УРОК - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ». 6 класс «А»
опыты и эксперименты по русскому языку (6 класс)

ТИП УРОКА: Урок-лабораторная работа -  закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска с презентацией.. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-laboratornaya_rabota_6_kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение  

средняя общеобразовательная школа №2

УРОК - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ

И ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ».

6  класс «А»

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Поповой Г.Ю.

Егорьевск, 2020г.

«Фразеологические обороты и их роль в языке»

Урок-лабораторная работа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Повторить изученное по теме «Лексика.
  • Научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Развивать творческую активность учащихся.
  • Обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
  • Совершенствовать учебные умения и навыки.

ТИП УРОКА: Урок-лабораторная работа -  закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска с презентацией..

Наглядность:

«Фразеологический словарь русского языка»;
иллюстрации, рисунки;
материал для лабораторной работы (каждому ученику);
портреты А.С. Пушкина и И.А. Крылова;
2 плаката:

Не забывай на праведном пути
То, что старик Марк Твен сказал когда-то:
«Ты должен слово нужное найти,
А не его троюродного брата».

И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию Словарь.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слайд №1

II. Знакомство с темой урока. Повторение изученного о фразеологии.

Сегодня мы продолжаем изучение фразеологических оборотов. Давайте вспомним определение. (Дети дают определение_)

На прошлом уроке мы говорили об отличиях фразеологизмов от свободных словосочетаний. Вспомним их.

(В свободном словосочетании любое слово можно заменить другим, а во фразеологизме нельзя; в свободном словосочетании слова сохраняют самостоятельный смысл, а во фразеологизме – теряют; лексическое значение имеет фразеологизм в целом; словосочетания создаются в речи, не требуют запоминания; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.)

Вспомним примеры свободных словосочетаний и фразеологизмов.

(Повесить белье – повесить нос, золотой браслет – золотые руки, волчий хвост – волчий аппетит.)

Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка. Для этого проведем лабораторную работу, на которой исследуем синонимию и антонимию фразеологизмов. Обратим внимание на произношение некоторых устойчивых словосочетаний. Будем учиться находить и использовать их в речи, чтобы сделать ее более образной и красочной. Обратимся к словам русского критика В.Г. Белинского: «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его самобытное, самородное богатство». Помогать нам будут словари (их вы видите на стенде): прежде всего «Фразеологический словарь русского языка» (сост. Н.Ф. Татьянченко), «Словарь русского языка» (С.И. Ожегов), сборник «Крылатые слова» (Н.С. Ашукин и М.Г. Ашукина).

Значения русских фразеологизмов не всегда понятны иностранцам. Один художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. Назовите эти устойчивые сочетания, запишите их, подчеркните безударные гласные в корне, подберите (устно) проверочные слова, объясните значения.

(СЛАЙДЫ №2,3,4,5 – на интерактивной доске; один ученик записывает фразеологизмы на доске, остальные – в тетрадях.)

Заметать следы – скрывать истину;

писать как курица лапой – неаккуратно, грязно;

ходить по струнке – дрожать перед кем-либо, беспрекословно повинуясь во всем; угождать кому-либо;

крокодиловы слезы – притворная, лицемерная жалость, неискреннее сострадание.

Устойчивые сочетания известны не только в русском языке. Предлагаем вам прочитать шуточные поговорки некоторых народов и решить исходя из общего значения, какой фразеологизм соответствует им в русском языке.

Когда луна превратится в зеленый сыр (англ.).

Когда хвост верблюда коснется земли (кирг.).

Когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается (болг.).

Когда собаки залают хвостами (нем.).

Когда камень зацветет (лезгинск.).

Записать на доске русский фразеологизм Когда рак на горе свистнет, подсчитать безударные гласные и непроизносимые согласные, объяснить значение (никогда).

Как видите, героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

На ухо наступил (медведь);

покупать ... в мешке (кот);

смотрит как ... на новые ворота (баран);

биться как ... об лед (рыба) – тщетно, безрезультатно прилагать усилия;

... побежали по коже (мурашки) – сильное волнение, вызывающее озноб.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III . Лабораторная работа. СЛАЙД №6

 А теперь переходим к лабораторной работе. Выполнять мы её будем на листах наблюдения, которые есть у всех вас на столах.

Цель: ознакомиться с особенностями произношения некоторых устойчивых оборотов, научиться подбирать синонимы и антонимы к ним, определять тропы.

1. Орфоэпическая минутка

Обращайте внимание на ударение:

Гроша' ломаного не стоит.
Пока суд да дело.
Семи пя'дей во лбу.
Губа' не дура.

2. Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия.)СЛАЙД №7

Стали искать проводника, а

его и след простыл;

его поминай как звали;

он сквозь землю провалился.

Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой (ССП с союзом а).

3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака, запишите, подсчитайте безударные гласные в глаголах.

Приводить в ярость – действовать на нервы – доводить до белого каления – выводить из равновесия.

4. Как называются слова с противоположными значениями? (Антонимы) Антонимы встречаются и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару: СЛАЙД № 8

кот наплакал;

слова не вытянешь;

хоть глаз выколи;

хоть иголки собирай;

куры не клюют;

рта не закрывают.

5. В образной основе многих фразеологизмов лежат художественные приемы, или тропы, о которых мы не раз говорили на уроках литературы. Вспомните, что такое СЛАЙД №9

литота;

гипербола;

сравнение.

6. Выпишите из предложенных фразеологизмов те, в которых встречаются эти тропы (по вариантам): 1-й – с гиперболой; 2-й – с литотой; 3-й – со сравнением.

Лететь стрелой (сравн.);

грош цена в базарный день (литота);

вырос до неба (гиперб.);

капля в море (литота);

как за каменной стеной (сравн.);

нет живого места (гиперб.);

как кошка с собакой (сравн.);

от горшка два вершка (литота).

7. Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова, например, А.С. Пушкина и И.А. Крылова. Подпишите под их фамилиями фразеологизмы, которые стали известны благодаря таланту писателей, объясните значения.

А.С. Пушкин

Остаться у разбитого корыта.
Спору нет.
Глаз не сводит.
Белены объелась.

И.А. Крылов

А воз и ныне там.
Бог послал кусочек сыру.
Так поди же попляши.
А ларчик просто открывался.

8. Прочитайте слова, записанные на интерактивной доске СЛАЙД №10:

Ты вспоминай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
«Ты слово должен нужное найти,
А не его троюродного брата».

Почему здесь ставятся кавычки? Объясните эти слова. Согласны ли вы с их автором?

9. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на рабочей доске дописывает слова, объясняет):

Глеб у доски повесил ... (нос),Краснеет до корней ... (волос),
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь ...
(землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши ... с утра?
(бил)

10. Найдите фразеологизмы в шуточном стихотворении П.Хмары, подчеркните их и объясните значение.

Зоологическая элегия

Я был в зачарованном мире,
В далеких волшебных краях.
Он плавает в сказочном море
На трех легендарных китах.

Там песнь лебединая льется,
Там гадкий утенок живет,
Там ищут заблудшие овцы
Баранов у новых ворот.

Там водится синяя птица,
Свистит по-разбойному рак,
Там лают на девять псов-рыцарей
Нерезаных десять собак.

Верблюд там в ушко от иголки
Ппролезть почитает за труд,
И в шкурах овечьих там волки
Козлов отпущенья дерут.

Там льют крокодиловы слезы,
Там раки зимуют у них.
Веселым создателям прозы
Растят там телят золотых.

Премудрый пескарь там ютится,
Сверкает жар-птица огнем,
И кляча истории мчится
В упряжке с троянским конем...

Как любим зверей этих все мы!
Но брел я, печален и зол:
Где
наши собаки на сене?
Где
наш буриданов осел?

Неужто совсем невозможно
Нам выдумать
наших зверей?
Поэт! Современник! Художник!
Зажгись!
       Вдохновись!
                     Озверей!

Пускай же немедля взлетает
Фантазии красный петух!
И пусть нам слонов не хватает,
Мы будем их делать из мух!

(П.Хмара)

IV. Выводы по уроку.

  Итак, сегодня мы расширили имевшиеся знания о фразеологизмах русского языка, показали богатство устойчивых сочетаний, учились самостоятельно определять значения и правильно употреблять в речи. Посмотрите ещё раз на записи на своих листах наблюдений. Мы исследовали фразеологизмы.  К каким выводам пришли?

- Можно подобрать антонимы и синонимы.

- Они построены на художественных тропах

- В них  заключена мудрость народа

- Их знают все как устойчивое выражение

V. Подведение итогов. Сегодня вы отлично поработали. И я ставлю всему классу общую оценку «5»,  но особенно отличились……   ,

ещё немного поработать над освоением материала нужно…..    .

VI.  Домашнее задание.

  Запишите домашнее задание (на выбор учащихся):

1-й вар.: запишите как можно больше фразеологизмов со словом голова, составьте с одним из них сложное предложение.

2-й вар.: составьте сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм.

3-й вар.: напишите стихотворение или историю, используя несколько фразеологизмов.

Литература

1. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.
С. 95–122.

2. Ашукин  Н.С., Ашукина  М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1987.

3. Введенская  Л.А., Баранов  М.Т., Гвоздарев  Ю.А. Русское слово. М.: Просвещение, 1983.
С. 120–122.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фразеологические обороты"

В данной презентации есть задания для 6 класса при изучении темы "Фразеологические оброты"...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)

Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)Актуальной проблемой современного языкознания является сопоставительное изучение языков, направленное н...

Учебный проект "«Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах».

Учебный  исследовательский проект «Воздух и ветер  в  крылатых  словах  и  фразеологических оборотах». разработан в рамках общешкольной научно-практической конференции, б...

Символика цвета во фразеологических оборотах английского языка

Это дополнительный материал для учащихся старших классов. Школьники познакомятся с основными фразеологическими оборотами, имеющими сему "цвет". Данные фразеологические обороты будут хорошими помошника...

Школьный словарик фразеологических оборотов английского языка в картинках

Предназначается для учащихся средней школы и для широкого круга лиц, начинающих заниматься английским языком.Ни для кого не секрет, что лексический состав любого языка непосредственно отражает все, чт...

Методическая разработка интегрированного урока «Фразеологические обороты»

Методическая разработка интегрированного урока «Фразеологические обороты»...