Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка по разделу "Главные и второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Галеева Гульназ Данисовна

Данные задания направлены на формирование УУД на уроках русского языка в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО РАЗДЕЛУ «ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Регулятивные учебные действия

Задания

  1. Прочитайте текст, выпишите грамматическую основу предложений. Проверьте себя по эталону.
  1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков). 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А. Пушкин). 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е. Благина)

Эталон.

1.Стояли пятьдесят четыре тома. 2. Никто не отозвался, не напал. 3. Двадцать пять портных вступили в бой.  4. Мы с ней бежали. 5. Три зверолова бродили. 6. Что случилось. 7. Кто-то прибирал. 8. Мать и сын идут. 9. Две старушки брали.

  1. Составьте алгоритм, как правильно определить вид сказуемого.

Вариант выполнения задания.

http://pedcollege.tomsk.ru/moodle/pluginfile.php/17822/mod_resource/content/1/f610985621e6141a85dfb22c996ed38d.png

  1. Прочитайте предложения, определите, в каких случаях инфинитив  является вспомогательной частью составного глагольного сказуемого. Обоснуйте свой выбор.Оцените правильность выполнения задания по эталону.
  1. Я прошу вас  говорить по существу дела.
  2. Наш маршрут должен был пройти через ущелье.
  3. Неожиданно появилась возможность  поскорее уехать из этого города.
  4. Сестра быстро привыкла  ухаживать за больной матерью.
  5. Чины людьми даются, а люди могут обмануться
  6. Летом и осенью мы ездим за Каму  собирать грибы

7. Вчера мы договорились поехать на дачу.

8.  Создаватьсчастье– это высокий труд.

Эталон.

1.Я прошу вас (о чем? дополнение) говорить по существу дела.  

2.Наш маршрут должен был пройти (составное глагольное сказуемое) через ущелье.

3.Неожиданно появилась возможность (какая? определение) поскорее уехать из этого города.

4.Сестра быстро привыкла (к чему? дополнение) ухаживать за больной матерью.

5.Чины людьми даются, а люди могут обмануться(составное глагольное сказуемое).

6.Летом и осенью мы ездим за Каму (с какой целью? обстоятельство) собирать грибы.

7.        Вчера мы договорились (о чем? дополнение) поехать на дачу. 

8.  Создавать (подлежащее) счастье– это высокий труд.

 4. Найдите ошибки в употреблении связки в составных сказуемых. Выпишите из данных примеров только правильные и целесообразные. Оцените правильность выполнения задания по эталону.

1) Основной задачей школы является готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – готовить всесторонне развитых людей. Основная задача школы – подготовка всесторонне развитых людей.

2) Главное – хорошо учиться. Главное является учение. Главным является хорошо учиться.

3) Одним из достижений нашего времени является выход человека в космос. Одним из достижений нашего времени есть выход человека в космос.

4) Наша задача есть борьба за мир. Нашей задачей является бороться за мир. Наша задача – бороться за мир.

Эталон.

Основная задача школы – подготовка всесторонне развитых людей.

Главное – хорошо учиться.

Одним из достижений нашего времени является выход человека в космос.

Наша задача – бороться за мир.

5. Выпишите из предложений приложения с определяемым словом, если нужно, поставьте дефис, приложение подчеркните. Проверьте  себя по эталону.

1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). 3. Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). 4. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков). 5. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Паустовский). 6. Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение» (Солоухин). 7. Вечером в порт вошёл английский пароход «Песнь Оссиана» (Паустовский). 8.  И эти обыкновенные мышиные глазки бусинки вспыхнули красным огнём (Пришвин). 9. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников (Пришвин). 10. Это не просто собака, это собака актриса (Пришвин).

  1. Эталон.
  1. Художник-создатель.
  2. Солдат-сапёров
  3. Сердце-камень
  4. Трубу-антенну
  5. Картина «После дождя»
  6. Город Орел, роман «Воскресеье»
  7. Пароход «Песнь Оссиана»
  8. Глазки-бусинки
  9. Пауков-охотников
  10. Собака-актриса

6. Изучите учебный материал «Согласованные и несогласованные определения».  Сформулируйте и запишите задачи, которые вы поставите перед собой, начиная изучать данную тему.

Эталон.

Задачи.

  1. Вспомнить ранее изученный материал по теме «Определение».
  2. Научиться различать согласованные и несогласованные определения.
  3. Составить алгоритм «Как определять согласованные и несогласованные определения».
  4. Уметь использовать изученный материал в устной и письменной речи, применять полученные знания при выполнении заданий №7,9 в формате ОГЭ.

7. Ваш сосед по парте пропустил по болезни занятия, на которых изучался раздел «Второстепенные члены предложения». Учитель попросил вас помочь ему устранить пробел по этому разделу. Ваш друг изучил тему самостоятельно, а вы должны проверить его. Составьте вопросы, которые помогут выяснить, что он запомнил, и над чем ему еще необходимо работать. Выслушайте ответ и оцените.

8. Терминологический диктант

1. Грамматическая основа предложения состоит из…

2. Главный член предложения, состоящий  из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива

3. Определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже

4. Главный член предложения, выраженный одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительное наклонение; условное наклонение, повелительное наклонение)

5. Второстепенный член предложения, который выражается словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других косвенных падежах без предлогов

6. Определение, связанное с определяемым словом при помощи управления и примыкания

7. Второстепенный член предложения, зависящий от сказуемого и обозначающий признак действия или признак другого признака

8. Главный член предложения, состоящий из двух частей: глагола-связки и именной части

Эталон

  1. Подлежащего и сказуемого
  2. Составное глагольное сказуемое
  3. Приложение
  4. Простое глагольное сказуемое
  5. Косвенное дополнение
  6. Несогласованное определение
  7. Обстоятельство
  8. Составное именное сказуемое

Критерии оценивания:

«5» - 8 правильных ответов

«4» - 6-7 правильных ответов

«3» - 4-5 правильных ответов

«2»- менее 4 правильных ответов

  1. Работа в группах с художественным текстом.  Раздаются карточки с заданиями для групп. Задание: назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.

1 карточка. «В доме с колоннами, антресолью и балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».

«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из досок, истинно богатырскую кровать…»

2 карточка.  «Он облюбовал дерево и полез на него. Наметанным глазом определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз…»

« С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы…»

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная…Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса.»

3 карточка. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва».

«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами»

4 карточка. «Впереди всех быстро шел небольшой сухонькой старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками»

«Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом с иконами».

«По темным доскам сухой крыши извивались золотые, красные ленты… тихий треск, шелковый шелест бился в стекла окна, огонь все разрастался…»

5 карточка. «Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения»

«Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкой за кольцо…»

« В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога…»

  1. Как вы думаете, какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения? 
  2. Составьте алгоритм различения  согласованных и несогласованных определений.

Вариант выполнения задания.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a74/0007ab93-a9b0de14/img8.jpg

10. Составьте устное сообщение на тему «Что я знаю о согласованных и несогласованных приложениях»,  представив письменно план рассказа.

Проверьте себя по учебнику.

11. Почитайте внимательно предложения. Определите синтаксическую функцию и принадлежность к части речи слова грустно в данных предложениях и обсудите с соседом по парте. Сравните с эталоном.

  1. Всем было грустно. 2. Он грустно посмотрел на приятеля. Лицо его грустно, печально.

Эталон.

Предложения

Часть речи

Член предложения

Всем было грустно.

Категория состояния

Составное именное сказуемое в безличном предложении.

Он грустно посмотрел на приятеля.

Наречие

Обстоятельство образа действия

Лицо его грустно, печально.

Краткое прилагательное

Составное именное сказуемое в двусоставном предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 класса "Второстепенные члены предложения"

Урок повторения ранее изученного. Ребята путешествуют в Великий Устюг. Едут по станциям, выполняя различные задания....

Урок русского языка в 5 классе"Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Цель: Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.Тип урока: комбинированный.Вид урока: иллюстративно-объяснительныйТехнология: на диалоговой основе.Оборудование: учебник, таблица «Вт...

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения"

Цели: сформировать у учащихся понятие об определении; выработать навык нахождения определения в предложении....

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистиче...

Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »

Контрольно-диагностические материалы  по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу   «Повторение изученного в 5 -7 классах »...