План-конспект урока на тему «Подготовка к сочинению-описанию Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)"
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс)

Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с историей создания исторического памятника архитектуры и историческими событиями, предшествующими строительству храма;
  • закрепить знания о структуре текста-описания, особенностях публицистического стиля речи;
  • познакомить с особенностями храмовой архитектуры;
  • подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры.

развивающие:

  • развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;
  • способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
  • закреплять умение актуализировать свои теоретические знания;
  • совершенствовать умение составлять план.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской истории;
  • формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, памятникам культуры, выдающимся людям Отечества;

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

на тему «Подготовка к сочинению-описанию

Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови)

Цель: подготовить учащихся к сочинению-описанию исторического памятника Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови).

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с историей создания исторического памятника архитектуры и историческими событиями, предшествующими строительству храма;
  • закрепить знания о структуре текста-описания, особенностях публицистического стиля речи;
  • познакомить с особенностями храмовой архитектуры;
  • подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры.

развивающие:

  • развивать умения воспринимать и описывать архитектурные памятники;
  • способствовать развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;
  • закреплять умение актуализировать свои теоретические знания;
  • совершенствовать умение составлять план.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской истории;
  • формировать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, памятникам культуры, выдающимся людям Отечества;

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Человек не может жить только настоящим, только одним мгновением. Он стремится в будущее и бережно хранит воспоминания о минувшем. Память человека выражается не только в воспоминаниях о событиях произошедших в его жизни, но и в том, как он относится к истории своего Отечества, ведь каждый человек - частица своего народа. А народная память – это память о выдающихся людях, славных и горестных временах, и выражается она в книгах, картинах, архитектурных сооружениях, посвященных историческим событиям…

Тема, целеполагание.

-Какие ассоциации у вас возникают при слове "храм"?(церковь, святое место, красивое архитектурное сооружение).

-Итак, тема нашего урока: " Описание храма Вознесения Христова (Спаса на Крови). Подготовка к домашнему сочинению".

-Как вы думаете, сто означает слово «спас»?

Запись на доске

Спас (ст.-слав. Съпасъ, греч.  Σωτήρ «Спаситель») — эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи.

- Используя это определение, как можно перефразировать название храма? (храм Спасителя, построенного на крови невинно убиенных…, храм Вознесения невинной души..)

-Какие цели будут стоять сегодня перед нами?

Сегодня на уроке при подготовке к сочинению мы должны отобрать материал, который пригодится  при написании работы; узнать историю создания храма Спас на Крови, познакомиться с особенностями храмовой архитектуры, вспомнить структуру текста-описания и особенности публицистического стиля речи.

Работа по теме урока.

Предыстория создания храма.

Доклад учащихся «Александр II: трагическая судьба царя-«освободителя» с представлением презентации (Приложения 1, 2)

Решение построить храм на месте убийства Александра II его наследник Александр III принял буквально на следующий день. Он возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс с целью увековечить память царя-освободителя, его реформаторский курс и выразить покаяние народа России. Строили собор долго – с 1889 по 1907 г. Название:  Храм Вознесения Христова (Спас на Крови) символизирует параллель между мученической смертью сына божьего Иисуса и трагической гибелью самого прогрессивного и «человечного» русского царя Александра II.

Доклад учащихся «История  храма от начала строительства до наших дней» (Приложение 3)

А сейчас, ребята, прежде, чем приступить к детальному рассмотрению структуры и убранства храма Спас на Крови, давайте обзорную совершим экскурсию в этот чудесный и священный собор, расположенный в г. Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова 2А. 

Презентация-экскурсия «Храм Спас на Крови» с музыкальным сопровождением (Приложение 6). Презентация ориентирована на чувственное восприятие учащихся.

-Какие эмоции возникли у вас при просмотре презентации?

-Какие элементы храма, картины запомнились и понравились?

А теперь мы приступаем к более детальному рассмотрению архитектуры храма, его внутреннего убранства, познакомимся с великолепными мозаиками и росписями его стен и сводов.

Работа по слайдам  (Приложение 4), учащиеся делают записи в черновике.

Работа над структурой текста-описания и языковыми особенностями публицистического стиля речи, составление плана сочинения.

Итак, приступаем к подготовке материалов к сочинению описанию.

В текстах-описаниях  архитектурного сооружения (храма)обычно содержится:

  • краткая характеристика события, в честь которого он установлен;
  • краткие сведения об авторе памятника и о том, где и когда он установлен;
  • описание храма;
  • описание мыслей и чувств, которые он вызывает.

Давайте на основе структуры текста-описания  составим план нашего будущего сочинения.

-Сколько основных частей будет в плане?

-О чем будем писать во вступлении?

-В основной части?

-В заключении?

Задание 2 на рабочем листе (Приложение 5)

-В каком стиле будете писать сочинение? (в публицистическом)

-Какие основные правила написания публицистического текста вы знаете? (достоверность, информативность,)

Задание 3 на рабочем листе (Приложение 5)

При написании сочинений учащиеся часто допускают речевые ошибки, связанные с повтором слов в соседних предложениях. Давайте вспомним, как избежать нежелательного повтора слов в тексте? (путем подбора синонимов)

Задание 4 на рабочем листе (Приложение 5)

Подведение итогов урока.

-Вот мы и познакомились с одним из величайших архитектурных произведений России – Храмом Спас на Крови, воздвигнутого народом в честь Александра II.

-О каких качествах русского народа это говорит?

-Как русский человек раньше относился к храмам?

-Скажите, пожалуйста, а какое значение имеют храмы для современного человека, может быть, вашего сверстника?

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество. Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Домашнее задание:

Напишите сочинение-описание Храма Вознесения Христова (Спаса на Крови). В этом вам помогут ваши записи и материал рабочего листа (Приложение 5). Если у вас возникло желание более подробно познакомиться с судьбой Александра II, историей строительства храма, а также великолепными мозаиками Спаса на Крови, на Рабочем листе находятся ссылки на виртуальные музеи Храма Воскресения Христова.

Рефлексия.

Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! А сейчас давайте вы поделитесь своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:


1. Я узнал (а), что ________________________
2. Я был удивлен (а) тем, что _______________
3. Мне понравилось, что ___________________
4. Для меня храм – это ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"

Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Урок русского языка в 8 классе по теме "Подготовка к сочинению - описанию достопримечательностей Казани"

Данный урок направлен на подготовительную работу перед сочинением - описанием достопримечательности г.Казани.  Для описания выбраны станции Казанского метрополитена. В презентацию входят слайды с...

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Презентация к уроку по теме подготовка к сочинению - описанию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». В презентации представлены файлы в которых содержится наглядный материал для работы по данной теме....

Открытый урок по теме: "Подготовка к сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений"

Тема:  Подготовка к сочинению-описанию  животного на основе личных впечатленийТип урока: Урок развития речи с применением технологии смыслового чтения.Цель урока: Цели урока:1. Познавательны...