Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Тарковская Оксана Александровна

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

                     Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.

  Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой,

                 для человеческих чувств, и сей знания не только в памяти

              и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...                                                                  Ш. Амонашвили

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу.

Отличительными чертами дополнительного образования детей являются: создание условий для свободного выбора детьми образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога; многообразие видов деятельности, которая удовлетворяет самые разные интересы, склонности и потребности ребенка.

Наши педагоги дополнительного образования  создают воспитывающую среду, в которой происходит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно-деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, являющегося своего рода механизмом реализации возможностей персонифицировать образование.

Персонифицированный подход во внеурочной деятельности ориентирует нас на содержание, отвечающее требованиям вариативности и возможности выбора образовательного маршрута. Среди видов деятельности, в которые наши педагоги включают учащихся, наиболее значимыми становятся творческие.

          Во внеурочной  деятельности и дополнительном образовании  по русскому языку и ли-ре  мы преследуем следующую цель  –  обучение речевому общению, что предусматривает пополнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения слов, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, развитие  орфографических и пунктуационных навыков.

Программы дополнительной и внеурочной деятельности по предмету определяют конкретные образовательные и воспитательные задачи в нашей школе и вытекают из их содержания. Основными являются:

1) закрепление программного материала по русскому языку;

2) углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

3) развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;

4) формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;

5) пробуждение и поддержание интереса к изучению предмета;

6) воспитание интереса к чтению книг, формирование умений работать со словарями, привитие навыков самостоятельной работы с книгой;

7) развитие индивидуальных способностей учащихся;

8) воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и эстетического идеала, которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся;

9) подготовка учащихся  к различного уровня олимпиадам.

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому наша задача- развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на уроках, но несомненно и то, что внеурочная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Традиционными стали в нашей школе Недели  русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеурочной деятельности, проведенной за год. Подготовка Недели  ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей.

Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу Недели русского языка по желанию самих учащихся, интересно проходят дни самоуправления.

Наряду с этим на данных занятиях мы рассматриваем и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

    В отличие от уроков внеурочная деятельность и дополнительное образование по русскому языку  и ли-ре   характеризуется многообразием форм и видов. К письменным формам внеурочной деятельности  мы относим стенгазету, листки русского языка, стенды.  К индивидуальным видам - заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, индивидуальные консультации, чтение детских книг, сказок . Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных мероприятий.

К групповым  мы относим следующие виды работы: внеурочная деятельность по русскому языку, элективные курсы, консультации, экскурсии, викторины , игры, КТД, вечера русского языка и литературы, праздники (праздник сказки, праздник детской книги).  В нашей школе фольклорный праздник «Прощай, Масленица» стал традиционным, интересно проходит праздник «День славянской письменности и культуры». Организовываются выставки  детских книг, рисунков).  Проводятся конкурсы  на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца, олимпиады, дни русского языка.

Активно на занятиях мы используем  цифровые технологии.

Мультимедийность  дает возможность вставить в задания  и видео звук,  что помогает лучше запомнить материал.

 Интерактивность  помогает включить  в активную работу одновременно всех учеников.

Увлекательно проходят игры с быстро меняющимися словарными словами для зрительного запоминания на интерактивной доске.

 Упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей  с автоматической проверкой.

    Мы создаем общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста, профили литературных героев, создаем хронологические ленты по история литературы.

    Отдельно хочу остановиться на подготовке учащихся к предметным олимпиадам. Мы разбираем олимпиады прошлых лет,  даем ребятам задания повышенной сложности, нестандартные задания,  разбираем задания ,обращенные к истории языка и находим параллели с другими языками. В младших классах  организуем  игры и викторины, в средних – выпуск стенгазет, в старших –КВН и проекты.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование  по русскому языку в нашей школе проводится в тесной связи с внеклассной работой по литературе, а также с другими предметами в школе. Особенно тесно в современном мире взаимодействуют языки и информационные технологии. Строится это взаимодействие   на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку в школе. Роль этой работы особенно важна еще и потому, что русский язык – это важнейший предмет для всех учащихся нашей школы и чем интереснее он изучается, тем больший результат будет у учащихся при итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".

Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках русского языка и литературы

Поиск новых форм и методов организации обучения породил новый термин - "современный урок". Активные методы обучения помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивают...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"  8 кл...