, сообщение и воздействие, сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений, воздействие через образное моделирование мира, установление межличностных контактов
  3. Жанры: научная статья, учебник, реферат, доклад, очерк, интервью, эссе, дискуссия, статья, устав, кодекс, приказ, приговор, справка, повесть, роман, поэма, бытовая беседа, комплимент, извинение.
  4. 4.Основные стилевые черты: строгая логичность изложения, доказательство, смысловая точность, образность, эмоциональность, оценочность, отсутствие средств выразительности, точность, образность, средства выразительности, непринужденность, особая роль жестов, мимики, интонации
  5. Языковые средства: минимум средств выразительности, вводные конструкции, причастия и деепричастия, сложные и осложненные предложения, прямой порядок слов, общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы, неполные предложения, восклицательные предложения, разнообразие средств выразительности, официальная и канцелярская лексика и фразеология, стандартные обороты, синонимы, антонимы, разнообразие синтаксических конструкций, широкое употребление тропов и фигур, бытовая, разговорная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, неполные предложения, обилие частиц и междометий

Стили речи

Сфера использования

Основная цель речи

Жанры

Основные стилевые черты

Языковые средства

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Проверка устно по группам

5.Организация работы по теме урока.

Определение стиля текста

-Каждая группа получает задание. За 5 минут нужно определить стиль и доказать свой выбор.

№ 1.Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя. Даль заметно почернела и уж чаще, чем каждую минуту, мигала бледным светом, как веками. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели сплошные чёрные лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Этот оборванный вид тучи придавал ей какое –то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. (А.Чехов).

№2.

  • Миш, а ты уже ел в нашей столовой?
  • Спрашиваешь! Он вчера умял пять порций запеканки.
  • Вот это аппетит!
  • Слушай его. Он тебе лапши на уши навешает. Я съел всего две порции. Вкусная!
  • А чья это затея соорудить новую столовую?
  • Директора нашего.

№3. Грибы – тип низших растений, которые питаются органическими веществами. Около 70 тысяч грибов объединены в 5 классов. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения.

№4 (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать. (По Ю. Макаренко)

Ю. Макаренко -

Учитель

- Время вышло. Давайте обсудим критерии правильности выполнения. (При говорении выносятся критерии на доску)

- Проверяем.(Представитель каждой группы выходит к доске, характеризует текст).

-Ребята, текста какого стиля мы еще не разобрали?

Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию.

Ребята, а сейчас давайте обратимся ещё раз к тексту публицистического стиля.

Текст Ю. Макаренко

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?

(3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.

(9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать. (По Ю. Макаренко)

Ю. Макаренко –

Перед вами алгоритм работы с текстом публицистического стиля. Пожалуйста, познакомьтесь с ним. И выполните анализ данного текста

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
  3. Определите тему текста.
  4. Определите основную мысль текста.
  5. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых – это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

  1. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

  1. Выявите приметы стиля, стилевые черты
  2. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)

Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.)

  • 1-ая группа – лексические особенности
  • 2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
  • 3-тья группа – синтаксические особенности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы.

3. Рецензия:

«Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают_______ (предложение 7).

Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует_____ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». (2,7,9,3)

Список терминов:

1) сравнение 2) переносное значение слова (эпитет) 3) контекстный синоним 4) гипербола 5) метонимия 6) инверсия 7) однородные члены 8) риторические вопросы 9) метафора

Ответы для самопроверки: 1. – 2 2. – 3 3. – 2, 7, 9, 3

  1. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)

-Какие проблемы нашли своё отражение в тексте? (Проблема характера отдыха людей, проблема интеллектуального отдыха, проблема необходимости/значимости пассивного отдыха/ «ничегонеделания»….)

-Какие худ. средства помогают автору выразить его точку зрения?

(Эпитеты: интеллектуальный век, нормального отдыха, городского шума, внутренним капризом, легкий журнал, пассивный отдых…)

(«Характер отдыха…значительно изменился» - метафора Автор заставляет нас задуматьсяся над проблемой текста, ведёт к размышлению. А это один из основ. признаков публ. стиля).

(«лежать спокойно, словно в полусне» - сравнение. Автор считает, что это один из видов отдыха)

(СРАВНЕНИЕ: «Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим» МНЕНИЕ автора!!!

6.Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель:

- Таким образом, какую тему мы сегодня изучали? (Предполагаемые ответы: «Функциональные стили речи»)

-Какие вопросы рассматривали? (Предполагаемые ответы: «Определяли стили текстов, составляли тексты разных стилей»).

Преподаватель:

- Наш план урока выполнен. Займите свои рабочие места.

И в завершении урока – соотнесите прилагательное со стилем речи. (Слайд № 16)

Правильный ответ:

Строгий

Образный

Неподготовленный

Воздействующий

Терминологичный

7. Домашнее задание

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

-Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого)

Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего.

Текст для анализа

Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

( В. Непомнящий)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...