План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Задачи урока:

  1. Познавательные:
  • учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
  1. Развивающие:
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx42.29 КБ
Файл rabochiy_list.docx38.05 КБ
Файл zagadki.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Время глагола»

Цель урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследования.

Задачи урока:

  1. Познавательные:
  • учить определять временные формы глагола; сформировать у учеников представление о роли временных форм глагола в художественных произведениях;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме.
  1. Развивающие:
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей, любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

  1. Мотивация к деятельности.

Предлагаю вам сегодня на уроке работать под таким девизом:

Внимательно слушайте – и все услышите!

Внимательно смотрите – и все увидите!

Думайте – и все поймете!

  1. Актуализация знаний.

Скажите, пожалуйста, слова какой части речи преобладают в нашем девизе? (глагол)

Молодцы! Я думаю, уже на прошлых уроках вы убедились, что глагол – вечный двигатель нашей жизни. Российский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие все, к чему они приложены». Это высказывание станет эпиграфом к нашему уроку.

Давайте же вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи. Для этого решим лингвистический кроссворд.

  1. Начальная форма глагола – это (инфинитив).
  2. Раздел языкознания, который изучает слово как часть речи? (морфология)
  3. Что обозначает глагол? (действие)
  4. Продолжите видовую пару замереть – (замирать).
  5. Какое наклонение обозначает, что действие происходило, происходит или будет происходить? (изъявительное)
  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Ребята, какое слово у нас получилось? (время) Каково значение слова время? (отвечают) Время – это не только длительность, измеряемая часами, секундомером. В русском языке время – это непостоянная морфологическая категория глагола, которую нам с вами предстоит исследовать.

Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (время глагола) Запишите тему в рабочий лист. Давайте сформулируем цели урока.

  1. Работа над темой урока.

Вспомните, пожалуйста, сколько значений времени существует в русском языке? Назовите их. (Три: прошедшее, настоящее, будущее). Сегодня мы с вами оправимся в путешествие на машине времени. Вот-вот произойдет открытие недели детской книжки. Мы готовимся к книжкиным именинам – это произойдет в будущем (календарь на экране). Сегодня будем работать с текстами о книге – в настоящем (указать на выставку книг, их наличие в настоящем). И наконец, нам предстоит узнать, кто и когда предложил отмечать книжкины именины – для этого мы отправимся в прошлое (нажимаем на кнопку).

Видео (1 минута).

Как вы думаете, почему в такое тяжелое для нашей страны время – война, голод, тяжелейшие испытания, которые легли на плечи народа нашей страны, – писатели и поэты приняли решение отмечать книжкину неделю? (ответы детей)

Молодцы, ребята. На этот вопрос ответил и Лев Кассиль – главный инициатор и душа книжкиных именин. Давайте с выражением прочитаем слова Льва Абрамовича Кассиля, найдем глаголы и определим, в форме какого времени они употреблены.

«Не раз мне доводилось слышать утверждение, будто в наш век радио, кино и телевидения литература утрачивает свою ведущую роль. Не знаю… Я по-прежнему верю в силу книги, верю, что человечество ещё внимательнее будет вчитываться в печатную строку. Ибо ничто не может заменить книгу, где все основано на доверии к воображению читателя. А именно это – развитие воображения – одно из необходимых условий, помогающих воспитать эстетическую грамотность – одну из главных черт Человека Будущего».

Действительно, книга согревает, добавляет света в жизнь каждого человека, вселяет силы.

Девчонки и мальчишки!
С Неделей Детской Книжки!
Привет вам – от Чуковского!
Привет – от Маяковского!
От Пушкина, Толстого,
Барто и Михалкова!
От Хармса, Маршака!
Пусть тянется рука,
Чтоб с полки книжку взять
И вновь – перечитать!
Пусть подождут компьютеры…
Пусть отдохнут компьютеры
От вас, а вы – от них
Среди прекрасных книг!
...Бегут глаза по строчкам,
По запятым и точкам,
И входит не спеша
К себе домой
Душа…

Общее задание. «Теоретики». В своих рабочих листах вы найдете стихотворение о важности, ценности книг. Давайте прочитаем его. (Читает ученик)

Я открываю книгу – какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из книг:

Ответы на вопросы «как, что и почему»,

Если на уроке я что-то не пойму;

О том, как жили люди и как живут сейчас,

О чем мечтают дети в стране у нас.

Хороших много книжек пишут для ребят,

И авторов любимых стоит на полке ряд.

Ребята, ваша задача – выписать глаголы из стихотворения, распределяя их по группам. В первую колонку запишите глаголы в форме прошедшего времени, во вторую – в форме настоящего времени, а в третью – в форме будущего.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Давайте проверим, какие глаголы вы выписали. (открываю – н.в., узнаю – н.в., не пойму – б.в., жили – п.в., живут – н.в., мечтают – н.в., пишут – н.в., стоит – н.в.).

Работа в группах. «Исследователи».

А теперь, ребята, вы попробуете самостоятельно образовать формы прошедшего, настоящего и будущего времени от начальной формы глагола читать. Давайте определим вид этого глагола (несов.в.).

Первая группа, вы отвечаете за прошедшее время, поэтому вам необходимо образовать все возможные формы прошедшего времени от глагола читать. Вторая группа образует формы настоящего времени. Третья группа – формы будущего времени. Помните, что вид глагола не должен меняться. Прошу выйти представителей от каждой группы к доске.

Проверка работы 1 группы. Комментарий: Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени могут изменяться по родам и числам. Скажите, пожалуйста, что является показателем формы прошедшего времени? (суффикс -л-)

Проверка работы 2 группы. Комментарий: В настоящем времени глагол изменяется по лицам и числам. Вспомните, как называется изменение глагола по лицам и числам? (спряжение)

Проверка работы 3 группы. Комментарий: Глаголы будущего времени также изменяются по лицам и числам. Образовать форму будущего времени от глагола несовершенного вида можно только с помощью вспомогательного глагола быть, такая форма называется сложной.

Молодцы! А теперь давайте так же по группам образуем формы прошедшего, настоящего и будущего времени от глагола прочитать. Но сначала определим вид этого глагола (сов.в.).

Проверка работы 1 группы.

Проверка работы 2 группы. Комментарий: Ребята, скажите, пожалуйста, получилось ли у вас поставить глагол воспитать в форму настоящего времени? (нет) Запомните, что от глаголов совершенного вида форма настоящего времени не образуется! Как вы думаете, почему? (потому что совершенный вид обозначает действие, уже совершенное)

Проверка работы 3 группы. Комментарий: Для образования формы будущего времени от глагола совершенного вида вам не понадобился вспомогательный глагол. Такая форма называется будущим простым временем.

Образование форма времени (распечатки на доске):

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать? читать

чита-л

чита-ла

чита-ли

чита-ю, чита-ем

чита-ешь, чита-ете

чита-ет, чита-ют

буд-у читать, буд-ем читать

буд-ешь читать, буд-ете читать

буд-ет читать, буд-ут читать

что сделать?

прочитать

прочита-л

прочита-ла

прочита-ли

         

              –

прочита-ю, прочита-ем

прочита-ешь, прочита-ете

прочита-ет, прочита-ют

  1. Физкультминутка.

Вы проделали серьезную исследовательскую работу. Пора и отдохнуть!  

Если услышите глагол прошедшего времени – повернитесь вправо/влево, будто хотите посмотреть назад; настоящего – хлопните в ладоши, держа их перед собой; будущего – потянитесь вверх, к предстоящим высотам: хлопал, побегу, верчу, повернусь, читаю, потянулся.

  1. Закрепление нового материала. Творческое задание.

Работа в группах. Ребята, сейчас каждая группа получит конверт с загадкой. Ваша задача – выразительно прочитать ее, чтобы ребята из других групп дали отгадку. Но так как мы с вами путешествовали во времени, текст загадки исказился, и вам предстоит восстановить его. Для этого нужно поставить глаголы в правильную форму времени.

  1. Если книгу (написать),

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать),

Значит, ты …

  1. Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) и (держать) сотки книг

Металлический …

  1. Таблетки и микстуру

Вам (продать) аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) …

  1. Рефлексия. Подведение итогов.
  • Ребята, как вы думаете, для чего нужно изучать время глагола? Какую роль играют глаголы в речи?
  • Что вы делали для того, чтобы узнать новое о времени глагола?
  • Давайте составим кластер, чтобы наверняка запомнить полученные на уроке знания. Прочитайте, пожалуйста, подсказки на своих конвертах.

Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Еще не пришло:
«После уроков
Пойдем мы в кино».

  1. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему «Какова роль книги в жизни человека?», используя глаголы в прошедшем времени (1 группа), настоящем времени (2 группа), будущем времени (3 группа).

Ребята, я надеюсь, что, путешествуя во времени, вы убедились в том, какое неоценимое значение в нашей жизни имеют книги. Книга – наш друг и воспитатель. В ней содержится многовековая мудрость. Но я уверена, что вы с удовольствием читали книги, читаете и будете читать. А закончить урок я бы хотела стихотворением Сергея Владимировича Михалкова:

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего!

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ

                                                            Глаголы – это слова,  

                                                                                      оживляющие все,

                                                                            к чему они приложены.

                                                                                     А.М. Пешковский

Тема урока: ____________________________

      Цели урока:

  • научиться определять временны́е формы глагола;
  • научиться употреблять глаголы в правильной форме времени.

Я открываю книгу – какой счастливый миг!

Как много интересного я узнаю из книг:

Ответы на вопросы «как, что и почему»,

Если на уроке я что-то не пойму;

О том, как жили люди и как живут сейчас,

О чем мечтают дети в стране у нас.

Хороших много книжек пишут для ребят,

И авторов любимых стоит на полке ряд.

  • «Теоретики»: распределить глаголы из стихотворения по группам.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

  •  «Исследователи»: образовать формы прошедшего времени от начальной формы

глагола читать (___________ вид):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Образовать формы прошедшего времени от начальной формы глагола прочитать   

      (___________ вид):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мы узнали о временах глагола?

  • Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему «Какова роль книги в

жизни человека?», используя глаголы в прошедшем времени.



Предварительный просмотр:

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Если книгу (написать) ___________,

Значит, ты писатель.

Если книгу (прочитать) ___________,

Значит, ты …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Словно грузчик на перроне,

На себя взвалив багаж,

(Стоять) ________ и (держать) ________ сотки книг

Металлический …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …

Таблетки и микстуру

Вам (продать) _________ аптекарь.

Учебники и книги

(Выдать) _________ …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...