НЕ с разными частями речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Раткина Светлана Владимировна

Удобная таблица-памятка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на -О и -Е

Слитно

Раздельно

  1. Если слово не употребляется без НЕ (неряха, ненастный, нелепо)
  2. Если слово можно заменить можно заменить синонимом без НЕ или близким по смыслу выражением (недобрый взгляд (= злой), нерешительность (=отсутствие решительности)
  1. Если есть противопоставление с союзом А (не правда, а ложь; не плохо, а хорошо, не умный, а глупый)
  2. Если есть слова ОТНЮДЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИКОГДА НЕ (ничуть не глупый человек, нисколько не правда)

Внимание! Слова СОВСЕМ НЕ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО НЕ, СЛИШКОМ НЕ не являются основанием для раздельного написания НЕ!

  1. С прилагательными, которые употребляются преимущественно в краткой форме и выступают в предложении в роли сказуемых (НЕ ГОТОВ, НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ОБЯЗАН, НЕ РАД, НЕ НАМЕРЕН, НЕ СПОСОБЕН, НЕ СОГЛАСЕН, НЕ ПОЛЕЗЕН, НЕ ПРАВ)

НЕ с глаголами и деепричастиями

Слитно

Раздельно

  1. Если слово не употребляется без НЕ (ненавидеть, негодуя, неистовствовать и др)
  2. Если есть приставка НЕДО- со значением «нехватка чего-либо в нужном количестве» (недоумевать, недолюбливая, недостает (=не хватает)

Во всех остальных случаях НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно.

НЕ с причастиями

Слитно

Раздельно

  1. С причастиями, не употребляющимися без НЕ (ненавидевший, недоумевающий, негодующий)
  2. С полными причастиями, которые не имеют зависимых слов и/или противопоставлений с союзом А (в доме были некрашеные стены)
  1. С краткими причастиями (не отправлено, не крашены)
  2. С полными причастиями, при которых есть зависимые слова (Одежда не выглаженная вовремя)
  3. С полными причастиями, при которых есть противопоставление с союзом А (Сочинение не оконченное, а начатое)

НЕ с числительными пишется всегда раздельно

(не первый, не четыре, не сорока и т.д.)

НЕ с местоимениями

Слитно

Раздельно

  1. С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некоторый, нечего, некого, несколько)
  1. С местоимениями всех разрядов, кроме отрицательных и неопределенных (не я, не он, не каждый, не весь, не этот и т.д.)
  2. С отрицательными и неопределенными местоимениями в случае наличия предлога (не с кем, не у кого, не для чего и др.)

НЕ с наречиями не на -О и -Е пишется всегда раздельно

(не раз, не по-дружески, не сразу, не вовремя, не насухо, не настежь и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...