Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс)

Учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_9_klass_yazyk.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема

«Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Цель

учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.

Задачи

Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Тип урока

урок развития речи

Дидактическое обеспечение урока

компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика.

Необходимое оборудование и материал

Компьютер, телевизор.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы обучения,

формы организации деятельности учащихся

Организационный момент

Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия

Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста.

Физминутка

Анализ текста

Сжатие текста.

Домашнее задание

Рефлексия

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Настроение у нас отличное,

улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

Запишем в тетрадях число 14 декабря классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению.

(слайд № 1,2)

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока

Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа

Грызя гранит науки неустанно,

 Давая пищу здравую уму,

 Опять очередное испытанье

 Нам выдержать бы вопреки всему.

(слайд № 4)

Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является изложение.

Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока?

(слайд № 3)

Давайте вспомним, что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом.

(слайд №5)

Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем?

(слайд № 6)

Повторим, что характерно для каждого приема?

(презентация)

ПРИЁМ ПЕРВЫЙ  - ИСКЛЮЧЕНИЕ

слов,

- словосочетаний,

- повторов,

- цитат,

- одного или нескольких синонимов,

- уточняющих и поясняющих конструкций,

- фрагментов предложений,

целых предложений.

(слайд № 7)

ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ.

- замена однородных членов обобщающим наименованием;

- замена слов с менее широким значением словом с более широким значением;

- замена простых предложений сложными.

(слайд № 8)

ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замена предложения или его части указательным местоимением,

- замена СПП простым,

- замена прямой речи косвенной

-замена фрагмента предложения синонимичным выражением

Ознакомление с критериями  оценивания сжатого изложения

На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям.

(слайд № 9)

Критерии оценивания изложения ОГЭ

ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста;

ИК2 – использование приемов сжатия текста;

ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения.

(слайд №10)

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2.

Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий?

(слайд № 11)

Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях.

Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради.

Исключение повторов.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.

(слайд № 12)

Исключение синонимов.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(слайд № 13)

Исключение уточняющих, вводных конструкций. 

Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое.

(слайд № 14)

Замена однородных членов предложения обобщающим словом.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(слайд № 15)

Замена простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник

(слайд № 16)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Дружно встанем, тихо сядем

И закроем все глаза (шёпотом.)

Наступает, наступает,

Наступает тишина.

Теперь непосредственно перейдем к анализу текста.

У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы).

(слайд № 17, 18)

План работы с текстом.

1. Внимательно прочитайте текст.

2. К какому типу речи относится текст?

3. Определите тему текста.

4. Сформулируйте основную мысль текста

5. Выделите микротемы

6. Озаглавьте каждый абзац.

7. Составьте план.

(слайд №19)

Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему.

Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов.

(слайд №20)

И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я приобрёл…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • мне захотелось…

(слайд № 21)

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

Слушают

Работают в тетрадях

Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста.

Краткое изложение исходного текста,где передается только основная информация, подробности исключаются.

1. Исключение подробностей и деталей.

2. Обобщение конкретных, единичных явлений.

3. Упрощение синтаксическх

структур.

Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста

Три балла.

Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста.

Выполняют практическую работу

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.

И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами

Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками

Выполняют физминутку

Ученик читает текст вслух

рассуждение

Материнская любовь

Формулируют основную мысль

Выделяют микротемы

Придумывают название абзацам

Составляют план

1. «Мама» - особое слово.

2.Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях.

3. Благодарные дети – лучший подарок.

Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему.

Записывают домашнее задание в дневники

Выбирают понравившуюся фразу

Слово учителя

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

групповая

фронтальн

Список использованных источников

1. Методические рекомендации, составленные заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой

2. Русский язык: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст» / А.В. Шуваева. – М.: АСТ: Астрель, 2009

3. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика. /Лекции 1-4/. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.

4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин, Москва, «Интеллект-центр», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"

Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "

Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...