Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку с учащимися группы риска
статья по русскому языку (8, 9 класс)

Яндыбаева Елена Владимировна
В работе рассматриваются виды и приемы работы по подготовке к ОГЭ с учащимися, относящимися к группе риска

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧАЩИМИСЯ ГРУППЫ РИСКА

Яндыбаева Е.В.,

учитель МОУ СШ №31 г.Волгограда

В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов. Не секрет, что, начиная учебный год с учащимися девятого класса, перед каждым учителем встает очень важная задача: подготовить учеников к предстоящей итоговой аттестации. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс делится на три группы: учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования, учащиеся - претенденты на получение высоких баллов и учащиеся, которые при сдаче основного государственного экзамена могут не набрать минимальных баллов для получения положительных результатов. Эти учащиеся принадлежат к так называемой «группе риска» и, на наш взгляд, заслуживает пристального внимания педагогов. К сожалению, ежегодно статистика результатов ОГЭ показывает не всегда приятную картину, а именно неудовлетворительные отметки за экзамены, которые учащиеся сдают в обязательном порядке, так и по выбору. Этот факт и определил актуальность данной работы.

Понятие учащиеся «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. В данной работе мы рассмотрим «группу риска», связанную с подготовкой к итоговой аттестации учащихся, а именно «группу риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых вероятность получения неудовлетворительной отметки (балла, ниже установленного минимального) на экзамене достаточно высока. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны учителя-предметника и родителей [4].

Основные причины отставания по русскому языку:

Низкий темп работы на уроке. Низкий темп работы некоторых учащихся связан с трудностями, которые возникают тогда, когда учащиеся должны приложить усилия для частичного закрепления учебного материала дома. Кратковременная память или нежелание отдельных учеников заучивать правила приводит к тому, что из-за незнания в первую очередь орфографических и синтаксических правил ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и т.д. [5].

Отсутствие систематической подготовки к домашним заданиям и контроля со стороны родителей. Домашняя работа играет важную роль и как средство воспитания, привития ученику дисциплинированности. Поскольку взрослая жизнь требует от человека самопожертвования, усердия, преданности своему делу, то школа помогает формировать в ребенке способность возложить на свои плечи и нести эти будущие обязанности. Домашняя работа учащихся - важнейшее средство усвоения и закрепления знаний, умения и навыков[4].Постоянное и частое невыполнение домашних заданий по русскому языку и отсутствие контроля со стороны родителей приводит к следующему: нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы.

Низкая учебная мотивация у учащихся.Для учащихся с низкой учебной мотивацией характерна низкая эффективность учебной деятельности. Наблюдаются и такие случаи, когда дети внимательны и прилежны на занятиях, тратят большое количество времени и сил на выполнение заданий, не справляются с ними и в результате оказываются в числе отстающих. Среди основных причин низкой эффективности учебной деятельности можно выделить несформированность умений и навыкoв, наличие пробелов в знаниях из-за частых пропусков урoков  пo причине болезни, недостаточность развития способности к логичному рассуждению, обобщению, а также низкий уровень воображения и восприятия[5].

При подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку, мы используем несколько видов работ.

Работа по мониторингу пробелов в знаниях. Определение проблемы – это первый шаг на пути ее решения. Четкое понимание тем, вопросов и сфер, в которых будущему выпускнику требуется помощь, - грант успешной и координированной работы по устранению пробелов в знаниях. Мониторинг может осуществляться как в устной, так в письменной или в онлайн форме [3].

Работа по ознакомлению с процедурой проведения ОГЭ, структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов, особенностями оценивания различных заданий. Ознакомление с содержанием КИМ требуется для полного представления учащегося о длительности и специфике экзамена, его наполнении. Зная особенности оценивания каждого вида заданий, учащийся сможет на экзамене понять, какие задания стоит выполнить первыми, а какие необходимо сделать обязательно для получения минимального порогового балла. Таким образом, он сможет лучше рассчитать силы и время во время экзамена.

Работа по заполнению бланков ОГЭ. Многие учащиеся из «группы риска» имеют трудности в непосредственном заполнении экзаменационных бланков. Это касается как полей бланка регистрации, так и бланков для кратких и развернутых ответов. Данный вид работы проводится нами раз в месяц, чтобы к концу учебного года выработать так называемый «автоматизм» заполнения. Учащиеся знакомятся со спецификой заполнения полей и правилами написания букв, цифр, знаков. Таким образом, во время экзамена нивелируется стресс по заполнению бланков, увеличивается скорость заполнения, что, в свою очередь увеличивает время на выполнение самих экзаменационных заданий.

Индивидуализация обучения. Основной принцип индивидуализации обучения – произвести адаптацию содержания и темпов учебной деятельности выпускника к его особенностям, следить за его прогрессом. Педагог учитывает факторы, вызвавшие пробелы в знания и способствует точечной ликвидации каждого пробела. Степень самостоятельности учащегося в данном случае будет разной. Сначала выпускники выполняют тренировочные экзаменационные задания с предварительным разбором, отвечают, подражая образцу, данному педагогом. По мере овладения материалом степень самостоятельности может увеличиваться: ребята могут тренироваться на более общих, недетализированных заданиях, без непосредственного содействия педагога. Для  выпускников из «группы риска» нужно составлять такую систему заданий, которые  в включают образцы решений заданий; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определенную задачу, – различные теоретические сведения, а также всевозможные требования – сравнивать, сопоставлять, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся дает возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей постепенно, углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании.

Проведение диагностических работ. Проведение диагностических работ необходимо как педагогу, так и будущему выпускнику. Обычно с учащимися «группы риска» мы проводим диагностические работы, каждый раз останавливаясь на определенной группе заданий (например, задания по описанию картинки, по составлению вопросов). Углубление в одну из сфер позволяет учащемуся выполнять задания многократно, добиваясь определенного автоматизма, а на регулярных диагностиках показывать свои умения.

Работа с онлайн ресурсами. Интернет открыл доступ к информационным серверам и ресурсам, находящимся в различных точках земного шара [2]. Создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения. Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса. Онлайн ресурсы способствуют повышению уровня социокультурной компетенции учащихся. Учебные Интернет-ресурсы, также как учебники и учебные пособия, могут быть направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенций.  Сегодня можно найти самые разные электронные ресурсы сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность обучения и подготовку учащихся к государственным экзаменам:

Итак, в практику работы нашей образовательной организации вошло понятие «учащиеся группы риска», под которыми понимается группа обучающихся, у которых достаточно высока вероятность получения неудовлетворительной на экзамене достаточно высока. Как и многие другие учебные предметы, русский язык, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Поэтому мы прикладываем все возможные усилия на формирование у девятиклассников, потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников к предмету, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения заданий и, разумеется, формировать у учащихся, уверенность в своих способностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горшкова И.В. Использование возможностей Google в деятельности учителя// https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/ispolzovanie-vozmozhnostey-google-v-deyate/
  2. Гусев В.С. Google: эффективный поиск информации в Интернет. Краткое руководство". - М.: Диалектика, 2005. - 240 с.
  3. Логинова, А. В. Преимущества использования приложения GoogleDocs в обучении иностранному языку / А. В. Логинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 976-979. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17423/ (дата обращения: 09.03.2021).
  4. Оборина Т.А. Организация работы с детьми «группы риска» при подготовке к успешной сдаче государственной (итоговой) аттестации//https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-raboty-s-diet-mi-ghruppy-riska-pri-podghotovkie-k-uspieshnoi-sdachie-ghosudarstviennoi-itoghovoi-attiestatsii.html
  5. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ОГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

ПРОГРАМММА элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" для учащихся 9 класса (34 часа)

Программа-победитель в номинации "лучшая методическая разработка" международного фестиваля работников образования "Педагогические идеи" 2015г.АННОТАЦИЯ Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку с учащимися группы риска

В данной статье  приводятся фрагменты системы  работы с учащимися группы риска в ходе подготовки к ОГЭ...

Планирование работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку со слабоуспевающими учащимися

План подготовки к ОГЭ по русскому языку со слабоуспевающими учениками, который включает  в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно ...