Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов по русскому языку учащихся 6 классов по разделу «Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор. Словообразование наречий. Правописание нар
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Малолеткова Вера Александровна

Учитель сможет здесь найти готовый материал для диктантов, тестов, самостоятельных и творческих работ по теме "Наречие".   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_maloletkova_v.a.docx64.69 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

для оценки  планируемых результатов

по русскому языку учащихся 6 классов

по разделу

«Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор. Словообразование наречий. Правописание наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Правописание НЕ с наречиями на –О (Е). Правописание НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Буквы Н и НН в наречиях на –О (-Е), образованных от  прилагательных. Буквы О, Е, (Ё) на конце наречий после шипящих. Буквы О, А на конце наречий. Ь на конце наречий после шипящих. Употребление наречий в речи»    

 

Малолеткова Вера Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1», Чистопольский муниципальный район РТ

ЧАСТЬ  А

  1. Диктант с грамматическим заданием.

«Март» Левитана (1 вариант)

     Творчество великого русского художника Левитана близко и дорого сердцу каждого русского человека. Левитан горячо любил Родину. Он сумел увидеть и поэтично изобразить на своих полотнах красоту русской природы. Каждый пейзаж Левитана запечатлен по-своему.

    Взглянем на картину «Март». По-весеннему светит солнце. Справа видна стена деревянного дома. Дом жёлтый, только кое-где падают прямые лучи солнца, и там дом кажется  оранжевым. Слева, выделяясь на ярком снегу, темнеют деревья. Вдали виднеются контуру темно-зеленых елей. У дороги стоит лошадь, запряженная в сани. Снег около деревьев белый, а вдалеке и в тени деревьев – серый. Художник умело создаёт впечатление движения. Кажется, что все живет, дышит. Чуть-чуть колеблются верхушки деревьев, в которую кто-то вошёл. Картина полна воздуха, солнца, весенних шорохов. (121 слово) (По Б. Эренгросс.)

Степь     (2 вариант)

     Хорошо в степи ранней весной! Выйдешь пораньше, когда солнце только-только всходит. Где-то высоко поёт невидимый жаворонок. Впереди вприпрыжку перебегает дорогу суслик. Вокруг расстилается ровный ковёр зелени. Вдалеке одиноко стоит курган.

     Летом в степи зелени уже не увидишь. Сплошь тянется выжженный солнцем бурьян. Неподвижно замер раскалённый воздух. Вверху парит коршун. Вот он, завидев добычу, складывает крылья и стремительно кидается вниз.

    Осенью степь снова оживает. После дождей посреди сухих стеблей осторожно начинают проглядывать зелёные побеги. Но это ненадолго. День ото дня становится все холоднее. И вот однажды поутру увидишь всю степь, покрытую инеем.

    Приходит суровая зима. Без устали кружат над степью буравы, заметают все снегом. Потом наступают ясные дни. Нестерпимо ярко блестит тогда под солнцем бесконечная снежная равнина. Хороша по-своему степь и теперь. (120 слов.)

Встреча с пантерой (3 вариант)

     Перейдя через невысокий хребет, мы попали в долину. Она всплошную поросла густым лесом. Я пошёл влево, а Олентьев – вправо. Не прошло и двух минут, как грянул выстрел. Я обернулся и увидел, как что-то гибкое и изжелта-пёстрое мелькнуло в воздухе…

    Олентьев снова зарядил ружье. Мы по-прежнему осторожно двинулись к тому месту, где скрылось животное. Олентьев остановился и стал прислушиваться. Справа от нас

слышался че-то храп. Сквозь заросли папоротников ничего нельзя было увидеть. Мы хотели было перелезть валежник. Но раненое животное предупредило нас. Оно стремительно, по-кошачьи, бросилось в нашу сторону. Олентьев наскоро выстрелил, даже не приставляя приклада ружья к плечу. Зверь замертво упал на дерево и повис на нём… С первого же взгляда я узнал крупную пантеру.

   Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть в диктанте наречия.
  2. Выполнить морфологический разбор одного из наречий.

Загадка шаровой молнии (4 вариант)

     Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.

     Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.

    Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.

    В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё  предстоит ответить.  (109 слов)

   Грамматическое задание.

1.Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу.

1 вариант: издавна.

  1. вариант: нередко.

2.Выполнить морфологический разбор слов.

1 вариант: меньше (из 2-го предложения);

2 вариант: неясно (из 3-го предложения).

Комментарий. Меньше – наречие в сравнительной степени; неясно – краткое прилагательное, т.к. зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3.Выполнить синтаксический разбор предложений.

2.Прочитать текст, выписать наречия вместе со словами, к которым они относятся.

Зимой (1 вариант)

     Сегодня выдался чудесный день. Под лучами зимнего солнца весело искрится снег. Вдали виднеется лес. Лыжники смело прокладывают путь по нетронутому снегу. Начинается очень интересный поход.

(2 вариант)


     Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы, и по вершинам их вдруг прошёлся такой сильный и свежий ветер, что лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.

3.Исправь ошибки.  Вы – корректоры. И сейчас займетесь корректурой, т.е. исправлением ошибок на оттиске типографского набора.

  Лексическая работа:

Корректор – работник издательства, типографии, газеты.

Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора, а также сам оттиск.

1 вариант: Пунцовая ленточька, словно пламень, светилась в ее волосах (Чехов). Пришол доктор, перевезал мне ожёг. (М. Горький). В комнате было свеже, пахло серенью и пионами. Лошади шарахнулись и рванулись вскач. Было далеко за полночь. Она распахнула настеж окно. Пётр упал навзнич.

      Продажой, верблюжонок, сожжоный, овражок, лишён, волнующи, жжешь, ожёг руку, ожёг плеча, ещо.

2 вариант: Под ногой Кондратия хруснул сучок (А.Н. Толстой). Окна во флигиле были загороженны деревяною решоткою, двери заперались замками (Пушкин А.С.).  Слушатели попросили ее ещо раз сиграть этот вальс. Анна сергеевна недавно вышла замужь. Ужь небо осенью дышало. И стало спорить ей (Неве) невмочь (А.С. Пушкин). Черные тучи сплош покрывшие небо тихо сеяли мелкий дождь (Серафимович).

    Ручонка, блестяще, тушонка, неуклюжо, грушой, свечёй, сбережонный, на свежом воздухе, горячо.

4.Раскрой скобки.

1 вариант: Перепишите словосочетания. Объясните лексическое значение подчеркнутых слов.

    Жить (по) новому, запомнить (крепко) накрепко, говорить (с) глазу (на) глаз, исполнить точка (в) точку, хлопотать (по)пустому, тратить время (по)пусту, приделать (шиворот) навыворот, продвигаться шаг (за) шагом, прибыть (во)время, согласиться (в) (конце) концов, распределить (по)ровну, сделать (по)лучше и (по)красивее, ворочаться (с)боку (на)бок; сегодня, (по)видимому, будет дождь; разбить (в)дребезги, собраться (в)торопях.

   (Вдребезги – 1) на мелкие части; 2) совершенно, полностью.  Второпях – торопясь, спеша).

2 вариант: Перепишите, подчеркните наречия. Объясните лексическое значение подчеркнутых слов. Разберите последнее наречие по составу.

    (На)всегда запомнить, перенести на (после)завтра, отложить (до)завтра, жить (на)против, видеть (на)сквозь, сохранить (до)ныне, сложить (в)трое, думать (по)своему, идти (по)одному, плыть (по)двое, сказать (с)горяча, биться (в)рукопашную, окончить (в)ничью, действовать (в)открытую, считать (под)ряд, прийти (тот)час, подготовить (ис)подволь, сварить (в)смятку, ударить (ис)подтишка.

     (Всмятку – до полужидкого состояния. Исподтишка – скрытно, втихомолку. Исподтишка – тишок – от тихий).  

5.Вместо точек вставьте нужное отрицательное наречие и объясните его значение:

1 вариант:  И рад бежать, да …(некуда) (Нет такого места, куда бы….- некуда). Работай, … (некогда) разговаривать (Некогда – нет свободного времени). Мне …. (некогда) (Некогда –очень занят). Около корней их устарелых, где … (некогда) все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (некогда – давно, когда-то).                                (А.С.Пушкин)

2 вариант:  Здесь … (негде) пройти  (Негде – нет места).  Учиться … (никогда) не поздно (никогда – ни в какое время). Летом … (никуда) не поеду (Никуда – ни  в какое место). Он … (нисколько) не смущался (Нисколько – ничуть, ни в какой мере). Нет писем … (ниоткуда) (ниоткуда – ни из какого места).

6. Распределите слова по четырём колонкам.

Наречия, пишущиеся раздельно

Наречия, пишущиеся через дефис

Наречия, пишущиеся слитно

Другие (именные) части речи

1 вариант:  По весеннему лесу, смотреть вверх, расстроившись вконец, работать по-новому, говорить по-английски, сгореть дотла, стоять насмерть, сделать по-своему, объясниться начистоту, наскочить с разбегу, отвечать вполголоса, бежать напропалую, выполнить кое-как.

2 вариант: идти бок о бок, занесло доверху, раскалиться добела, по-волжски окая, безоблачно по-весеннему, пойти на встречу с друзьями, подняться на верх скалы, танцевать до упаду, по одному делу, забывать мало-помалу, заполнит ь до отказа, надеяться на удачу.

7. Самостоятельная работа

1 вариант

Задание 1.Укажите верный вариант ответа:

1.Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает:

А) признак признака;

Б) признак предмета по действию;

В) признак действия;

Г) признак предмета.

2. Наречие:

А) изменяется по лицам и числам;

Б) по числам и родам;

В) не изменяется;

Г) по числам, родам и падежам.

3. Наречие в предложении является:

А) обстоятельством;

Б) подлежащим;

В) дополнением;

Г) определением.

Задание 2. Замените каждый фразеологизм одним словом (наречием).

     Во всё горло; хоть пруд пруди; во все лопатки; спустя рукава; за тридевять земель; при царе Горохе; через час по чайной ложке; из рук во; как убитый; время от времени; рукой подать.

    (Ответы: громко, много, быстро, плохо, далеко, давно, помалу, плохо, крепко, иногда, рядом).

   - Подобранные наречия разберите по составу.

Задание 3. Назовите наречия, которые состоят из антонимов и пишутся через дефис.

   (Ответы:  взад – вперёд; более – менее).

Задание 4. Ответить одним наречием на вопрос, на каком языке где говорят, и записать.

    Как говорят в Англии, во Франции, в Японии, в Болгарии.    

Задание 5. Расставьте ударения и правильно прочитайте наречия:

    Впереди, по-своему, без умолку, наверх, неподалёку, ненадолго, сызмала, навзничь, досуха.

   (Ответы: впередИ, по-свОему, без Умолку, навЕрх, неподалЁку, ненадОлго, сЫзмала, нАвзничь, дОсуха).

Задание 6. По опорным словам написать мини-сочинение.

Аквалангист

      Однажды, (по) дальше, (по) немногу, вперёд, сгоряча, довольно, далеко, назад, направо, вокруг, (в) плотную, (по) прежнему, влево, вправо, (по) видимому, (на) удалую, впоследствии, растерянно

                                                  (не обязательно употреблять все наречия)                  

Задание 7. В данных  примерах заменить словосочетания наречиями.

     1)Лист бумаги, сложенный в четыре раза (вчетверо). 2) Дежурные, убиравшие класс два раза (дважды). 3) Друзья, оставшиеся в классе один на один (наедине). 4) Равнина, разделённая оврагом пополам (надвое). 5) Участвовать в соревновании первый раз (впервые).  6) Читать, растягивая слова (нараспев). 7) Идти, не зная дороги (наугад). 8) Упасть лицом к земле (ничком). 9) Нестись галопом (вскачь). 10) Распахнуть окно до конца (настежь). 11) Встать ни свет ни заря (рано). 12) Работать не покладая рук (старательно).                                                                    

Задание 8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.

     Ворота отв…рились и выехало войско. (В)переди выехали ровным ко(н,нн)ым строем шитые гусары. За ними кольчужники потом латники с коп…ями потом все в медных шапках потом ехали особняком лу…шие шляхтичи, каждый одетый (по)своему.                      (Н.В. Гоголь)

Задание 9. Выписать слова с основой на шипящую, группируя их по частям речи.

На рыбной ловле

    Был тёплый вечер, на небе не было видно туч. Я и мой товарищ отправились на рыбную ловлю. Вот мы и на озере, шумит у берега высокий камыш. На лодке мы добрались до середины озера, и скоро моей первой добычей был лещ. «Утешься, скоро и ты поймаешь», - говорил я приятелю. Клёв рыбы в этот вечер был особенно хорош.

     Между тем надвигалась ночь. Воздух стал свеж. Мы поплыли к тому месту, где стоял небольшой шалаш. Здесь берег сплошь зарос камышом. Мы решили разжечь костёр, крупную рыбу испечь, а из остальной сварить уху.

  (Получается запись, которая помогает систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании различных частей речи с основой на шипящую:

  Туч                           хорош                  утешься                сплошь

Товарищ                   свеж                    поймаешь

Лещ                                                      разжечь

Ночь                                                    испечь

Шалаш

Задание 10.Восстановление текста.

     Если сказать, что окно – это глаз, вам будет (ни)чуть (не)понятно. А если так: окошко – это око. Совсем …(другое) дело!

    Окно и око – (не)сомне(н,нн)о родстве(н,нн)ые … (слова). Многое мы вид…ли из …  (окна). Если оно смотр…т на в…сток – новый … (день) зарождается в наших глазах. На юг – со…нце в зените. На запад – земля отход…т ко … (сну).

     А куда смотр…т ваши окна? Мои окна – на с…седнее село, мою родину. (Ф.Нестеров.)

     - Восстановите текст.

     - Определите основную мысль текста.

     - Согласны ли вы с мнением автора, что  окно и око -  родственные слова? Почему?

    - На какие правила встретились вам в данном тексте слова?

Задание 11.Определите смысловые группы наречий.

                                           Одно из семи чудес света

     Александрийский маяк изумлял и даже устрашал своей небывалой, неправдоподобной высотой. Его немыслимая колоссальность особенно ощущалась, если стоять недалеко от него. Необыкновенно красив маяк был с моря. Казалось, что он вырастает прямо из моря и неудержимо рвется ввысь. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верха. В ненастье маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал, растворившись в непроглядной тьме. Маяк был не только неописуемо высок, но и  необыкновенно прочен. Самые свирепые ураганы и штормы были ему нипочем.                                                     (По А. Домашневу. Т. Дроздовой)

Задание 12.Рассмотрите таблицу и укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведённых слов.

1

2

3

4

5

6

удивлё…о

нн

н

нн

н

нн

н

увере…о

н

н

нн

нн

нн

н

многослов…о

нн

н

н

н

н

нн

отчая…о

нн

нн

н

нн

нн

н

затем…о

н

н

нн

н

н

нн

облегчё…о

нн

н

н

нн

нн

н

Вариант 2

Задание 1.Укажите верный вариант ответа:

1.Укажите наречие:

А) рожь;

Б) настежь;

В) пустошь;

Г) съешь.

2.Отметьте наречие, которое пишется через дефис:

А) (в)прикуску;

Б) (по)прежнему;

В) (на)удачу;

Г) (без)устали.

3. Укажите наречие, на конце которого пишется А:

А) слев…;

Б) засветл…;

В) затемн…;

Г) влев… .

Задание 2. Замените каждый фразеологизм одним словом (наречием).

  Черепашьим шагом; тьма-тьмущая; кот наплакал; сломя голову; решил с бухты барахты; работать не покладая рук; за тридевять земель; до корней волос; никуда не годится; хоть глаз выколи; ни свет ни заря.

   (Ответы: медленно, много, мало, быстро, необдуманно, усердно, далеко, сильно, плохо, темно, рано).

Задание 3. Какие наречия могут быть и предлогами?

   (Ответы: вокруг, мимо, вблизи).

Задание 4. Ответить одним наречием на вопрос, на каком языке где говорят, и записать.

   Как говорят в Венгрии, в Словакии, в Польше, на Кубе?          

Задание 5. Расставьте ударения и правильно прочитайте наречия:

  Досуха, начерно, надвое, холодно, красивее, задолго, насмерть, незачем, верхом.

  (Ответы: дОсуха, нАчерно, нАдвое, хОлодно, красИвее, задОлго, нАсмерть, нЕзачем, верхОм).

Задание 6. По опорным словам написать мини-сочинение.

Первый раз на катке

    Однажды, вдвоём, впервые, по двое, сперва, неуклюже, вправо, влево, дважды, по-прежнему, неожиданно, стремительно, вперёд, врассыпную, понемногу, во-первых, во-вторых, систематически, впоследствии

                                                       (не обязательно употреблять все наречия)                                      

Задание 7. В данных  примерах заменить словосочетания наречиями.

   1)Горный пейзаж, увиденный мною первый раз (впервые). 2) Туман, расстилавшийся сначала по равнине (сперва).  3) Бежать, стараясь перегнать друг друга (наперегонки). 4) Брошюры, купленные попутно с книгами (заодно). 5) отказаться от выступления окончательно, безоговорочно (наотрез).  6) Говорить очень тихо (шёпотом). 7) Вернуться домой в назначенный срок (вовремя). 8) Упасть на спину, лицом кверху (навзничь). 9) Зарасти целиком (сплошь). 10) Невыносимо (невтерпёж). 11) Видеться изо дня в день (ежедневно). 12) Жить душа в душу (дружно).          

Задание 8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выписать наречия, сделать морфологический разбор одного из них, сделать синтаксический разбор предложения.

     Беше(н,нн)о  зв…нела  г…тара  дробно  стуч…ли  к…блуки на столе в шкафу дребе…жала посуда а среди кухни огнём пылал Ц…ганок ре…л коршуном разм…хнув руки точ…но крыл…я  (не, ни)заметно   передв…гая ноги, гикнув пр…седал на пол и метался золотым стриж…м  осв...щая всё (во)круг блеском ш(ё,о)лк  содр….гаясь и струясь словно горел и плав…лся.  

                                                                                                 (М. Горький)

Задание 9. Выписать слова с основой на шипящую, группируя их по частям речи.

На рыбной ловле

    Был тёплый вечер, на небе не было видно туч. Я и мой товарищ отправились на рыбную ловлю. Вот мы и на озере, шумит у берега высокий камыш. На лодке мы добрались до середины озера, и скоро моей первой добычей был лещ. «Утешься, скоро и ты поймаешь», - говорил я приятелю. Клёв рыбы в этот вечер был особенно хорош.

     Между тем надвигалась ночь. Воздух стал свеж. Мы поплыли к тому месту, где стоял небольшой шалаш. Здесь берег сплошь зарос камышом. Мы решили разжечь костёр, крупную рыбу испечь, а из остальной сварить уху.

  (Получается запись, которая помогает систематизировать и обобщить знания учащихся о правописании различных частей речи с основой на шипящую:

  Туч                           хорош                  утешься                сплошь

Товарищ                   свеж                    поймаешь

Лещ                                                      разжечь

Ночь                                                    испечь

Шалаш

Задание 10.Восстановление текста.

     Если сказать, что окно – это глаз, вам будет (ни)чуть (не)понятно. А если так: окошко – это око. Совсем …(другое) дело!

    Окно и око – (не)сомне(н,нн)о родстве(н,нн)ые … (слова). Многое мы вид…ли из …  (окна). Если оно смотр…т на в…сток – новый … (день) зарождается в наших глазах. На юг – со…нце в зените. На запад – земля отход…т ко … (сну).

     А куда смотр…т ваши окна? Мои окна – на с…седнее село, мою родину. (Ф.Нестеров.)

     - Восстановите текст.

     - Определите основную мысль текста.

     - Согласны ли вы с мнением автора, что  окно и око -  родственные слова? Почему?

    - На какие правила встретились вам в данном тексте слова?

Задание 11.Определите смысловые группы наречий.

     Под липой было прохладно и спокойно; залетавшие в круг ее тени мухи и пчёлы, казалось, жужжали тише; чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебли стояли неподвижно, как очарованные; как мертвые, висели маленькие гроздья желтых цветов на нижних ветках липы. Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую глубь груди, но грудь охотно им дышала. Вдали, за рекой, до небосклона все сверкало, все горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание; лучистый пар колебался над землей.                     (И.С. Тургенев)

Задание 12.Рассмотрите таблицу и укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведённых слов.

1

2

3

4

5

6

изнеже…о

н

нн

нн

нн

н

нн

испуга…о

нн

н

нн

нн

н

нн

исправ…о

н

н

нн

н

н

нн

дослов…о

н

н

нн

н

н

н

созвуч…о

н

н

нн

н

н

н

сдавле…о

н

нн

н

нн

н

нн

мужестве…о

нн

нн

н

нн

н

нн

8. Выполнить тест.

1 вариант

А1. В каком слове нет окончания?

  1. Окно
  2. Дефис
  3. Плотно
  4. Прыгнул

А2. Какое наречие обозначает причину?

  1. Невольно вскрикнула
  2. Старательно учил
  3. Бегут вприпрыжку
  4. Сделал назло

А3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка?

  1. Пробежал быстрее всех
  2. Играй более тише
  3. Легче пёрышка
  4. Действовал более настойчиво

А4. В каком варианте ответа есть определительное наречие?

  1. Встретил вчера
  2. Раздавался вдали
  3. Немного обузить
  4. Нарочно утаил

А5. Какое слово является указательным наречием?

  1. Здесь
  2. Этот
  3. Когда
  4. Нигде

А6. Какой пример содержит наречие в сравнительной степени?

  1. Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.
  2. В гонке преследования наши спортсменки выступили лучше всех.
  3. Обычно в магазине товары продают дороже, чем на рынке.
  4. Мне кажется, шоколадная конфета вкуснее, чем карамель.

А7. Какое наречие пишется с НЕ слитно?

  1. Нисколько (не)весело
  2. (не)тихо, а громко
  3. (не)завтра
  4. (не)глупо

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

   (1)когда (2) следует одеваться слишком пёстро, если (3) хотите выглядеть (4) лепо.

1) 1, 4

2) 1

3) 1, 2

4) 1, 3, 4

А9. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

  1. Ране…ый в руку
  2. Испуга…о посмотрел
  3. Беше…о скачет
  4. Утро тума…о

А10. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

  1. Ещ…
  2. Горяч…
  3. Зловещ…
  4. Волнующ…

А11. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

  1. Изредк…
  2. Достаточн…
  3. Своевременн…
  4. Направ…

А12. В каком примере дефис не ставится?

  1. (по)прежнему доверяю
  2. (по) дружески
  3. (во) первых
  4. (по) другому пути

А13. В каком наречии не пишется на конце Ь?

  1. Проч…
  2. Невтерпёж…
  3. Наотмаш…
  4. Настеж…

А14. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. мелькОм
  2. неоткУда
  3. дОсуха
  4. во-первЫх

В1. Напишите цифрой количество наречий в предложении.

     Вдруг отхлынул от сердца испуг ещё скорее, чем прихлынул. (3)

В2. Из данного предложения выпишите наречие.

      Посыльный отправился верхом в город за лекарем. (Верхом)

В3. Выпишите из данного предложения отрицательное наречие.

     Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. (Нимало)

В4. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

     Выше солнца сокол не летает. (Обстоятельством)

С1. Опишите, используя наречия, действия собаки (гимнастов, продавца).

С2. Каково значение наречий в речи?

2 вариант

А1. В каком слове нет окончания?

  1. Кефир
  2. Полотно
  3. Свернут
  4. Стойко

А2. Какое наречие обозначает цель?

  1. Специально оставил
  2. Идёт направо
  3. Холодно посмотрела
  4. Недавно познакомились

А3. В каком варианте ответа есть речевая ошибка?

  1. Бежал быстрее ветра
  2. Очень прекрасно образован
  3. Изобразил более ярко
  4. Строжайше запретил

А4. В каком варианте ответа есть определительное наречие?

  1. Вполне достаточно
  2. Обидел невзначай
  3. Показался впереди
  4. Идущий навстречу

А5. Какое слово является указательным наречием?

  1. Негде
  2. Тогда
  3. Тот
  4. зачем

А6. Какой пример содержит наречие в сравнительной степени?

  1. Что может быть дороже дружбы?
  2. Эта осень оказалась щедрее на грибы, чем предыдущая.
  3. По телефону голос звучал тише, чем обычно.
  4. Гепард бегает быстрее всех животных.

А7. Какое наречие пишется с НЕ слитно?

  1. (не)широко
  2. (не)очень
  3. (не)высоко, а низко
  4. Вовсе (не)скоро

А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

   (1)где (2) с кем (3) мог он найти общего  языка, (4) куда было деться от (5) примиримого характера.

1) 1, 2

2) 1, 2, 4, 5

3) 3, 4

4)  3, 4, 5

А9. В каком слове на месте пропуска пишется две буква Н (НН)?

  1. Медле…о поднялся
  2. Вяза…ые варежки
  3. Говорит ум…о
  4. Предложение записа…о

А10. В каком наречии на месте пропуска пишется буква Е?

  1. Свеж…
  2. Общ…
  3. Хорош…
  4. Певуч…

А11. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

  1. Исправн…
  2. Занов…
  3. Докрасн…
  4. Строг…

А12. В каком примере дефис не ставится?

  1. (по)турецки говорил
  2. (по)весеннему небу
  3. (в)пятых
  4. (по)зимнему холодно

 А13. В каком наречии не пишется на конце Ь?

  1. Навзнич…
  2. Вскач…
  3. Сплош…
  4. Замуж…

А14. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. нимАло
  2. некогдА
  3. Испокон (веков)
  4. издАвна

В1. Напишите цифрой количество наречий в предложении.

     Я кивнул ему головой и пошёл восвояси вдоль задымившейся реки. (1)

В2. Из данного предложения выпишите наречие.

      Громче пой, моя гитара, говори со мной!  (Громче)

В3. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.

     После бури над землёю светит радостней лазурь. (Простая сравнительная)

В4. Укажите, каким членом данного предложения является наречие.

       Кончил дело – гуляй смело. (Обстоятельством)

С1. Опишите, используя наречия, действия кошки (фигуристов, водителя).

С2. Почему наречие похоже на прилагательное и почему отличается от него?

ЧАСТЬ Б

1. Сочинения-миниатюры.

     1 вариант: Написать объяснение, как пройти в школьную или районную библиотеку, используя наречия сначала, направо, налево, затем, прямо, потом и т.д.

   2 вариант: Написать сочинение-миниатюру на тему «Неожиданная встреча», используя местоименные наречия в вопросительных предложениях. Например: Когда ты приехал? Где ты теперь живешь? Куда сейчас идёшь? И др.

      3 вариант: Сочинение по началу

Поход

    Однажды мы решили отправиться в двухдневный поход на лыжах. Сборы начались задолго до похода. Во-первых, нужно было….

      4 вариант: Сочинение по открыткам (иллюстрациям). Раскрыть содержание открыток (иллюстрации Рачева к басням И. Крылова и иллюстрации к сказкам и былинам), используя наречия.

5 вариант: Составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» (Моя подруга и я») с данным началом, употребив прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.

       Способности – это чудесные подарки, которые даёт природа каждому человеку. Одному достаётся их больше, другому – меньше. У каждого человека есть какие-нибудь способности. Трудом и умением можно хорошо развить их. Недаром говорят: «Талант – это великий труд».

     (Из сочинений-миниатюр учащихся: Мой друг – Поликарпов Саша. Он талантливее меня, музыкальнее, начитаннее. Правда, я быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. Саша много знает и умеет интереснее всех рассказывать. Он больше любит спокойные игры, а я подвижные. Мы во многом разные, но очень любим друг друга.)

6 вариант: Составьте связный текст с наречиями и подчеркните их

    Образец.  Форумом когда-то называлась площадь в древнем  Риме, на которой происходили все важные собрания римских граждан. Потом это слово стали употреблять для обозначения широких дискуссий по важным проблемам. Теперь это древнеримское (латинское) слово обрело новый, более широкий смысл.

  1. Когда-то, потом, теперь.
  2. Сначала, затем, наконец.
  3. Вчера, сегодня, завтра.
  4. Всегда, иногда, никогда.

2.Найти в тексте наречия, определить их роль в тексте.

1 вариант: В Индии растёт дерево баньян. Оно поражает прежде всего размерами. В его благодатной тени можно легко спрятать десятка два автомобилей. Сотни человек в состоянии расположиться здесь без боязни, что кто-то окажется на жарком солнце.

     Ещё издали я обращаю внимание на верхушку дерева. Там сидят огромные грифы. Рядом головы орлов резко поворачиваются то вправо, то влево.

     (В этом тексте наречия служат для связи предложений: в тени – здесь, на верхушке – там, грифы – рядом (с ними), наречия важны в рассказе об  этом удивительном дереве).

2 вариант:  Вспомните, как ведёт себя Остап во время битвы запорожцев под Дубно. Какие части речи помогают охарактеризовать его поведение?

    (Мужественно, смело, решительно, самоотверженно. Наречия помогают составить характеристику человека.)

3 вариант:

Королева. Ну, прощайте, наш урок окончен. Сегодня, перед Новым годом, у меня очень много дел.

Профессор. Как угодно вашему величеству!... (Грустно и покорно собирает книги.)

Королева (ставит локти на стол и рассеянно следит за ним). Право же, хорошо быть королевой, а не просто школьницей. Все меня слушаются, даже мой учитель. Скажите, а что бы вы сделали с другой ученицей, если бы она отказалась ответить вам, сколько будет семью восемь?

Профессор. Не смею сказать, ваше величество.

Королева. Ничего, я разрешаю.

Профессор (робко). Поставил бы в угол.                                (С. Маршак)

    (Это отрывок из драматического произведения «Двенадцать месяцев». Часто в пьесах, ремарках автора встречаются наречия для уточнения интонации актёра, его поведения, указаний, как и для кого произносится реплика: рассеянно, робко. Дан диалог и есть

авторские указания-ремарки, как герои произносят свои слова, а в этом случае автору необходимы наречия.)

3.Работа с текстом.

    Дружба лицеистов, оставшаяся примером, эталоном человеческих отношений, возникла потому, что мальчики сумели взглянуть друг на друга «с полным благорасположением». Это чувство братства сохранилось у них на всю жизнь. Пятидесятилетний Пущин неустанно спрашивал в письмах из Сибири о каждом из братьев по Лицею.   (По Н. Долининой.)

     - Что обозначает слово эталон? (Образец меры, служащий для проверки других таких же мер, находящихся в обращении; здесь – образец.)

    - Объясните постановку знаков препинания, сделайте графические обозначения.

     - Назовите части речи. Обратите внимание на неделимое сочетание друг другу (взаимно), друг на друга; подберите другие сочетания с этими словами (друг с другом, друг от друга, друг за друга), объясните их смысл, составьте с ними предложения.

     - Назовите собственные имена существительные, найдите слово с непроизносимой согласной, приведите примеры слов с этой же орфограммой. (Участвовать, счастливый.)

     - Выпишите наречие и сделайте его морфологический разбор. (Неустанно)

     - Правописание каких слов вызывает затруднение? (Сумели, благорасположение – хорошее расположение.)

4. Отгадайте загадки, определите, как пишутся наречия.

1 вариант: Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (Морковь.) Снизу дыра, сверху дыра, а посредине огонь да вода. (Самовар.) Стоит копна посреди двора, спереди – вилы, сзади – метла. (Корова.)

2 вариант:  Два конца, два кольца, то вместе, то врозь, а гвоздь насквозь. (Ножницы.) Молод конь за морем бывал, спереди шильце, сверху черное суконце, снизу бело полотенце. (Ласточка.) Летит по-птичьи, ревёт по-бычьи. (Жук.)

5.Дать небольшое описание утра одного из времен года, отбирая для этого подходящие наречия-эпитеты,  озаглавить полученный текст соответственно избранной теме (наречия-эпитеты даны в скобках).

     (Медленно, торжественно, спокойно) всходило солнце и (ярко, ласково, нежно, щедро, угрюмо, тускло) озаряло просыпавшуюся землю. По небу (легко, весело, тяжело, мрачно) плыли небольшие облака. Старый лес (радостно, торжественно, задумчиво, таинственно, сердито, глухо, уныло) шумел. Могучие ели и сосны стояли (величаво, тихо, молчаливо, хмуро). Берёзки (весело, радостно, уныло, печально) шелестят своими листочками. Как (хорошо, чудесно, прекрасно, великолепно, восхитительно, тоскливо, грустно) в лесу…

     - Как вы озаглавили ваши сочинения? («Осень», «Лето»)

     - Какова роль наречий?

6.       1 вариант

       Проанализируйте текст. Можно ли опустить в нём выделенные наречия? Почему? Спишите текст, расставляя пропущенные запятые. По данному тексту составить инструкцию.

1.Берест…ную  грамоту  после  находк…  нельзя  развёрт…вать  немедленно: она  может  ра…трескаться  и  погибнуть. 2.Её  нужно  ра…парить  в  горяч…й  воде  и  осторожно  вымыть  кист…ю. 3.Берест…ное  письмо просушивают  начерно  полотенц…м  и  пом…щают  между  стёклами, под  которыми  ему  суждено  сохнуть  пр…нимая  постепенно  форму плоского листа. 4.Грамоту   читают  фотографируют  и тщательно  перерисов…вают  создавая  документы, способные  заменить  подлинник, частое

обращение  к  которому  нежелательно:  слишком  це(н,нн)ы  эти  хру…кие  берест…ные  листы.                                                                                    (По В. Янину)

    2 вариант

Прочитайте текст А. Алексина. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте условия выбора слитных и раздельных написаний. Согласны ли вы с размышлениями мальчика? Напишите рассуждение на тему «Прозвища». Есть ли прозвища у ваших одноклассников? Обидны ли они?

     Всюду  ребята  люб…т  пр(е,и)дум…вать  прозвища. Но у нас в школе это, как говорили учителя, «стало опаснейшей эп…демией».

      А  что  тут  опас(?)ного? Мне  кажет(?)ся, прозвище  говорит  о  человек… гораздо больше, чем  имя. Имя   вообще  ни(о)чем  опрелё(н,нн)…м  (не)говорит. Ведь  прозвище  пр(е,и)дум…вают  в  зависимост…  от  характера. А  имя  дают  тогда, когда у человека  ещё вообще  нет  (ни)какого  характера. Вот если  меня  назовут  просто  по им..ни, - Алик! – что  (обо)мне  можно  будет  узнать?  А если  по  прозвищу – Детектив – сразу  стан…т  понятно, (на)кого  я  похож(?).

     Жаль  только, что (не)которые  ребята  путают  и  вместо  «Детектив»  кр…чат «Дефектив». Но  я  в  таких  случаях  (не)откл…каюсь.

7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ПОЮЩИЕ  ДЕРЕВЬЯ.

     Звучащие деревья! Есть ли они в действительности? Да, они, несомненно, существуют. Вы можете их увидеть в сибирской тайге, на склонах кавказских и карпатских гор.

     …Мы долго, медленно ходим по тайге. Моя спутница, большой специалист своего дела, много раз припадает чутким ухом то к одному, то к другому стволу, как-то особенно постукивает своим молоточком, внимательно прислушиваясь, а я зачарованно слежу за её таинственными движениями. И вдруг лицо её светлеет, она подзывает меня к большой ели:

- Эта запоёт…

     Я припадаю к коре, слушаю и недоумеваю.

- Вот она «королева» древесины! Из неё делают лучшие музыкальные инструменты.

    И немного торжественно моя спутница добавляет:

- Ведь и знаменитые скрипки Страдивари сделаны из такой же ели.

     Вскоре я уже знаю биографию «поющих» деревьев, знаю, что если из ели делают прекрасные пианино, скрипки и виолончели, то без кавказского или закарпатского граба и клёна немыслимы хорошо звучащие арфы и рояли, а без бука не было бы гитары.

     Почему-то удивительно грустно в притихшей тайге. Под впечатлением рассказа я долго смотрю на ель, на которой только что поставлено клеймо, и мне кажется, что именно она источает этот тонкий аромат хвои и что неопределённое звучание дерева уже рождает мелодию.

     В руках у какого музыканта будешь ты в концертном зале? Какие звуки отдашь людям, какие струны души тронешь, какие видения вызовешь?..

                                                                                                   В.Афанасьев.

1. Какие деревья используют для изготовления музыкальных инструментов?

2. Каких известных скрипачей, пианистов вы знаете?

3. Объясните правописание наречий, выделенных в тексте.

4. Употребите  с глаголами наречия, соответствующие прилагательным.

Образец: безукоризненное исполнение – исполнять безукоризненно.

Безукоризненное исполнение – исполнять ….

Взволнованные речи – говорить…

Возбуждённый голос – спорить …

Искренняя радость – смеяться …

Легкомысленный поступок – поступать …

Рассеянный взгляд – смотреть …

Торжественная встреча – встречать…

Убеждённый человек – говорить …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ.»

«СТЕПЕНИ  СРАВНЕНИЯ  НАРЕЧИЙ.  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  НАРЕЧИЯ.»...

Урок русского языка в 5 классе "Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных"

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Степени сравнения наречия"

Пакет материалов содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку и раздаточный дидактический материал. Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку в аспекте ФГОС ООО....

Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению

Маршрутный лист дистанционного урока...

Презентация по теме"Степени сравнения наречий. Морфологический разбор"

Презентация к уроке "Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия" может оживить урок . Ученикам предстоит увидеть наречия в сравнительной степени с повседневной жизни. Ссылка н...