Урок русского языка в 8 классе по теме "Однородные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Белешева Наталья Васильевна

Тема: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Цели учебного занятия:

- Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанных сочинительными союзами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_kl_russ_yaz.docx29.73 КБ
Файл urok_russ_yaz_8_kl.pptx2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами.

Предмет: Русский язык

Класс: 8

Цели учебного занятия:

- Совершенствование умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанных сочинительными союзами.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: карточки с предложениями, тесты, текст стихотворения К.Бальмонта «Лунный свет»; картина А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", запись музыки К. Дебюсси "Лунный свет".

Ход урока.

1.Мотивация учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем учебном занятии! Прежде, чем приступить к работе, я хотела бы пожелать вам хорошего настроения и успехов.

 Для начала давайте прослушаем музыку, после прослушивания поделимся чувствами и эмоциями.

2."Мозговой штурм"

- Какие чувства вызвала эта музыка?

- Какой человек мог создать такую музыку?

- Как вы думаете, о чем эта музыка?

Эта музыка создает грустное, романтичное настроение. Такую музыку мог сочинить талантливый, романтичный, душевный человек. Эта музыка о осени, ночи, грусти, любви.

 В конце урока мы еще раз мы вернемся к этой музыке.

А теперь обратите внимание, какие предложения у нас получились? (предложения с однородными членами)

Тема нашего урока "Однородные члены, связанные сочинительными союзами"

- Что мы знаем об однородных членах?

3. Блиц-опрос.

- Чтобы успешно работать над темой, необходимо вспомнить теоретические сведения. Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения?

 (Однородные члены предложения – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения и зависят от одного и того же слова).

- Кто из вас может рассказать мне о том, с помощью чего могут быть связаны между собой однородные члены предложения?

(Однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонационно или только при помощи интонации)

-Когда между однородными членами ставятся запятые? Распределите условия в две колонки ставится запятая и не ставится

  1. При повторяющихся соединительных и разделительных союзах.
  2. Перед одиночным противительным союзом.
  3. При попарном соединении.
  4. Перед второй частью двойного союза:  как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …
  5. При бессоюзном соединении.

-Когда между ними не ставятся знаки препинания?

  1. При одиночном соединительном или разделительном союзе.
  2. Во фразеологическом обороте.
  3. Неоднородные определения.

4. Анализ текста К. Г. Паустовского "Жёлтый свет".

- А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с отрывком из рассказа К.Г.Паустовского

 

Выразительное чтение отрывка из рассказа

К. Г. Паустовского "Жёлтый свет"

  Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым  краем,   и  только  колотушка  сторожа  доносится   с  деревенской околицы.

     Была  как раз  такая  ночь.  Фонарь  освещал  колодец, старый  клен под

забором и растрепанный ветром куст настурции  на пожелтевшей клумбе.

     Я посмотрел  на клен  и  увидел,  как осторожно и медленно отделился от

ветки  красный лист, вздрогнул,  на одно мгновение остановился  в воздухе  и

косо начал падать к  моим ногам, чуть  шелестя и качаясь. Впервые  я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

     Ночь стояла  над притихшей землей.  Разлив  звездного  блеска был ярок, почти нестерпим.  Осенние созвездия  блистали в ведре с водой и в  маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе...

- Какая картина возникает перед вами, когда вы читаете этот текст? Какие чувства, ощущения испытываете?

- Что вы видите при чтении? Перечислите

- Можно ли услышать звуки при чтении текста?

- Какие цвета вы видите?

- Какова тема текста? Озаглавьте его. Определите тип текста.

- Тема текста – осенняя ночь.

- Тип данного текста – повествование, так как события сменяются одно за другим.

5. Работа в группах дифференцированно.

- Карточки №1: необходимо поставить знаки препинания во всём тексте, составить схемы всех предложений с однородными членами;

- Карточки №2:  поставить знаки препинания в предложениях, отмеченных *, составить схемы двух предложений.

 - Карточка №3: необходимо соотнести схемы предложений с предложениями, отмеченными *

Физминутка

  1. Работа по картине А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре".

- Сейчас мы познакомимся с произведением ещё одного художника ночи,

 Архипа Ивановича Куинджи.

- Слухи о феерической красоте этой картины разнеслись по Петербургу ещё до завершения произведения. В мастерскую Куинджи приходили Тургенев, Полонский, Крамской, Менделеев. Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и люди, по словам И. Е. Репина, в "молитвенной тишине", стоявшие перед полотном Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие.

- Итак, перед нами замечательная картина А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре". Составьте по картине предложения с однородными членами. 1 ряд с соединительными повторяющимися союзами

2 ряд с разделительными повторяющимися союзами

3 ряд с двойными соединительными союзами.

(Дети составляют предложения)

- Серебристо-зеленоватая Луна, залившая своим таинственным светом землю, величественно, но печально гляделась в своё отражение в воде.

- Картина А. И. Куинджи не только восхищает своей красотой, но и заставляет задуматься о вечных тайнах природы.

- Картина Куинджи "Лунная ночь на Днепре" восхищает красотой природы,  мастерством художника.

- Глянула луна и осветила и Днепр, и хатки, и паутину тропинок на ближнем берегу.

- Ни небо, ни равнина, ни река не поражают зрителя так, как поражает его фосфорический блеск луны.)

7. Лингвистический эксперимент.

Литературным аналогом пьесы К. Дебюсси является стихотворение К. Бальмонта "Лунный свет". Необходимо вставить в текст стихотворения пропущенные однородные члены. А как у автора?

Работа со стихотворением К. Бальмонта «Лунный свет».

Когда луна сверкнет во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и нежным,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным

Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,

Я бодрствую над миром безмятежным,

И сладко плачу, и дышу - луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф, качаюсь в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,

Чужда мне вся земля с борьбой своей,

Я - облачко, я - ветерка дыханье.

8. Работа с музыкальным произведением.

- С произведениями каких видов искусства мы уже поработали? ( изобразительное искусство и литература)

- Какой, по-вашему, должна быть ночная мелодия?

- Ночная мелодия должна быть тихой, переливающейся...

- Я думаю, что она плавная, медленная, как бы воздушная...

- Мне кажется, что ночная мелодия – это как звучащая тишина, она таинственная и немного пугающая.

-А может ли она быть такой, как музыка, которую мы прослушали? (Учащиеся ещё раз слушают музыку.)

Эта музыка сочинена французским композитором Клодом Дебюси называется "Лунный свет"

9. Итоги урока.

-  Вот и подошло наше сегодняшнее учебное занятие к концу. Скажите мне, пожалуйста, какая тема урока была сегодня?

1) Рефлексия.

Продолжите фразы: «Сегодня на уроке…»

 - Было интересно…

 - Было трудно…

- Я научился…

8. Домашнее задание.

с.141 упр 252

При повторяющихся соединительных и разделительных союзах.

Перед одиночным противительным союзом.

При попарном соединении.

Перед второй частью двойного союза:  как…так и; не так…как; не только…но и; не столько…сколько; настолько…насколько; хотя и…но; если не…то …

При бессоюзном соединении.

При одиночном соединительном или разделительном союзе.

Во фразеологическом обороте.

При неоднородных определениях.

                                                       _____________________________

Карточка №1: необходимо поставить знаки препинания в предложениях 1, 3 , 4. Составить схему  предложения 3 с однородными членами

  1. Бывают осенние ночи, оглохшие и немые когда безветрие стоит над черным лесистым  краем   и  только  колотушка  сторожа  доносится   с  деревенской околицы.

     2.Была  как раз  такая  ночь. 3. Фонарь  освещал  колодец старый  клен под забором и растрепанный ветром куст настурции  на пожелтевшей клумбе.

     4.Я посмотрел  на клен  и  увидел,  как осторожно и медленно отделился от ветки  красный лист вздрогнул  на одно мгновение остановился  в воздухе  и косо начал падать к  моим ногам  чуть  шелестя и качаясь. 5.Впервые  я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

     6.Ночь стояла  над притихшей землей.  7.Разлив  звездного  блеска был ярок, почти нестерпим.  8.Осенние созвездия  блистали в ведре с водой и в  маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)

                                                       _____________________________

Карточка №2:  поставить знаки препинания в предложениях 3, составить схему. Выписать предложение с неоднородными определениями.

1.Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым  краем,   и  только  колотушка  сторожа  доносится   с  деревенской околицы.

     2.Была  как раз  такая  ночь.  3.Фонарь  освещал  колодец  старый  клен под забором и растрепанный ветром куст настурции  на пожелтевшей клумбе.

     4.Я посмотрел  на клен  и  увидел,  как осторожно и медленно отделился от ветки  красный лист, вздрогнул,  на одно мгновение остановился  в воздухе  и косо начал падать к  моим ногам, чуть  шелестя и качаясь. 5.Впервые  я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

     6.Ночь стояла  над притихшей землей. 7. Разлив  звездного  блеска был ярок, почти нестерпим.  8.Осенние созвездия  блистали в ведре с водой и в  маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)

                                                       _____________________________

Карточка №3: найти и выписать 2 предложения с однородными членами, подчеркнуть однородные члены.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым  краем,   и  только  колотушка  сторожа  доносится   с  деревенской околицы.

     Была  как раз  такая  ночь.  Фонарь  освещал  колодец, старый  клен под забором и растрепанный ветром куст настурции  на пожелтевшей клумбе.

     Я посмотрел  на клен  и  увидел,  как осторожно и медленно отделился от ветки  красный лист, вздрогнул,  на одно мгновение остановился  в воздухе  и косо начал падать к  моим ногам, чуть  шелестя и качаясь. Впервые  я услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот.

     Ночь стояла  над притихшей землей.  Разлив  звездного  блеска был ярок, почти нестерпим.  Осенние созвездия  блистали в ведре с водой и в  маленьком оконце избы с такой же напряженной силой, как и на небе. (К.Г.Паустовский)

К. Бальмонт «Лунный свет».

Когда луна сверкнет во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и _________,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к _____, к _______ белоснежным

Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,

Я бодрствую над миром безмятежным,

И сладко плачу, и ______ - луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф, _______ в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,

Чужда мне вся земля с борьбой своей,

 Я - облачко, я - ветерка дыханье.

К. Бальмонт «Лунный свет».

Когда луна сверкнет во мгле ночной

Своим серпом, блистательным и _________,

Моя душа стремится в мир иной,

Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к _____, к _______ белоснежным

Я мчусь в мечтах; как будто дух больной,

Я бодрствую над миром безмятежным,

И сладко плачу, и ______ - луной.

Впиваю это бледное сиянье,

Как эльф, _______ в сетке из лучей,

Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье,

Чужда мне вся земля с борьбой своей,

 Я - облачко, я - ветерка дыханье.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

Слайд 2

Константин Георгиевич Паустовский, писатель (1892-1968)

Слайд 4

«Лунная ночь на Днепре»

Слайд 5

К.Бальмонт «Лунный свет» Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и _________ , Моя душа стремится в мир иной , Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к _____, к _______ белоснежным Я мчусь в мечтах; как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и ______ - луной. Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, _______ в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.

Слайд 6

Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным , Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным. К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах; как будто дух больной , Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу - луной . Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье. Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я - облачко, я - ветерка дыханье.

Слайд 7

Клод Дебюсси, французский композитор, дирижер (1862-1918)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....