Авторское методическое пособие по литературе для подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Овчарова-Савина (Стреколовская) Наталия Игоревна

Авторское методическое пособие предназначено для совместной работы учителя и ученика либо для индивидуальной работы ученика. Содержит важную теоретическую информацию, необходимую для успешной сдачи ЕГЭ по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_po_literature1.docx89.71 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к экзаменам

Литература

теория + практика

Южно-Сахалинск

2023


РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

ЭПОС

– род литературы, в котором объективно отображается человеческая личность;

в эпосе повествуется о событиях, происходящих в определённое время в определённом пространстве;

в эпосе раскрываются человеческие характеры в процессе действия сюжета (многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в процессе жизни);

отношение автора к героям и изображаемому миру производится через подбор художественных деталей;

– эпический текст имеет описательно-повествовательную структуру.

ЛИРИКА

– род литературы, в котором отображается субъективное (личное) чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора;

– лирика – это поэзия, стихи; поэтому лирика имеет особую языковую организацию (рифма, ритм, размер);

– в лирике изображается внутренний мир человека (автора), его мысли, переживания, настроение;

– внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя (ЛГ);

–  обычно в лирическом произведении нет сюжета, это мгновение внутренней человеческой жизни.

ДРАМА

– род литературы, принадлежащий одновременно двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене;

– текст в драматическом произведении представлен в виде реплик персонажей (монологи, диалоги) и авторских ремарок;

– как правило, драматическое произведение разбито на действия и явления.


ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Эпические жанры:

  • Роман-эпопея  широкомасштабное произведение, включающее исторические события.

Пр: Л.Н. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон» 

  • Роман  многолинейность сюжета, многопроблемность, разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении длительного времени.

Пр: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • Повесть – среднее между рассказом и романом произведение по количеству действующих лиц и событий. Все события даны последовательно.

Пр: А.И. Куприн «Олеся»; А. Конан-Дойл «Собака Баскервилей»

  • Рассказ – небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе обычно решается одна проблема и описывается одно событие.

Пр: А.П. Чехов «Человек в футляре», «Ионыч»; М. Шолохов «Судьба человека», «Наука ненависти»

Лирические жанры:

  • Ода  ведущий жанр классицизма. Стихотворение воспевает государственные или исторические события и героев. Ода отличается торжественностью стиля и высокой лексикой.

Пр: оды М.В. Ломоносова; Г.Р. Державин «Фелица» 

Ода на рождение Государя Великаго Князя Павла Петровича Сентября 20 1754 года (отрывок)
Надежда наша совершилась,
И слава в путь свой устремилась.
Спеши, спеши, о муза, вслед
И, лиру согласив с трубою,
Греми, что вышнего рукою
Обрадован российский свет!
На глас себя он наш склоняет,
На жар, что в искренних сердцах:
Петрова первенца лобзает
Елисавета на руках…

М.В. Ломоносов

  • Элегия  стихотворение грустного характера, выражающее философские размышления о жизни, передающее личные переживания человека.

Пр: А.С. Пушкин «Я вас любил…», «Элегия»; В.А. Жуковский «Море»

Элегия

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

А.С. Пушкин, 1830

  • Сонет  стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы: 2 катрена (четверостишия) и 2 терцины (трёхстишия).

Пр: сонеты У. Шекспира, А.С. Пушкин «Мадонна»

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

  • Послание  стихотворное письмо, обращённое к 1 лицу или группе лиц. По содержанию бывают лирическими, любовными, дружескими, сатирическими...

Пр: А.С. Пушкин «К Пущину»

  • Эпиграмма  сатирическое стихотворение, краткое и остроумное, высмеивающее определённое лицо или явление.

Пр: А.С. Пушкин «Графу Воронцову», «На Колосову»

На Колосову

Всё пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри черные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалеванные брови
И огромная нога!

Лиро-эпические жанры:

  • Баллада  рассказ в стихах на историческую тему или легенда с напряжённым, часто необыкновенным сюжетом.

Пр: В.А. Жуковский «Людмила», «Светлана»; А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 

  • Поэма  стихотворное многоплановое произведение с детальным изображением событий, продолжительным временем действия и лирическими отступлениями (авторской речью внутри произведения).

Пр: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»; Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

  • Роман в стихах  жанровые особенности романа и лирические отступления создают образ лирического героя (ЛГ).

Пр: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 

Драматические жанры:

  • Комедия  вид драмы, где персонажи, события и сюжет вызывают смех. Задачи комедии – осмеять отрицательные явления действительности, а также развлечь зрителя.

Пр: А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

  • Трагедия  вид драмы, где в основе сюжета лежит неразрешимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героя.

Пр: У. Шекспир «Ромео и Джульетта» 

  • Драма  вид драмы, где в основе сюжета лежит неразрешимый конфликт, вызывающий страдания и гибель героя.

Пр: А.Н. Островский «Гроза»


НАПРАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Классицизм (сер. 17 – нач. 18 вв.) предполагает четкое деление на высокие жанры (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Герои в художественных произведениях делятся только на положительных и отрицательных. В произведениях затрагивается нравственная проблематика, пороки оказываются осмеянными и наказанными. Соблюдается принцип трех единств: времени (одни сутки), места (одно место) и действия (одна сюжетная линия).

Представители: М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин

  1. Сентиментализм (сер. 18 в.) обращается к человеческим чувствам, внутренним качествам человека. Особую роль играет природа, которая становится выразителем чувств персонажей.

Представитель: Н.М. Карамзин

  1. Романтизм (кон. 18 в.) описывает исключительных личностей в рамках исключительных условий. В центре повествования лежат судьбы людей, которые находятся в своеобразном конфликте с остальными людьми. Реальный мир противопоставлен миру идеальному, к которому стремится центральный персонаж. Культ свободы: мир мыслей и чувств отдельного человека становится выше всего общественного.

Представители: М.Ю Лермонтов, В.А. Жуковский

  1. Реализм (вторая половина 19 в.) описывает типичных персонажей в типичных условиях жизни. Жизнь демонстрируется такой, какая она есть на самом деле. Герои произведений имеют как положительные, так и отрицательные черты характера. Характерна психологизация личности (стремление к полному и глубокому описанию чувств и мыслей героев произведения).

Представители: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский

  1. Модернизм (кон. 19 – нач. 20 вв.) К нему относятся направления Серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

1) Для символизма характерно обращение к символу, который способен передать основную мысль произведения.

Представители: Д. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, Ф. Сологуб (старшие символисты: они стремились вернуть русской поэзии жизненную силу) + А. Блок, А. Белый (младосимволисты: через слово поэта можно изменить мир)

«О, мука вечной жажды…»

О, мука вечной жажды!

О, тщетная любовь!

Кто полюбил однажды,

Тот не полюбит вновь.

Смиренью учат годы:

Как все, терпи, живи;

Нет любящим свободы,

Свободным нет любви.

Узла ты не развяжешь,

Не сможешь ты уйти

И никогда не скажешь:

«Я не люблю, — прости».

Но жизни злая сила

Навек меня с тобой,

Как смерть, разъединила

Последнею чертой.

Мы любим и не любим,

Живем и не живем;

Друг друга не погубим,

Друг друга не спасем.

И, как о милой тени,

Хотел бы я рыдать,

Обняв твои колени, —

И ничего не ждать.

1914

Д. Мережковский

2) Имажинизм широко обращается к метафоре и метафорическим выражениям (сопоставляются разные элементы прямого и переносного образов).

Представители-основатели: А. Мариенгоф, раннее творчество С. Есенина (пришёл сюда из «деревенских поэтов»).

3) Для акмеизма ведущей чертой является внимание к детали.

Представители: А. Ахматова, Н. Гумилев

4) Футуризм предполагал создание неологизмов, оригинальное построение лирических произведений, отрицание литературной культуры прошлых лет. Самый яркий представитель – В. В. Маяковский.

Я счастлив! (отрывок)

Граждане,
     у меня
         огромная радость.
Разулыбьте
     сочувственные лица.
Мне
 обязательно
       поделиться надо,
стихами
   хотя бы
       поделиться…

В.В. Маяковский, 1929


СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

ЯМБ

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман…

ХОРЕЙ

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо…

ДАКТИЛЬ

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели…

АМФИБРАХИЙ

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам…

АНАПЕСТ

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка…

Ходит ямщик. Дакает. Амёба пищит – Ан не всякая.

Задание. Определи стихотворный размер.

1. Я пришёл к тебе с приветом

    Рассказать, что солнце встало.         _____________

2. Мой дядя самых честных правил,

    Когда не в шутку занемог.                _____________

3. Мой весёлый, звонкий мяч,

    Ты куда помчался вскачь.                _____________

ТЕРМИНЫ

Внесценические персонажи – упоминаемые, но не являющиеся действующими лицами.

Внесюжетные элементы – это такие элементы композиции произведения, которые не продвигают действие вперёд, во время которых ничего не случается, а герои остаются в прежних положениях (лирические отступления, вставные эпизоды и описания). Они нужны для раскрытия характеров героев, определения перспектив развития сюжета.

Лирические отступления – авторская речь в произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому.

Вставные эпизоды – это эпизоды, раскрывающие те события, которые не связаны непосредственно с сюжетом произведения. Они могут быть даны в виде снов персонажей, писем и т.д. В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение движений его душевной жизни («Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя; сон Гринёва в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина)

Деталь – важная выразительная подробность.

Психологизм – подробное и глубокое изображение в литературе внутреннего мира персонажа или ЛГ, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений.

Крупнейшие писатели-психологи: М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой…

Формы и приёмы психологизма – внутренний монолог, художественная деталь, психологический анализ.

Психологический анализ – форма психологизма, при которой сложные чувства героя, его переживания, душевные состояния и т.п. «раскладываются» на составляющие, что позволяет сделать сложную духовную жизнь героя понятней для читателя.


СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Синтаксические средства

  • риторическое обращение (= высказывание, адресуемое неодушевлённому предмету или отсутствующему лицу)

Пр: Клён ты мой опавший, клён заледенелый!

Приёмы

  • противопоставление (= антитеза)

Пр: Тише едешь, дальше будешь.

  • инверсия (= непрямой порядок слов)

Пр: Белеет парус одинокий…  

  •  градация (= нарастающая (реже – убывающая) постепенность при переходе от одного к другому)

Пр: Не жалею, не зову, не плачу

       Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.

  •  анафора (= единоначатие = одинаковое начало нескольких предложений)
  • эпифора  (= одинаковая концовка нескольких предложений)

Тропы

  • сравнение
  • метафора (= скрытое сравнение, переносный смысл)

Пр: стекло льда, снегопад конфетти, заразить любовью к чтению, сердце литературы.

  • эпитет (= красочное прилагательное)

Пр: свинцовое небо, холодное сердце, тяжёлый взгляд, чёрная вода.

  • олицетворение (= одушевление неживых предметов)

Пр: берёзы шепчут, небо плачет.

  • литота (= преуменьшение)

Пр: мальчик с пальчик.

  • гипербола (= преувеличение)

Пр: реки крови, я без тебя умру.

  • оксюморон (= совмещение несовместимого)

Пр: живой труп, вкусная гадость, весело плачет.

  • ирония (= тонкая насмешка в виде похвалы)


ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ

  1. Имена героев, отражающие особенности их личности и характера – говорящие.
  2. Авторское указание на жесты, мимику, интонацию актёров в драматическом произведении – ремарка.
  3. Речь действующего лица в драматическом произведении – реплика.
  4. Развёрнутая реплика героя в драматическом произведении – монолог.
  5. Обмен репликами героев в драматическом произведении – диалог.
  6. Описание внутреннего убранства помещения – интерьер.
  7. Элемент композиции, являющийся описанием части реальной обстановки, в которой разворачиваются действия, - экспозиция.
  8. Построение художественного произведения, организация системы образов – композиция.
  9. Совокупность событий, изображённых в произведении, – сюжет.
  10. Сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией – строфа.
  11. Стихотворение, в основе которого размышления о смысле человеческой жизни относится к философской лирике.
  12. Лирика, воссоздающая картины природы, называется пейзажной.
  13. Авангардистское течение в поэзии 19 века, оказавшее влияние на творчество С. Есенина.         (имажинизм)
  14. Модернистское течение в поэзии начала 20 века, одним из представителей которого была А. Ахматова. (акмеизм)
  15. Модернистское течение в поэзии начала 20 века, представителем которого был В. Маяковский. (футуризм)
  16.  Художественный метод Н.В. Гоголя, следуя которому он объективно изображает типичные характеры в типичных обстоятельствах.                     (реализм)
  17. Приём, основанные на повторении гласных звуков, – ассонанс.
  18. Приём, основанные на повторении согласных звуков, – аллитерация.
  19. Художественное преувеличение – гипербола.
  20. Стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов, – инверсия.
  21. В литературоведении тип героя, имеющего невысокое социальное положение (к нему принадлежит Акакий Акакиевич), – маленький человек.
  22. Скрытая насмешка – ирония.
  23. Изображение внешности героя – портрет.
  24. Приём, позволяющий автору нарисовать природу как живое существо, – олицетворение.
  25. Слова «чело», «лик», «ланиты» и пр. - это старославянизмы (= устаревшие).
  26. Средство психологизма, представляющее собой монолог, который герой произносит «про себя», - внутренний.
  27. Образное художественное определение – эпитет.
  28. Композиционный приём, основанный на изображении картин природы, – пейзаж.
  29. Приём, основанный на уподоблении сходных явлений (предметов, признаков), – сравнение.
  30. Сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого – сравнение.

ТЕСТ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«Война и мир» Л.Н. Толстой

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.

Да и все казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

— Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы все было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое все или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

При выполнении заданий 1-4 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек

1. Назовите имя и фамилию старого князя - владельца усадьбы Лысые Горы.

2. Как называется вопрос, не требующий ответа: "Но кому скажу я это?"

3. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими (упоминающимися) в данном фрагменте, и сюжетными ситуациями, которые с ними связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

СЮЖЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

А) Князь Андрей

1) вынашивает план покушения на Наполеона

Б) Пьер

2) организует "профранцузский" кружок

В) Элен

3) разочаровывается в Наполеоне, оставив идею "своего Тулона"

4) участвует в переговорах с Наполеоном

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

4. Литературный жанр, к которому принадлежит "Война и мир", - ________, а литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в произведении, - ________.

5. Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1. Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

2. Какую роль в данном эпизоде играет внутренний монолог Андрея Болконского?

6. Назовите героя русской или зарубежной литературы, который, подобно князю Андрею, изменил свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений. В чём этого героя можно сопоставить с Андреем Болконским?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9; 10, 11.

«Вечер» И.А. Бунин

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

7. Созвучие концов стихотворных строк (краем - знаем; давно -дано и т. п.) называется термином ________, а название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»), - ________.

8. Определите размер, которым написано стихотворение И. А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).

9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных И. А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неологизм

2. Метафора

3. Ирония

4. Повтор

5. Инверсия

10. Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

1. Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?

2. Какие средства художественной выразительности, использованные в стихотворении И. А. Бунина «Вечер», помогают в раскрытии главной мысли произведения?

11. В каком произведении русского или зарубежного поэта звучит тема счастья и в чем это произведение созвучно бунинскому «Вечеру»?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (12.1, 12.2, 12.3, 12.4).

12. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

1. Почему среди персонажей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» нет положительного героя?

2. Пейзажная лирика А. А. Фета.

3. Какова роль композиции в раскрытии идейного содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

4. Тема «униженных и оскорблённых» в русской или зарубежной литературе XIX-XX вв. (На примере одного-двух произведений)

5. Какие эпизоды поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)


СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ

  1. Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»
  2. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»
  3. В.А. Жуковский 

1) элегия «Море»

2) баллада «Светлана»

  1. А.С. Пушкин 

1) роман «Капитанская дочка»

2) роман в стихах «Евгений Онегин»

3) поэма «Медный всадник»

4) стихотворения «Узни» «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»),

  1. М.Ю. Лермонтов 

1) поэма «Мцыри»

2) роман «Герой нашего времени»

3) «Песня про купца Калашникова»

4) стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино»

  1. Н.В. Гоголь 

1) комедия «Ревизор»

2) поэма «Мёртвые души»

  1. повесть «Шинель»
  1. Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  2. И.А. Гончаров роман «Обломов»
  3. И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»
  4. А.Н. Островский драма «Гроза»
  5. Н.С. Лесков (одно произведение по выбору): сказ «Левша», повести «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Человек на часах», очерк «Леди Макбет Мценского уезда»
  6. М.Е. Салтыков-Щедрин сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  7. Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»
  8. Л.Н. Толстой 

1) цикл «Севастопольские рассказы»

2) роман-эпопея «Война и мир»

  1. А.П. Чехов 

1) комедия «Вишнёвый сад»

2) рассказы: «Ионыч», «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Тоска», «Толстый и тонкий»

  1. Поэзия Серебряного века (стихотворения по выбору учащегося): И.Ф. Анненский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Н.С. Гумилёв, В. Хлебников
  2. И.А. Бунин 
  1. рассказ «Лёгкое дыхание»
  2. рассказ «Господин из Сан-Франциско»
  3. рассказ «Тёмные аллеи»
  4. рассказ «Чистый понедельник»
  1. А.А. Ахматова 

1) поэма «Реквием»

2) стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…»

3) стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю...»

  1.  М. Цветаева стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…»

  1.   М. Горький

1) драма «На дне»

2) рассказ «Макар Чудра»

3) рассказ «Старуха Изергиль»

  1.  С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я последний поэт деревни…», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Собаке Качалова»
  2. Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  3. О.Э. Мандельштам «Notre Dame»
  4. В.В. Маяковский 

1) поэма «Облако в штанах»

2) стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

  1. А.А. Блок 

1) поэма «Двенадцать»

2) стихотворения: «Вхожу я в тёмные храмы...», «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

  1. Е.И. Замятин роман-антиутопия «Мы»
  2. М.А. Шолохов 

1) роман-эпопея «Тихий дон»

2) рассказ «Судьба человека»

  1. М.А. Булгаков 

1) роман «Мастер и Маргарита»

2) повесть «Собачье сердце»

  1. А.П. Платонов «Котлован»
  2. А.Т. Твардовский поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  3. А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор»
  4. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по литературе 9 класс.

Это учебно-методическое пособие призвано помочь учащимся девятых классов при подготовке к зачету по теме: "Древнерусская литература"....

Учебно-методическое пособие по литературе.

Материалы к урокам литературы: загадки, кроссворды, шарады...

Авторская методическая разработка элективного курса "Основы подготовки к ГИА"

Авторская методическая разработка элективного курса. Целью которого является подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко....

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ТИПОВАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА " ВОЛЕЙБОЛ"

Типовая программа рекомендована Экспертным методическим советом Министерства спорта Российской Федерации для использования в организациях, осуществляющих спортивную подготовку....

Методическое пособие. Лыжероллеры, как средство подготовки спортсменов в бесснежный период.

Данный материал рекомендован для использования в тренирвочном процессе в Детско-юношеских спортиных школах....

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...