Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Филинова Елена Святославовна

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует стандартам ФГОС. Подробно расписаны этапы урока, цели, задачи, УУД, деятельность учителя и учащихся, есть карта самооценки учащихся в конце урока и приложение к уроку с таблицами и текстом для анализа. Подробно просчитано время каждого этапа урока. Возможно использование презентации для наглядного представления заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филинова Елена Святославовна

Учитель русского языка и литературы

«МБОУ «СОШ №2 им. Героя РФ А.В. Воскресенского»

г. Сосновый Бор

Урок русского языка

 Тема: «Причастие как часть речи»

Урок проведен в 7 классе

Дата проведения: 23 сентября 2020 года

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС

«Причастие как часть речи» (7 класс)

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Образовательные:

  • определить совместно с учащимися, что такое причастие;
  • обратить внимание на роль причастий в предложении;
  • формировать умение отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

  • развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;
  • способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

  • формировать потребности к новым знаниям;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, раздаточный материал, словари

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, подготовленная учителем

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать морфологические и синтаксические признаки причастий.

Уметь находить причастия, определять вид, образовывать причастия от глаголов.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: 

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД) Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД) 

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

Методы и формы обучения: наблюдение за языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

I.Мотивация к учебной деятельности (Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха). 2 мин.

Приветственное слово учителя. Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.

- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация. 2 мин.

(Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность).

- Прочитайте слова, записанные на слайде  (Слайд 2). 

Увлекательный, пишущий, рисовать, осень, красивая, рисующий, прочитанная, веник, закрытый, подарил. 

-Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают)

Учащиеся выполняют задание, выписывают слова по группам.

 - Кто знает, к какой части речи относятся слова ПИШУЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ.

III. Постановка учебной задачи. 5 мин

(Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока)

Учитель предлагает задание: - Отгадайте ребус (Слайд 3). Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») (Слайд 4)

- С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока.

- Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы попытаемся выяснить, как оно выглядит (определение);

чем отличается от других частей речи (морфологические признаки),

как использовать в речи.

- Какие цели можем поставить?

Учащиеся ставят цели, формулируют тему урока (Слайд 5). 

Цели урока:

- уметь давать определение; - находить в тексте;

- научиться правильно употреблять в речи;

- выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

(Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы)

Учитель контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного.

Демонстрирует слайд  с таблицей «Причастие как часть речи» (Слайд 6-7)

- Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие. Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия.

Учитель предлагает провести мини-исследование:

Работа с текстом (в парах)

1. Исследование текста. 10 мин.

На столе у каждого распечатанный текст (см. Приложение).

      Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение.

Жезл (какой?) украшенный, волосы (какие?) струящиеся, плащ (какой?) украшенный, ноги (какие?) одетые, скамеечке (какой?) поддерживаемой.

Работа в группах:

-1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова.

-2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю.

Учитель контролирует выполнение работы.

Ответы учащихся:

1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж)

2.ПРИЧАСТИЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие" < "причастность". В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени, так и глаголу)

В ходе выполнения работы учитель предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения, вместе с учащимися делает вывод.

V. Первичное закрепление. 3 мин.

(Цель: развивать умения применять новые знания)

Учитель организует фронтальную работу. Контролирует правильные ответы учащихся.

1. Что такое причастие?

2. На какие вопросы отвечает причастие?

3. Какие признаки глагола имеет причастие?

4. Какие признаки имени прилагательного имеет причастие?

Ученики отвечают на вопросы, демонстрируя первичное усвоение материала.

VΙ. Самостоятельная работа. 15 мин.

(Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет).

 Работа в группах (Слайд 8):

 1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76.

2 группа выполняет задания по карточке.

 Задание: - образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;

 - выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие.

Составьте предложение с каждым причастием.

3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи».

Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений:

 1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.

 - Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости.

2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. - В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами.

3. На пороге дома я увидел кота, который вылизывал шерсть.- На пороге дома я увидел кота, вылизывающего шерсть.

Выполнение задания проверяется  после завершения работы ответом одного из представителей групп.

VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение  5 мин.

(Цель: обобщить, сделать выводы).

Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант», самостоятельно оценивают себя по ключу на слайде презентации (Слайды 9-10): 

согласен-1, не согласен-0

1.причастие – самостоятельная часть речи;

2. причастие образовано от глагола;

3. причастие бывает сов. в. и несов. в.;

4.причастие изменяется по лицам;

5.в предложении является обстоятельством;

6. обозначает признак предмета по действию.

Ключ в «Цифровому диктанту»:

101001

6-5 верных ответов  –«5»

4 верных– «4»

3 верных ответа - «3»

VΙΙΙ. Рефлексия (Слайд 11) 2мин.

(Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса)

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их содействия, в карте эмоционального состояния оценивают свою работу на уроке (см. Приложение).

ΙΧ. Домашнее задание (Слайд 12) 1 мин.

Учитель предлагает для домашней работы дифференцированное задание: П.12-выучить правило, выполнить упр.77 из учебника русского языка или из учебника литературы для 7 класса выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия,  определить их вид и время.

Ученики слушают и выбирают вариант выполнения домашнего задания

Используемая литература:

1. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.

2. Г.В. Цветкова. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 2. ФГОС. – Волгоград:  «Учитель», 2016

3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-2-е изд. Перераб.- М.: ВАКО,2014

 Интернет-ресурсы:

http:// www.uroki.net

http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1

https://claw.ru/book11/018.htm

Приложение 1

ребусыребусы

ребусы


ребусы + Т

ребусы

Приложение2

ПРИЧАСТИЕ

Общее грамматическое значение

Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета по действию во времени, отвечает на вопросы какой? (что делающий? что сделавший?)

Морфологические признаки: 1) признаки прилагательного у причастия

 изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым словом: летящий (м.р., ед.ч., им. п.)

 самолёт прочитанными (мн. ч., тв. п.)

книгами  страдательные причастия имеют полную и краткую формы: прочитанный – прочитан

2) признаки глагола у причастия

 имеют вид того глагола, от которого они образованы:

прыгать (нес. в.) – прыгавший (нес. в.) прыгнуть (сов. в.) – прыгнувший (сов. в.)

 имеют формы настоящего и прошедшего времени:

толкающий (наст. вр.) – толкавший (прош. вр.)

 возвратные и невозвратные:

одевающий (невозвр.) – одевающийся (возвр.)

Синтаксическая роль

Определение; краткое причастие – сказуемое:

Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.

Действительные причастия настоящего времени

Глаголы

Суффиксы действительных причастий наст. вр.

Действительные причастия настоящего времени настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени

несовершенного вида переходные и непереходные

спряжение

несут

 работают улыбаются

I

-ущ- (-ющ-)

несущий работающий улыбающийся

дышат

 красят

II

-ащ- (-ящ-)

дышащий

красящий

Действительные причастия прошедшего времени

Неопределённая форма глагола

Суффиксы действительных причастий прошедшего времен

Действительные причастия прошедшего времени

строить засеять расколоться

-вш-

строивший засеявший расколовшийся

нести

-ш-

нёсший

Страдательные причастия настоящего времени

        Глаголы

Суффиксы страдательных причастий наст. вр.

Страдательные причастия настоящего времени

переходные несовершенного вида наст. вр.

спряжение

читают ведут

I

-ем- (-ом-)

читаемый ведомый

гонят

II

-им-

гонимый

Страдательные причастия прошедшего времени

Глаголы переходные совершенного и несовершенного вида

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени

прочитать

читать

-нн-

прочитанный

читанный

увидеть

 построить

решить

принести

-енн- (-ённ-)

увиденный

построенный

решённый

принесённый

понять сжать

-т-

понятый

сжатый

Таблица образования причастий

        

Глаголы

Причастия

Морфолог-ие признаки

Настоящего времени

Прошедшего времени

действительные

страдательные

действительные

страдательные

Сов. вида, переходные

-

-

+

+

Сов. вида, непереходные

-

-

+

-

Несов. вида, переходные

+

+

+

+

Несов. вида, непереходные

+

-

+

-

Приложение 3

    Текст  для исследования:

     Величаво восседал Зевс на своём роскошном троне. В правой руке он держал маленькую фигурку крылатой богини Ники, которая, казалось, только что слетела с вершины Олимпа. Левой рукой он опирался на жезл, украшенный фигурой священного орла. На голове Зевса сиял золотой венец из ветвей масличного дерева. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо. Через обнажённый торс был перекинут золотой плащ, украшенный изображениями лилий, звёзд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами.

Группа 2:

-образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться;

 - выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие.

Составьте предложение с каждым причастием.

Группа 3:

Составить пары предложений:

 1. Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости.

 2. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами.

3. На пороге дома я увидел кота, который  вылизывал шерсть.

Приложение 4

Карточка эмоционального состояния

Дата __________________________

Заполните карточку значками:

Ο – да,                   Δ – нет,                  - затрудняюсь ответить.

На уроке мне было интересно        

Я чувствовал (а) себя комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешен (успешна)        

Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен

Особое мнение, впечатление:_______________________________________________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье сентября Классная работа «???????»

Слайд 2

Прочитайте слова. Как можно их сгруппировать? Увлекательный, пишущий, рисовать, осень, красивая, рисующий, прочитанная, веник, закрытый, подарил.

Слайд 3

+ Т

Слайд 4

Тема урока: «Причастие как часть речи»

Слайд 5

Цель: 1) уметь… 2) находить в … 3) научиться правильно … 4) выяснить…

Слайд 8

Работа в группах: 1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.76. 2 группа: выполняет задания по карточке 3 группа : работают с модулем «Употребление причастий в речи».

Слайд 9

«Цифровой диктант» согласен-1, не согласен-0 1.причастие – самостоятельная часть речи; 2. причастие образовано от глагола; 3. причастие бывает сов. в. и несов. в.; 4.причастие изменяется по лицам; 5.в предложении является обстоятельством; 6. обозначает признак предмета по действию.

Слайд 10

Ключ к «Цифровому диктанту»: 101001 6-5 верных ответов –«5» 4 верных– «4» 3 верных ответа - «3»

Слайд 11

Рефлексия

Слайд 12

Домашнее задание: П.12-выучить правило, выполнить упр.77 или из учебника литературы для 7 класса выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, определить их вид и время.

Слайд 13

Используемая литература: 1. Русский язык.7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013. Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. 2. Г.В. Цветкова. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др. Часть 2. ФГОС. – Волгоград: «Учитель», 2016 3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-2-е изд. Перераб.- М.: ВАКО,2014 Интернет-ресурсы: http :// www . uroki . net http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&enter=1 https://claw.ru/book11/018.htm

Слайд 14

МБОУ «СОШ №2 им. Героя РФ А.В. Воскресенского» г. Сосновый Бор «Причастие как часть речи» 7 класс Презентацию подготовил Учитель русского языка и литературы Филинова Е.С .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"

Презентация по теме "Глагол как часть речи"....

Урок русского языка "Причастие как часть речи"

Урок русского яыка по теме "Причастие как частья речи" с презентацией (1-й урок в теме)...

Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых является умение моделировать пр...