План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Назарова Елена Александровна

Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:

Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления. Развивать умение правильно определять последовательность событий по серии сюжетных картин. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации.

Воспитательная. Способствовать воспитанию любви к домашним животным; воспитывать чуткость, умение сопереживать; воспитывать смелость и решительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 – ом классе

коррекционной школы

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: Урок развития речи. Составление  рассказа по серии сюжетных картинок.

Цели урока:

Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  

Коррекционно – развивающая. Коррекция внимания, памяти, мышления. Развивать умение правильно определять последовательность событий по серии сюжетных картин. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Эмоциональное развитие учащихся: умение различать в представленной ситуации.

Воспитательная. Способствовать воспитанию любви к домашним животным; воспитывать чуткость, умение сопереживать; воспитывать смелость и решительность.

Оборудование: презентация к уроку -  четыре картинки (1-я – кошка с котятами играют и греются на солнышке; 2-я — орел схватил одного котенка; 3-я – кошка набросилась на орла; 4-я – кошка облизывает котенка, а орел мертвый лежит рядом). Книга К.Д.Ушинского « Орёл и кошка». Сообщение об орлах.

Ход урока.

I. Организационный момент. 

- Сядьте красиво, слушайте внимательно, на вопрос отвечайте целыми предложениями

II. Вступительная беседа.

Учитель выясняет, что знают дети о жизни орлов, рассказывает отдельные случаи о том, как орлы, обладая большой силой, уносят маленьких ягнят из стада.

III. Беседа по серии картин:

- Расскажите, кого вы видите на картинках?

- О ком пойдет речь в рассказе?

- Как его можно озаглавить?

- Кто нарисован на первой картинке?

 Еще кто?

- Что они делают?

- Кто нарисован на второй картинке?

- Что сделал орел?

- Зачем он его схватил?

- Кто нарисован на третьей картинке?

- Что сделала кошка?

- Почему кошка набросилась на орла?

- Как пострадала кошка?

- Кто нарисован на четвертой картинке?

- Что удалось сделать кошке?

- Почему кошка так поступила?

IV. Чтение учителем рассказа К.Д. Ушинского « Орел и кошка».

Работа с текстом. 

 1).  Где происходили события рассказа?

 2).  Кто напал на счастливую маленькую семью?

 3).  Прочитайте отрывок, как кошка боролась с орлом?

 4).  Прочитайте, как автор описывает орла (крылья, клюв, лапы)

 5).  Кто победил в схватке?

 6).  Прочитайте как кошка победила орла?

 7). Как можно охарактеризовать кошку? Какая она? (храбрая, смелая, самоотверженная)

           8).  Почему она так самоотверженно защищала своего котёнка?   (     потому что она мать. Каждая мать защищает своего ребёнка, если ему угрожает опасность.)

 -Что вам в рассказе больше всего запомнилось? Почему?

- Какой эпизод изображён на этой иллюстрации? Прочитайте.

Подготовительные грамматические упражнения:

1. Орфографический разбор слов, записанных на доске:

котята, поляна, прилетел, схватил, одного, выклевал, глаз, вдруг, своего

2. Составление распространенных предложений про кошку.

Сначала проводится фронтальная работа по устному составлению рассказа.

Учитель записывает предложения на доске.

V. Физкультурная минука.

"Улыбнитесь" Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

            Быстро встаньте, улыбнитесь,

            Выше, выше потянитесь.

            Ну-ка плечи распрямите.

            Поднимите, опустите.

            Влево, вправо повернулись,

            Руками коленей коснулись.

            Сели - встали, сели - встали

            И на месте побежали.

VI. Письменная работа учащихся (на черновиках).

Учащиеся читают все предложения на доске, которые потом закрываются.

1 группа учащихся:

Учащиеся записывают  предложения самостоятельно по картинкам. Учитель оказывает им помощь в случае затруднений.

2-3 группа учащихся:

Учащиеся записывают предложения по опорным словам и наводящим вопросам

(карточки).

Кошка с котятами была (где?)... . Там они (что делали?)... . Вдруг прилетел (кто?) ... . Он схватил (кого?) ... . Орел хотел (что сделать?) ... . Кошка набросилась (на кого?) ... . Началась (что?)... . Орел выклевал (что?) ... (кому?) ... . Кошке удалось (что сделать?) ... . Кошка спасла (кого?)... .        

  В помощь словарь: котята, поляна, вдруг, схватил, одного, набросилась, жестокая борьба, выклевал, удалось откусить, спасла, своего.

4 группа учащихся:

Вставляет в текст нужные слова ( карточки)

Кошка с котятами была (где?)... Кошка набросилась (на кого?)... . Кошке удалось откусить (что?)... . Кошка спасала (кого?)... .        

VII. Проверка письменных работ.

(Самопроверка и взаимопроверка).

Учитель, проверяя работы:

4, 3 группы — исправляет ошибки;

2 группы — подчеркивает ошибки и на полях пишет номер правила;

1 группы — подчеркивает ошибки.

VIII. Домашнее задание (написать исправленный текст в тетрадь).

IX. Подведение итогов урока.

Вывод: Мы люди должны  тоже это помнить при встречи с животными, чтобы не причинить вред ни животным, ни себе.

Рефлексия.

Приложение к уроку.

Приложение 1.

Константин Ушинский «Орел и кошка» 

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись — огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки, но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала, однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

Иллюстрация к сказке Орел и кошка

Приложение 2.

Картинка 1-я – кошка с котятами играют и греются на солнышке.

Кот кошка и котенок - 52 фото: смотреть онлайн

Картинка 2-я — орел схватил одного котенка.

Орёл и кошка — Ушинский Константин, читать рассказ детям онлайн

Картинка 3-я – кошка набросилась на орла.

Иллюстрация к сказке Орел и кошка

Картинка 4-я – кошка облизывает котенка, а орел мертвый лежит рядом.

Изложение «Орел и кошка» по рассказу Л.Н.Толстого - начальные классы, уроки

Картинки (1-я – кошка с котятами играют и греются на солнышке; 2-я — орел схватил одного котенка; 3-я – кошка набросилась на орла; 4-я – кошка облизывает котенка, а орел мертвый лежит рядом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»

Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...