РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
статья по русскому языку (6 класс)

Кралина Зинаида Алексеевна

В статье рассматривается вопрос поиска методов, средств и форм современного обучения, которые помогают решить проблемы в обучении, которые направлены на то, чтобы вырастить детей грамотными, любящими и знающими свой язык.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.

З. А. Кралина

КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»

e-mail: kralina.zinaida@mail.ru

В статье рассматривается вопрос поиска методов, средств и форм современного обучения, которые помогают решить проблемы в обучении, которые направлены на то, чтобы вырастить детей грамотными, любящими и знающими свой язык.

Ключевые слова: мышление; речь; язык; результат; развитие.

Работа с детьми по изучению русского языка и литературы требует от учителя большого личного опыта работы в школе, внедрения эффективных форм и методов обучения. Ведь учебная деятельность рассматривается как массовая форма активности ученика, направленная на самоизменение, на удовлетворение потребности в знаниях, расширяющих интеллектуальные возможности личности.

30 лет я работаю в школе. Создание развивающей среды в Борисоглебском кадетском корпусе организовано на диагностической основе. Чтобы знать, что нужно воспитанникам для дальнейшей жизни в первую очередь, учителя совместно с психологом проводят серьезные исследования: чему они уже научились, что умеют делать с точки зрения жизненно важных умений и навыков, каким объёмом знаний они владеют, какие пробелы в знаниях имеют, а затем делают вывод, чему нужно учить каждого ребёнка в соответствии  с уровнем его развития, возрастом и личными потребностями, выбирать такие формы и методы преподавания предмета, которые соответствуют современному уровню преподавания.

Методов, средств и форм современного обучения множество, важно найти и выбрать те, которые помогают решить проблемы в обучении, те, которые направлены на то, чтобы вырастить детей грамотными, любящими и знающими свой язык. Учитель должен работать творчески.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества и комфорта. Вот почему я постоянно думаю, как построить учебный процесс, чтобы мои ученики проявили живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, я хотела бы развивать у своих учеников творческое мышление. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве.

Творческое и критическое мышление что это? Может ли школа научить творческому мышлению?

На уроках русского языка по технологии развития критического мышления через чтение и письмо я провожу следующие виды работы: работа с информационным текстом, взаимное обучение, урок-исследование, работа с художественным текстом, письмо (обучение написанию текстов – эссе, презентаций, эссе, докладов), дискуссия (риторика).

Характерными, устойчивыми чертами развитого критического мышления являются открытость новым идеям, оценочность, поиск вариативности, стремление к разностороннему осознанию, выбор точки зрения, позиции, склонность применять навыки критического мышления в жизни.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

появляется возможность совмещать отдельные дисциплины;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

формируется ориентация на самореализацию, разрабатывается индивидуальная технология обучения.

В технологии критического мышления есть три стадии:

1. Стадия вызова.

2. Стадия понимания новой информации.

3. Стадия рефлексии.

На первом этапе я создаю проблемную ситуацию, чтобы заставить своих учеников вспомнить свои знания по этой теме, ссылаясь на собственный опыт. Основываясь на теории метода развития критического мышления, я использую эту информацию на практике. Поскольку этот этап состоит из двух элементов – мозгового штурма и создания кластера, в своей работе я постоянно провожу разминку, совместный поиск группового решения. Мы также учимся создавать кластеры.

В этом учебном году в пятом классе первые два урока я посвятила повторению материала начальной школы на тему «Система языка. Функция языка».

Все ответы, как верные, так и неверные, были записаны на доске. Ученикам был задан вопрос: все ли согласны с ответами?

1. На каком языке вы впервые сказали мама? Что знали тогда о языке?

2. Что возникает раньше: умение говорить на родном языке или знание о том, как он устроен? Для чего нужно изучать язык, если мы и так умеем говорить на нем?

3. Вы уже знаете многое о родном языке.  Как он устроен, давайте вспомним?

Напишите слово «язык» в центре листа. Что вы знаете об устройстве нашего языка? (каждый учащийся записывает в своей тетради все, что он помнит из начальной школы)

Затем детей объединила в группы с целью обсуждения следующих вопросов:

1) Как мы передаем отдельные мысли, когда разговариваем друг с другом?

2) Из каких единиц состоят предложения?

3) Если слово разделить на значимые части, что получится?

4) Значимая часть слова дальше уже не делится, какая единица из нее вычленяется?

Детей знакомлю с правилами обсуждения в группе: выслушать различные мнения, если таковые есть, записывайте, если сомневаетесь, помечайте знаком вопроса.

В результате групповой работы дети составляют кластер. За этим этапом следует знакомство с новой информацией.

Важной стадией урока является знакомство с новой информацией. Мною используется   прием работы с текстом -инсерт. Инсерт – это, когда ученики отмечают значками то, что им известно, что является неожиданным, интересным или противоречит их представлениям, о чем более подробно хочется узнать. После прочтения текста учебника в пятом классе на уже знакомую тему «Система языка. Функции языка» обучающиеся знакомятся с титульным листом и авторами учебника. Обращаю их внимание на графические обозначения, принятые в учебнике.

На стадии осмысления мы работаем с текстом. Веду беседу с учениками:

- Из чего состоит язык. (Он состоит из предложений, слов, морфем, звуков).

- Прочтите любой текст.

- Какова роль предложения? (Предложение передаёт мысль.)

- Какова роль слова? (Слово называет. Все в мире можно назвать.)

- А звуки? Зачем нужны звуки? (Без них не было бы ничего: ни предложений, ни слов, ни морфем. Для восприятия единицы языка.

-Прочитайте про себя текст, сделайте пометки карандашом. Заполните таблицу с графами: «V», «+», «-», «?», используя при этом ключевые слова и фразы. («V» - знал(а); «+» - новое, «-» - вызывает сомнения, «?» - «толстые» и «тонкие» вопросы по ходу чтения.)

1. Приведу пример беседы с классом. (Стадия рефлексии)

Обращаюсь к классу:

- Что из прочитанного уже было вам известно, что оказалось новым, с чем вы не согласны (если да, то почему? Что вызвало сомнение? Как вы можете доказать свою точку зрения?

Кадет 1. Я сомневаюсь, что все в мире можно назвать. Однажды я поссорился с другом, очень переживал, у меня «болела душа».

Кадет 2. Думаю, что ты просто не можешь подобрать точное слово, чтобы назвать, описать свое чувство, состояние.

Учитель. Давайте поможем кадету.

Кадеты предлагают разные варианты слов. (Досада, обида, злость, недовольство собой, разочарование).

Учитель. Хорошо, молодцы, что умеете сомневаться. Давайте озвучим "толстые" вопросы и попробуем использовать новую информацию, чтобы ответить на них.

После этого следует групповая работа, где дети читают тесты учебников. («Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу» «Язык позволяет думать людям», «Язык позволяет действовать»). Затем, через пять минут, мы обсуждаем и делаем выводы, и дополняем новыми связями наш кластер.

Урок-письмо

Я думаю, каждый учитель согласится со мной, как трудно научить детей писать сочинения. Одной из главных задач учителя во все времена было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.

Приведу пример в виде тезисов урока по развитию речи на тему «Сочинение-описание состояния окружающей среды и человека».

На этом уроке (речевая разминка) дети читают стихотворения любимых поэтов о весне. (Звучали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.С. Пушкина.) После прочтения мы определили основную тему, выделили лексические, образные, морфологические, синтаксические средства. Основная мысль – это обновление в природе весной. А затем вспомнили несколько прозаических тестов (отрывки из рассказа И.Соколова-Микитова «Весна в лесу» и М. Пришвина «Времена года»).

Я предложила ребятам вспомнить самое яркое событие жизни, связанное с путешествием. А на дом они получили задание – написать сочинение, в содержании которого необходимо описать состояние природы и свое настроение, пользуясь опорной схемой.

Каковы результаты? Слабым и средним ученикам оказали помощь родители, которые помогли найти описание природы в художественных произведениях, другие – написали воспоминания и впечатления не свои личные, а своих родителей. Проверив и проанализировав работы учеников, я задумалась: научил ли данный урок детей писать сочинение?

Так нужно ли знакомить обучающихся с наилучшими образцами описаний природы, человека? Разумеется, но не на первом этапе написания сочинения.

Приведу пример технологической карты урока по технологии развития критического мышления: стадия вызова, стадия понимания новой информации, стадия рефлексии.

Запись своих мыслей, составление чернового текста, правка, публикация

На уроке учащиеся сидят полукругом, предлагаю поудобнее сесть и закрыть глаза.

Вспомните любой уголок природы, близкий и дорогой вашему сердцу, в любимое время года. Напишите сочинение об этом уголке. Представьте мельчайшие детали, подумайте об этом месте, вспомните настроение и чувство, которое охватывает вас, когда вы там.

Стадия осмысления. Составление черновика текста, редактирование.

Учитель. В течение десяти минут сосредоточьтесь, свободно пишите о том, что вы только что вспомнили. Это означает, что вы должны постоянно писать на выбранную тему. Старайтесь писать без остановки, не исправляя написанного, не выясняя, правильно ли вы выбрали слова. То есть в течение десяти минут, пока вы пишете, не оценивайте написанное, фиксируя то, что приходит на ум. Переходите от общего к частному, вглядывайтесь в детали, чувствуйте, слушайте, смотрите.

Если вам это сложно, попытайтесь написать пятистишие (синквейн).

Пример:

Солнце-Яркое и тёплое.

Греет, радует и вдохновляет.

Это время, когда оживаешь!

Пробуждение.

На этапе правки детей не должны беспокоить орфография, почерк или грамматика.

Этап правки. Каждый ученик работает самостоятельно, если текст содержит что-то личное или в паре.  Возможные вопросы для работы в парах:

- Послушай мое начало. Можно ли написать лучше?

Обучающиеся пишут исправленные варианты своих сочинений. Данная технология помогает тому, кто хочет научиться писать рассказы, пьесы, стихи и другие произведения различных жанров, даёт возможность это делать регулярно, это обучение письму на лучших образцах, даёт возможность делиться с одноклассниками, вырабатывать привычку править текст, рассчитывать на помощь других.

Время работы по данной технологии позволило мне сделать вывод и увидеть заметные изменения в уровне развития моих учащихся, в их личном самосовершенствовании, формировании положительных эмоций. Теперь дети умеют выявлять и собирать нужную информацию, у многих значительно увеличился словарный запас, у старшеклассников повысилось стремление к анализу и самоконтролю своих действий. Мои ученики являются победителями Всероссийских конкурсов сочинений и творческих работ ( Гущин Сергей – победитель Всероссийского конкурса «Юные таланты Отчизны»в номинации журналистика «Боем испытан», Прохорец Анатолий – победитель Всероссийского конкурса «Юные таланты Отчизны» в номинации журналистика «Отцы и дети» в 2020-2021 учебном году.)

Технология критического мышления, нацеленная на развитие интеллектуальной, коммуникативной, нравственно-эмоциональной сфер обучающихся, помогает, прежде всего, становлению личности. Вот некоторые выдержки из анкетирования моих учеников. «Я могу участвовать в творческих мероприятиях, собрать нужные сведения» (Кравцова София). «Я сочиняю истории, стихи, могу контролировать свои поступки» (Лябин Никита). «Я могу оценить работу своего класса, свои возможности, успехи, неудачи, ситуацию» (Лаврентьев Артем). «Я свободен в выборе друзей, в свои чувствах, мыслях, поступках» (Щербаков Максим).

Ответы обучающихся свидетельствуют об осмыслении своих умений, навыков, личностных качеств, своей полезности и необходимости для других людей. Мои ученики понимают цель обучения в школе, у них повышается учебная мотивация. Но самое важное, как мне кажется, конечный результат.

За последние 3 года из 45 выпускников 40 поступили в высшие учебные заведения, а 37- в высшие военные училища. Наши кадеты являются победителями и призерами различных Всероссийских конкурсов и фестивалей: «Юные таланты Отчизны», «Кадеты Отечества», «Служу России». И в этом не последнюю роль сыграла технология критического мышления, которую с успехом применяю в своей деятельности я и коллектив нашей школы.

Список литературы

  1. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1974.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
  3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. М.: БОНФИ, 2002.

Кралина Зинаида Алексеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус», город Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

Групповая работа в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща. Прием: Чтение, суммирование, прочитанного в парах.

Методическая разработка по теме "Групповая работа в рамках технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Обучение сообща....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...