«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»
статья по русскому языку

«Групповая форма организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

 

                                                                                      Плодотворно лишь сотрудничество всех

                                                                                благодаря каждому. Любой неудачный  

                                                                               шаг помогает удачному, а удача ведёт

                                                       и того, кто промахнулся.

                                                                                                           Антуан де Сент-Экзюпери

 

        Для того чтобы соответствовать времени и быть настоящим профессионалом, учитель должен строить процесс обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

        Современный урок – это урок, отвечающий духу и требованиям своего времени, его потребностям. Современный урок – это урок действенный, имеющий непосредственно отношение к интересам ребёнка. И самое главное, современный урок помогает готовить ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

        Русский язык как учебный предмет способствует формированию личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных и метапредметных универсальных учебных действий, освоение которых делает весь процесс обучения успешным и наиболее продуктивным.

        Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и ученика пробуждает интерес к групповой форме работы.

        Программа по русскому языку М.М.Разумовской, по которой осуществляю учебную деятельность с обучающимися, соответствует новым требованиям ФГОС ООО и предполагает активную реализацию групповой деятельности учащихся.

         Основная цель групповой формы работы – это, конечно, активное участие каждого ученика.

         Задачами групповой формы являются:

         - активизация познавательной деятельности;

         - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;

         - развитие умений успешного общения;

        - совершенствование межличностных отношений в классе.

       

       Работу в группах использую на протяжении нескольких лет. Конечно, раньше с пятого класса сложно было внедрять такую форму. Сейчас же, работая в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО и ООО, эта форма учебной деятельности успешно активизируется. Когда учащиеся переходят из начального звена в среднее, работа в группах для ребят – обычное дело, и дети легко делятся на группы и активно сотрудничают.

        Групповую работу включаю на разных этапах урока: актуализация знаний, целеполагание, закрепление и контроль знаний.

        Например, урок в 5 классе по теме «Виды глагола». Эта тема для пятиклассников новая. После актуализации знаний переходим к следующему этапу урока – ставим задачу, определяем тему урока и цели. Для этого использую работу в парах. На экране проецирую слайд с текстом, необходимо прочитать текст и выбрать глаголы, отвечающие на вопросы – что делать? и что сделать? Один ученик выписывает глаголы первой группы, другой – второй группы. Затем вместе обсуждают и делают выводы о различии глаголов (на какие вопросы отвечают, какие называют действия – развивающиеся или законченные). Пятиклассники легко определяют тему и цели урока.

        Эффективна работа в парах при выполнении словарного диктанта.

        1. Записывают слова под диктовку.

        2. Меняются тетрадями и выполняют проверку.

        3. Слова спроецированы на экране.

        4. Сравнивают и оценивают.

         Отношения между учителем и учениками приобретают характер сотрудничества, потому что педагог непосредственно вмешивается в работу групп только в том случае, если у учащихся возникают вопросы, и они сами обращаются за помощью к учителю.

        Как показывает практика, плодотворна также работа в группах на уроках развития речи.

        Например, урок развития в 7 классе по теме «Употребление союзов в текстах разных стилей». Урок строю в форме исследования. Цель исследования: какую роль играют союзы в тексте и какие отношения они выражают. Класс делится на группы (5-6 человек). Для исследования предлагается текст художественного стиля, второй – текст публицистического стиля, третьей – разговорного. Группы формируются разнородные, т.е. в группу входят ученики разного уровня успеваемости (слабых учеников, я считаю, нельзя объединять в одну группу). Во-первых, это неэтично; во-вторых, у них понижается самооценка; в-третьих, формируется низкая мотивация к учению. Перед группами ставятся следующие исследовательские задачи:

         - прочитать текст, выписать все союзы;

         - дать характеристику союзам (по составу, по значению, по происхождению);

         - выявить, какие отношения выражают союзы в предложениях.

         На доске сводная таблица результатов исследования:

                                                            

Художественный стиль

Публицистический стиль

Разговорный стиль

1.Выписать союзы

 

 

 

2.Морфологическая характеристика союзов

 

 

 

3.Какие выражает отношения в предложении, в тексте

 

 

 

 

        После исследования участник группы записывает результаты на доске. Когда таблица заполнится, легко можно проследить роль союзов в тексте разных стилей и сделать вывод. Как показала практика, такое сотрудничество очень нравится учащимся, работают с удовольствием.

        Если такие формы учебной деятельности проводятся в системе, то такая работа даёт положительный результат. А самое главное, слабые ученики чувствуют себя уверенно, так как им доверяют, начинают отвечать и выполнять записи на доске. Но злоупотреблять групповой работой тоже не следует. Только в сочетании с другими формами обучения – фронтальной и индивидуальной – групповая форма организации приносит ожидаемые результаты.

        Перед тем, как начать и закончить урок, проводится рефлексия: ребята с помощью смайликов, цвета радуги или баллов от 1 до 10 показывают своё настроение. В конце урока высказывают и аргументируют своё мнение о работе на уроке (Я считаю…Я узнал…Я понял…Мне было сложно…Мне пригодится в жизни…и т.д.). Результаты рефлексии помогают мне сделать самоанализ урока.

        Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, отличаться мобильностью, быть способными к сотрудничеству, обладать чувством ответственности и за себя, и за идущими рядом.

        Одним из способов выполнения этого заказа и является внедрение в преподавание русского языка групповых форм работы, которые приводят к более высокому уровню результативности и продуктивности учебного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Применение групповых форм организации учебной деятельности школьников на уроках истории

Групповые формы обучения. 5 уровней коллективной учебно-познавательной деятельности.Групповые технологии как коллективная деятельность....

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы...