Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"
учебно-методический материал по русскому языку (8, 9 класс)

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помогают ненавязчиво подготовить детей к устному и письменному экзаменам по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                          «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»                                             Октябрьского муниципального района Челябинской области

Мастер-класс

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Учитель русского языка и литературы                                                                               высшей категории                                                                                                                    Ю.Ю.Курова

с. Октябрьское, 2021

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;
  2. представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;
  3. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы

Этапы мастер-класса:

1. Организационный (1 мин.): вступительное слово мастера, деление на микрогруппы; постановка целей и задач мастер-класса.

2. Теоретическая часть (5-7 мин.): основные понятия темы и приёмы работы

3. Практическая часть (15 мин.): проведение «урока» с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4. Рефлексия (2-3 мин.): обсуждение результатов совместной деятельности.

План-конспект мастер-класса

1. Вступление (организационный этап)

        Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию м-к «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности». (Коллеги сидят произвольно, создав пары или тройки – будущие рабочие группы.) Предлагаю вашему вниманию приёмы работы с текстом на уроках русского языка, способствующие развитию функциональной грамотности.

2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Содержание понятия читательская грамотность  включает:  понимание  прочитанного,  рефлексию  (раздумья  о содержании  или  структуре  текста,  перенос  их  на  себя,  в  сферу  личного сознания)  и  использование  информации  прочитанного  (использование человеком  содержания  текста  в разных  ситуациях деятельности  и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной).

Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния  с  текстом).        

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

3. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.

Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.

Ответьте на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какова его идея?

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

Давайте проверим себя.

Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Географические названия

Названия памятных мест

Имя человека

Название награды

Канада

Нальчик

Днепрогэс

Кремль

Мамаев курган

Брестская крепость

Иван Порфирьевич Ковтуненко

Государственная премия

Или

Не относящиеся к российской действительности

Относящиеся к российской действительности

Канада

Нальчик, Днепрогэс, Кремль, Мамаев курган, Брестская крепость, И.П.Ковтуненко, Государственная премия

Обратите внимание на географические названия.

Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?

(Кана́да  — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)

 (На́льчик — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)

Обратите внимание на название памятных мест.

Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?

 (Днепрóвская гидроэлектростáнция  — крупная гидроэлектростанция на юг Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932 годах.)

 (Мама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.)

 (Брест, го́род-геро́й, — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.)

Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию серебристой ели)
  2. Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)

(коллективное обсуждение)

Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

  1. Серебристая ель из Нальчика совсем молода.
  2. Терпение и опыт селекционера Ивана Ковтуненко.
  3. Первая -  на Днепрогэс
  4. Ель - у памятников воинской славы и героического труда.

Что у вас получилось? (План)

Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.

За что же Иван Порфирьевич Ковтуненко был удостоен высокой награды, Государственной премии СССР?

Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?

4. Рефлексия

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России.

Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы

Интерпретация  и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

Оценка текста

Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

        Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?
  2. Всё ли вам было понятно?
  3. Со всеми ли заданиями вы справились?
  4. Полезной ли была эта деятельность?
  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях?

Спасибо за работу! (хлопаем в ладоши)

Список литературы

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / С.Г.Бархударов и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Пронина Е.П. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход / Е.П. Пронина, Г.Н. Тулузакова. Самара: Изд-во СГПУ, 2009.
  3. Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  4. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/16/statya-formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na
  5. Из опыта работы Куровой Ю.Ю.

Приложение 1

Маршрутный лист

  1. Прочитайте текст.

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

  1. Определите  тему и идею этого текста.

Тема ___________________________________________________________

Идея ___________________________________________________________

  1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.

  1. Определите микротему каждого абзаца.
  1. ________________________________________________________
  2. ________________________________________________________
  3. ________________________________________________________

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Мастер-класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» Автор - Курова Ю.Ю., урял Апрель, 2021г.

Слайд 2

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Слайд 3

Содержание понятия читательская грамотность понимание прочитанного рефлексия ( раздумье о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) и спользование информации ( использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной )

Слайд 5

Виды деятельности

Слайд 6

Какова тема текста? Какова идея текста?

Слайд 7

Найти имена собственные и сгруппировать ? ? ? ? ?

Слайд 8

Найти имена собственные и сгруппировать Географические названия Названия памятных мест Канада Нальчик Днепрогэс Кремль Мамаев курган Брестская крепость

Слайд 9

Какова тема текста? Какова идея текста?

Слайд 10

Определите микротему каждого абзаца … … …

Слайд 11

Определите микротему каждого абзаца Серебристая ель Терпение и опыт селекционера И.Ковтуненко Стоит ель у памятных мест

Слайд 12

За что же И.Ковтуненко удостоен высокой награды?

Слайд 13

Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?

Слайд 14

Рефлексия Поиск и извлечение информации Нашли имена собственные, сгруппировали Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы Интерпретация и интеграция текста Определили тему и идею текста Составили план текста Пересказали текст Оценка текста Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?» Использование информации из текста Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

Слайд 15

Особенности устной экзаменационной работы, связанные с текстом

Слайд 16

Особенности письменной экзаменационной работы, связанные с текстом

Слайд 17

Ожидаемые результаты Способность учащегося использовать навыки чтения и письма для получения необходимой информации; для сжатия информации, полученной из текста; для преобразования информации, полученной из текста, в другой текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Технология литературного салона на уроках немецкого языка как способ формирования читательской грамотности»»

В данной методической разработке представлен опыт работы с технологией литературного салона в виде теоретического обоснования и технологических карт занятий, рассматривается технология на уроках иност...

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"

Вашему вниманию предлагаются приёмы работы с текстом, которые формируют умения воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. Эти приёмы помог...

Работа с текстом В.А. Сухомлинского "Легенда о материнской любви" как способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа направлена на формирование читательской грамотности оюучающихся и на подготовку к сочинению-рассуждению 9.3....

Приёмы и способы формирования читательской грамотности

Для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной р...