Урок открытия новых знаний по теме "Определительные местоимения" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Белешева Наталья Васильевна

Сценарий урока по теме "Определительные местоимения" в 6 классе по УМК Ладыженской. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx24.57 КБ
Файл urok_6_kl.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (6 КЛАСС)

ТЕМА: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ».

ЦЕЛИ:

  1. дидактическая: создать условия для осознания и осмысления информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня системы знаний и умений;
  2. развивающая: формировать навыки устной и письменной речи, отрабатывать умения в определении рода, числа и падежа определительных местоимений, развивать элементы творческой деятельности, развивать «умение учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развивать память;
  3. воспитательная: воспитывать активную жизненную позицию, интерес к профессии космонавта.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 Класс разделен на 4 группы

УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. (музыка)

- 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник День Космонавтики. В этом году будет 60 лет со Дня полета в космос человека. В 1961 году 12 апреля впервые человек на космическом корабле совершил полет в космос. И этим человеком был гражданин нашей страны. Как его зовут? (ответы детей).

Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток» за 108 минут облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю.
Сегодня мы с вами совершим космическое путешествие в одну из Галактик.

Галактика — это совокупность всех звёзд, звёздной пыли, газов, космических лучей, тёмной материи.

Наша галактика — Млечный путь. Мы называем её нашей, потому что планета Земля находится именно там.

В какую лингвистическую галактику мы полетим угадайте

- В этой галактике 9 планет. Она не называет , а только указывает на предмет, признак, количество. (местоимение)

Начинаем путешествие в космическом пространстве. Как сказал Гагарин "Поехали!.."

II. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.

1.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.

-Внимание! Внимание! Идёт репортаж с космодрома Байконур! Говорит центр управления полётом! Сегодня команда 6 класса отправится в космические путешествие с заданиями Академии Наук РФ.

Команда будет работать под девизом: “Навстречу знаниям и звёздам!”.

За ходом нашей игры будут следить опытные наставники (гости урока), представители ЦПК и ЦУП (Центра управления полетом).

- Для того, чтобы взлететь нам нужен пароль. Выпишите все местоимения из стихотворения!

Я верю, друзья, караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках далёких планет
Останутся наши следы!

(Я, нас, наши)

- Полет 10 мин. Полет нормальный.

- Впереди планеты Галактики Местоимения.

У вас на столах описания разряда местоимений. Нужно найти по описанию нужный разряд. (Каждой группе по 2 карточки)

Задание 1

1.это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Они  отвечают на вопросы  кто?  что? 

имеют 3 лица и изменяются по числам

2.не имеет именительного падежа. Указывает на то, что совершаемое действие направлено на самого делающего, и по значению схоже с частицей -ся у глаголов.

3. Они служат для выражения вопроса в вопросительных местоимениях.

4. Они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.

5. Указывают на неопределенные лица, предметы, признаки, количество

6.Они выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества

7.Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей?

8.  Указывают на предмет или признак, выделяя его среди других таких же предметов или признаков.

Задание 2. Нужно распределить рассыпавшиеся местоимения по планетам.

Мне, себя, моей, ваш, кого?, нисколько, несколько, кто-нибудь, этот, который, ты, кое-что, свой, те, ничего, таков, каждый.

- Куда отнести местоимение каждый?

2.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

Заполнение бортового журнала (работа в тетрадях для схем)

Задание 3: А теперь мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение:

В  юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

- Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания?  А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

Впереди неопознанный объект.

Задание 4. Вставьте по смыслу определительные местоимения.

Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Задание 5. Выход в открытый космос

местоимения на правописание.

 Ни у кого, кое-кому, кого-нибудь, ничем, ни с кем, вашего, некому, которому.

Задание 6. Тест

      1. Какое из местоимений не является определительным?

            А. любой;               Б. другой;            В. никто;            Г. иной.

2.Найди ошибку в написании местоимения:

      А. любого;              Б. иному;            В. всякова;         Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

     А. по падежам и числам;                    В. по родам, числам и падежам;

     Б. только по родам;                             Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

     А. только подлежащим или сказуемым;                  В. определением

 Б. подлежащим, определением, дополнением.         Г. любым членом;

Ответ: 1в 2 в 3в 4в

Итак, мы завершаем полет в галактику Местоимение. Как вы оцениваете свой полет?

Если много узнали, то выберите красную звезду

Если хотите еще узнать, остались непонятные вопросы Желтую звезду

Если ничего не поняли и неинтересно, то белую звезду.

1.это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Они  отвечают на вопросы  кто?  что? 

имеют 3 лица и изменяются по числам

2.не имеет именительного падежа. Указывает на то, что совершаемое действие направлено на самого делающего, и по значению схоже с частицей -ся у глаголов.

3. Они служат для выражения вопроса в вопросительных местоимениях.

4. Они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.

5. Указывают на неопределенные лица, предметы, признаки, количество

6.Они выражают отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества

7.Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей?

8.  Указывают на предмет или признак, выделяя его среди других таких же предметов или признаков.

Мне

себя

моей

Ваш

кого?

нисколько

несколько

кто-нибудь

этот

который

ты

Кое-кто

Свой

Те

ничего

Таков

Каждый

  • Задание 3:  

В  юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. 

  • Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.
  • - Выделите окончания местоимений.
  • На окончания какой части речи похожи падежные окончания?  
  • А как мы определяем падежные окончания прилагательных?

Задание 6. Тест

      1. Какое из местоимений не является определительным?

            А. любой;               Б. другой;            В. никто;            Г. иной.

2.Найди ошибку в написании местоимения:

      А. любого;              Б. иному;            В. всякова;         Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

     А. по падежам и числам;                    В. по родам, числам и падежам;

     Б. только по родам;                             Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

     А. только подлежащим или сказуемым;                  В. определением

 Б. подлежащим, определением, дополнением.         Г. любым членом;

Задание 6. Тест

      1. Какое из местоимений не является определительным?

            А. любой;               Б. другой;            В. никто;            Г. иной.

2.Найди ошибку в написании местоимения:

      А. любого;              Б. иному;            В. всякова;         Г. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

     А. по падежам и числам;                    В. по родам, числам и падежам;

     Б. только по родам;                             Г. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

     А. только подлежащим или сказуемым;                  В. определением

 Б. подлежащим, определением, дополнением.         Г. любым членом;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Юрий Алексеевич Гагарин- первый космонавт. 12 апреля 1961 года совершил полет в космос

Слайд 2

Галактика — это совокупность всех звёзд, звёздной пыли, газов, космических лучей, тёмной материи. Наша галактика — Млечный путь.

Слайд 4

Путешествие в Галактику Местоимение

Слайд 5

Я верю, друзья, караваны ракет Помчат нас вперёд От звезды до звезды. На пыльных тропинках далёких планет Останутся наши следы! (Я, нас, наши)

Слайд 6

Задание 3: В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их. - Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания?

Слайд 7

Задание 4. Вставьте по смыслу определительные местоимения. Число книголюбов постоянно растёт. Для ( ………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Слайд 8

Ответ: 1в 2 в 3в 4в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «открытия» нового знания "Школьное образование" 6 класс.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Урок открытия нового знания в 6-ом классе.

Этапы технологии системно - деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке:• Самоопределение к деятельности (организационный момент).• Актуализация знаний и затруднение...

Урок открытия нового знания в 7-ом классе.

                             Урок открытия нового знания в 7 классеТема: «Буквы О и А на конце наречий с приставками и...

Урок открытия нового знания в 6-ом классе.

«Правописание гласных в глагольных суффиксах –ова-(-ева-), -ива-(-ыва-)»....

Урок открытия новых знаний.«Шляпочные грибы». 5 класс

Цель урока: Познакомиться со строением,питанием, размножением шляпочных грибов и их многообразием....

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний) Magic Island 2 класс

Урок ознакомления и первичной отработки лексики по теме "Времена года" для 2 класса УМК Spotlight. Для урока используется песня Времена Года на канaле YouTube https://www.youtube.com/wa...

урок открытия новых знаний "Степень числа". 5 класс

План урока построен так, чтобы на различных этапах урока использовались интерактивные задания, предлагаемые на платформе учи.ру...