Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.
статья по русскому языку

   Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_rezultatov_.doc730.5 КБ
Microsoft Office document icon analiz_rezultatov_.doc730.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ  затруднений и пути решения проблем.

   Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

  В приведённой ниже таблице представлены результаты итогового собеседования, показанные учащимися филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Илимская ООШ»  за 2019-2021 учебные годы.

Учебный год

Процент успеваемости

Лучший результат из максимальных 20 б.

Средний балл по ОУ

2018-2019

100

19

14,8

2019-2020

100

19

15,9

2020-2021

100

18

13,4

Далее представлена диаграмма, свидетельствующая о среднем балле по ИС в разрезе образовательных учреждений  ШГО  в 2021 году.

Анализируя результаты, нетрудно отметить, что средний балл на ИС учащихся Илимской ООШ ежегодно нестабилен или в 2021 году немного ниже (13,4), чем средний по муниципалитету (13,9). Данный показатель в этом году объясняется  «пополнением» 9 класса 50% учащимися, ранее обучающимися в других ОУ на территории ШГО и Свердловской области (временно до получения аттестата проживающими в СРЦ для несовершеннолетних и прибывших в 1-м полугодии 9 класса с неудовлетворительными отметками по большинству предметов и низким уровнем учебной мотивации). Для данной группы обучающихся сам факт получения зачёта на ИС (10 баллов) уже является высоким достижением, а для учителя полученным результатом от проведённой им работы по подготовке учащихся к итоговому собеседованию.

   Предлагаемые разработчиками заданий ИС тексты обычно не сложны для восприятия, лишь  некоторые учащиеся испытывают  затруднения при чтении, чаще всего интонация соответствуют  пунктуационному оформлению текста. Наибольшие затруднения у обучающихся вызывает пересказ прочитанного текста. Анализ устных ответов показал, что девятиклассники, передавая содержание текста, часто искажали его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными, встречались также пропуски микротемы. Это говорит о том, что обучающимися недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Типичной ошибкой явилось неумение использовать способы цитирования (прямую и косвенную речь, вводные слова) при включении высказывания, 35 – 40 %  обучающихся обычно затрудняются построить свое речевое высказывание логично и последовательно.

   Исходя из испытываемых учащимися затруднений, у меня сложилась своя система подготовки и краткие рекомендации, которые помогут им и педагогам достичь на ИС более высоких результатов.

   Считаю, что методика подготовки  к ИС должна следовать определённым  принципам:

     1.  Системность

  1. Алгоритмизация
  2. Обучение правилам устной речи
  3. Обучение контролю времени
  4. Отслеживание собственных результатов
  5. Регулярное проведение устных ответов, соответствующих основным  элементам итогового собеседования

   Обучение устному высказыванию начинаю в 5 классе и провожу систематически, в течение всего обучения русскому языку. На подготовку к каждому заданию на ИС испытуемому предлагается 1-2 минуты, поэтому обучаю правильно распределять это время в зависимости      от  задания. Поскольку итоговое собеседование оценивает индивидуальные достижения обучающегося, отслеживаю его собственные результаты безотносительно к достижениям одноклассников.  Предлагаю  обучающемуся записывать на цифровой носитель его ответы и анализировать их дома вместе с родителями.

   При выполнении 1-го задания  для многих учащихся встреча с инициалами известных деятелей и их достижениями на собеседовании происходит первый раз, и поэтому частыми являются искажения слов и орфоэпические ошибки, хотя в текстах над инициалами стоит ударение. Поэтому использую на уроке комплексные упражнения, направленные на развитие орфоэпических умений: обращение к школьным орфоэпическим словарям, а также упражнения, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок. Провожу пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика).

     Для успешного выполнения 2-го задания учащимся необходимо знать особенности создания текстов, описывающих деятельность человека. Знание их структуры позволяет прогнозировать содержание читаемого текста. Чтобы сформировать умение не упустить содержание каждой микротемы, использую на уроке при подготовке к ИС  приём «Текст = схема», что позволяет учащимся также быстро и целенаправленно понять текст. Предлагаю  своим коллегам знакомить детей с биографиями известных личностей, имеющих достижения в различных областях человеческой жизни (на уроке, классном часе, общешкольном мероприятии и т.д.).

Для уместного включения цитаты в текст предлагаю учащимся  проанализировать содержание высказывания и сравнить его с содержанием каждой микротемы, применить знакомые способы цитирования (каждому выдаю памятку-подсказку).

    Тематическое устное высказывание (3-е задание) всегда вызывает затруднение у учащихся, т.к. многие из них имеют недостаточный либо крайне бедный словарный запас, не могут создать и  логично построить монологическое высказывание не менее 10 предложений.  Обучение монологическому высказыванию представляет собой довольно сложную задачу: задание по сути представляет собой 3 разных вида  заданий с разными типами речи. На самом деле учебники по русскому языку уже содержат массу заданий, ориентирующих ученика на подготовку к этому виду заданий. Так, начиная с 5 класса, учащиеся регулярно пишут сочинения по картине. Остается только предложить им проговорить эскиз текста на уроке подготовки к сочинению. Полезным для учащихся является используемый мною приём 4*3=12 (выбирается 4 предмета с фото, на каждый составляется 3 предложения + вступление и заключение). Повествованию  обучаю на примере имеющихся событий школьной жизни, из жизни семьи («Школьная перемена», «Поход в лес», «Выходной день», «Путешествие всей семьёй» и т.п.). Предлагаю использовать слова – связки: однажды…, сначала…, потом…, далее…, затем…, после этого…, в итоге…  Обучение рассуждению строю по итогам изучения того или иного произведения, либо исходя из сложившихся спорных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками, родителями или учителями, задавая обучающимся вопросы, не имеющие однозначного или очевидного ответа («Можно ли обойтись без отметок в школе?», «Каким должен быть твой друг?», «Почему возникают конфликты с родителями?» и т.д.)

    4-е задание ИС – это участие в диалоге по теме монологического высказывания. Обучение ответам на вопрос собеседника выстраиваю в той же логике, что и обучение созданию монологического рассуждения. Кроме этого, считаю важным научить детей давать полные ответы на поставленный вопрос, так как часто из - за непонимания вопроса или по каким-либо психологическим причинам они дают односложные ответы. И тогда уже многое зависит от принимающего ИС собеседника, который должен уметь задать стимулирующие высказывание вопросы. Для достижения более высоких результатов использую следующие упражнения:

Упражнение «Интервью»

Вопросы учителю задают дети.

Перечень вопросов

– Получали вы когда-нибудь двойки?

– Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?

– Чем вы гордитесь?

– Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.

 Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Она  дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После ответов учителя на заданные вопросы учащиеся чувствуют, что предполагаемый учитель – собеседник на ИС – это тоже человек со своим определённым внутренним миром, и его не надо бояться.

Упражнение «Откровенно говоря»
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь, когда…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Главная причина, по которой мне нравится быть в этом классе, - это…
Мое самое страшное воспоминание…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….

Упражнение проводится на индивидуальных и групповых консультациях во во внеурочное время (учащийся тянет билет с началом высказывания и через 2 минуты воспроизводит 4-5 предложений по данной теме) и способствует снятию психологического напряжения перед диалогом с собеседником.
   Считаю, что перечисленные выше  приёмы подготовки к итоговому собеседованию позволяют мне удерживать стабильность результатов учащихся (независимо от контингента) и будут использоваться учителями, работающими в данном направлении.




Предварительный просмотр:

Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ  затруднений и пути решения проблем.

   Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседования проверяет коммуникативную компетенцию – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

  В приведённой ниже таблице представлены результаты итогового собеседования, показанные учащимися филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45» - «Илимская ООШ»  за 2019-2021 учебные годы.

Учебный год

Процент успеваемости

Лучший результат из максимальных 20 б.

Средний балл по ОУ

2018-2019

100

19

14,8

2019-2020

100

19

15,9

2020-2021

100

18

13,4

Далее представлена диаграмма, свидетельствующая о среднем балле по ИС в разрезе образовательных учреждений  ШГО  в 2021 году.

Анализируя результаты, нетрудно отметить, что средний балл на ИС учащихся Илимской ООШ ежегодно нестабилен или в 2021 году немного ниже (13,4), чем средний по муниципалитету (13,9). Данный показатель в этом году объясняется  «пополнением» 9 класса 50% учащимися, ранее обучающимися в других ОУ на территории ШГО и Свердловской области (временно до получения аттестата проживающими в СРЦ для несовершеннолетних и прибывших в 1-м полугодии 9 класса с неудовлетворительными отметками по большинству предметов и низким уровнем учебной мотивации). Для данной группы обучающихся сам факт получения зачёта на ИС (10 баллов) уже является высоким достижением, а для учителя полученным результатом от проведённой им работы по подготовке учащихся к итоговому собеседованию.

   Предлагаемые разработчиками заданий ИС тексты обычно не сложны для восприятия, лишь  некоторые учащиеся испытывают  затруднения при чтении, чаще всего интонация соответствуют  пунктуационному оформлению текста. Наибольшие затруднения у обучающихся вызывает пересказ прочитанного текста. Анализ устных ответов показал, что девятиклассники, передавая содержание текста, часто искажали его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными, встречались также пропуски микротемы. Это говорит о том, что обучающимися недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Типичной ошибкой явилось неумение использовать способы цитирования (прямую и косвенную речь, вводные слова) при включении высказывания, 35 – 40 %  обучающихся обычно затрудняются построить свое речевое высказывание логично и последовательно.

   Исходя из испытываемых учащимися затруднений, у меня сложилась своя система подготовки и краткие рекомендации, которые помогут им и педагогам достичь на ИС более высоких результатов.

   Считаю, что методика подготовки  к ИС должна следовать определённым  принципам:

     1.  Системность

  1. Алгоритмизация
  2. Обучение правилам устной речи
  3. Обучение контролю времени
  4. Отслеживание собственных результатов
  5. Регулярное проведение устных ответов, соответствующих основным  элементам итогового собеседования

   Обучение устному высказыванию начинаю в 5 классе и провожу систематически, в течение всего обучения русскому языку. На подготовку к каждому заданию на ИС испытуемому предлагается 1-2 минуты, поэтому обучаю правильно распределять это время в зависимости      от  задания. Поскольку итоговое собеседование оценивает индивидуальные достижения обучающегося, отслеживаю его собственные результаты безотносительно к достижениям одноклассников.  Предлагаю  обучающемуся записывать на цифровой носитель его ответы и анализировать их дома вместе с родителями.

   При выполнении 1-го задания  для многих учащихся встреча с инициалами известных деятелей и их достижениями на собеседовании происходит первый раз, и поэтому частыми являются искажения слов и орфоэпические ошибки, хотя в текстах над инициалами стоит ударение. Поэтому использую на уроке комплексные упражнения, направленные на развитие орфоэпических умений: обращение к школьным орфоэпическим словарям, а также упражнения, направленные на выявление и анализ собственных орфоэпических ошибок. Провожу пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивание образцов чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика).

     Для успешного выполнения 2-го задания учащимся необходимо знать особенности создания текстов, описывающих деятельность человека. Знание их структуры позволяет прогнозировать содержание читаемого текста. Чтобы сформировать умение не упустить содержание каждой микротемы, использую на уроке при подготовке к ИС  приём «Текст = схема», что позволяет учащимся также быстро и целенаправленно понять текст. Предлагаю  своим коллегам знакомить детей с биографиями известных личностей, имеющих достижения в различных областях человеческой жизни (на уроке, классном часе, общешкольном мероприятии и т.д.).

Для уместного включения цитаты в текст предлагаю учащимся  проанализировать содержание высказывания и сравнить его с содержанием каждой микротемы, применить знакомые способы цитирования (каждому выдаю памятку-подсказку).

    Тематическое устное высказывание (3-е задание) всегда вызывает затруднение у учащихся, т.к. многие из них имеют недостаточный либо крайне бедный словарный запас, не могут создать и  логично построить монологическое высказывание не менее 10 предложений.  Обучение монологическому высказыванию представляет собой довольно сложную задачу: задание по сути представляет собой 3 разных вида  заданий с разными типами речи. На самом деле учебники по русскому языку уже содержат массу заданий, ориентирующих ученика на подготовку к этому виду заданий. Так, начиная с 5 класса, учащиеся регулярно пишут сочинения по картине. Остается только предложить им проговорить эскиз текста на уроке подготовки к сочинению. Полезным для учащихся является используемый мною приём 4*3=12 (выбирается 4 предмета с фото, на каждый составляется 3 предложения + вступление и заключение). Повествованию  обучаю на примере имеющихся событий школьной жизни, из жизни семьи («Школьная перемена», «Поход в лес», «Выходной день», «Путешествие всей семьёй» и т.п.). Предлагаю использовать слова – связки: однажды…, сначала…, потом…, далее…, затем…, после этого…, в итоге…  Обучение рассуждению строю по итогам изучения того или иного произведения, либо исходя из сложившихся спорных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками, родителями или учителями, задавая обучающимся вопросы, не имеющие однозначного или очевидного ответа («Можно ли обойтись без отметок в школе?», «Каким должен быть твой друг?», «Почему возникают конфликты с родителями?» и т.д.)

    4-е задание ИС – это участие в диалоге по теме монологического высказывания. Обучение ответам на вопрос собеседника выстраиваю в той же логике, что и обучение созданию монологического рассуждения. Кроме этого, считаю важным научить детей давать полные ответы на поставленный вопрос, так как часто из - за непонимания вопроса или по каким-либо психологическим причинам они дают односложные ответы. И тогда уже многое зависит от принимающего ИС собеседника, который должен уметь задать стимулирующие высказывание вопросы. Для достижения более высоких результатов использую следующие упражнения:

Упражнение «Интервью»

Вопросы учителю задают дети.

Перечень вопросов

– Получали вы когда-нибудь двойки?

– Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?

– Чем вы гордитесь?

– Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.

 Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу открытости и честности. Она  дает соответствующий эффект особенно в том случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После ответов учителя на заданные вопросы учащиеся чувствуют, что предполагаемый учитель – собеседник на ИС – это тоже человек со своим определённым внутренним миром, и его не надо бояться.

Упражнение «Откровенно говоря»
Мой самый большой страх – это…
Я не доверяю людям, которые…
Я сержусь, когда кто-то…
Я в самом деле очень не люблю в себе…
Я печалюсь, когда…
Я хотел бы, чтобы мои родители знали…
Главная причина, по которой мне нравится быть в этом классе, - это…
Мое самое страшное воспоминание…
В этом классе я чувствую себя наиболее комфортно с …, потому что….

Упражнение проводится на индивидуальных и групповых консультациях во во внеурочное время (учащийся тянет билет с началом высказывания и через 2 минуты воспроизводит 4-5 предложений по данной теме) и способствует снятию психологического напряжения перед диалогом с собеседником.
   Считаю, что перечисленные выше  приёмы подготовки к итоговому собеседованию позволяют мне удерживать стабильность результатов учащихся (независимо от контингента) и будут использоваться учителями, работающими в данном направлении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Пути решения проблем преемственности в современной школе

Советы родителям, основные формы и методы организации образовательного пространства на уроках географии....

Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....

Татарский театр на пути решения проблем нации

Мингалиева Л. Татарский театр на пути решения проблем нации / Мингалиева Л. // Диалог культур: русско-татарские взаимосвязи: Материалы круглого стола Международной научно-практической конференци...

Пути решения проблем воспитания подростков

ТЕКСТ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ...

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Устное итоговое собеседование

Варианты устного итогового собеседования в 9 классе...