ТРУДНЫЕ СЛОВА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Любовь Александровна Кирейшина

ТРУДНЫЕ СЛОВА-презентация с лексическими и орфографическими пояснениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trudnye_slova.ppt195.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРУДНЫЕ СЛОВА

Слайд 2

1. Навскидку Неправильно: на вскидку. Так и подбивает разделить слово на две части, но это ошибка. Оно отвечает на вопрос «Как?» и является наречием, потому пишется слитно. Но легче запомнить по синонимам, которые раздельно писаться не могут: примерно, произвольно.

Слайд 3

2. Абонемент Неправильно: абонимент. Почему‑то то тут, то там предлагают купить «абонимент». Действительно, в слове слышится злосчастная «и». Проверить написание никак нельзя, потому что лексема словарная. Но запомнить можно, если подобрать пароним‑рифму с буквой «е» — абонент. В обоих случаях букве «и» не место.

Слайд 4

3. Следующий Неправильно: следущий. Сложность возникает, потому что в устной речи букву «ю» не слышно. Чтобы не допустить ошибку, просто про себя проговаривайте: «Я следу ю — значит, следу ю щий».

Слайд 5

4. Будущий Неправильно: будующий. По тому же принципу, что и выше, легко запомнить написание этого слова: «Я буду — значит, будущий».

Слайд 6

5. Кардинальный Неправильно: кординальный, координальный. «Кардинальный» происходит« Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера — Кардинал от латинского слова cardinālis, что значит «главный». Буква «а» пишется и в том, и в другом случае.

Слайд 7

6. Бойкотировать Неправильно: байкотировать. Бойкот - слово из английского языка , в который оно вошло благодаря ирландскому управляющему имением Чарльзу Бойкоту (Charles Cunningham Boycott). Он был слишком требовательным, и в 1880 году земельные арендаторы отказались ему платить, объявив бойкот. Человек получил нелестную славу, а мы — букву «о» в этом слове .

Слайд 8

7. Гран‑при Неправильно: гранпри, гран при, гранд‑при. Для тех, кто знает французский язык, дефис может показаться здесь лишним. И даже ненужная «д» норовит затесаться. Потому что в оригинале выглядит оно так: grand prix. Но в данном случае заимствованное слово имеет два корня: -Гран- и -при- . В иностранном языке каждый из них может существовать самостоятельно, в русском Гран‑при является сложным словом. Потому что составлено из двух корней, и между ними дефис необходим.

Слайд 9

8. Линолеум Неправильно: ленолиум, ленолеум, линолиум. Бедное напольное покрытие страдает на письме, кажется, с момента своего создания. К сожалению, проверить правильность написания никак нельзя. Но давайте обратимся к первоначальному составу линолеума, он кроется в самом названии. С латинского linum переводится как «лён», а oleum — «масло». Соединив эти два слова, мы получаем единственно верное написание.

Слайд 10

9. Малозаметный Неправильно: мало заметный. Очень хочется разбить слово на две части, и это даже объяснимо: здесь два корня — -мал- и -замет- . Но тогда встаёт вопрос, откуда там взялась буква «о». Всё очень просто: она является интерфиксом и как раз соединяет два корня, делая слово сложным. Потому и писать мы будем его слитно, как и другие составные прилагательные.

Слайд 11

10. Квинтэссенция Неправильно: квинтессенция, квинтесенция. Блеснуть знаниями и ввернуть умное словечко порой очень хочется, но на письме легко получить обратный эффект. Однако стоит нам разбить лексему на две части, как всё встаёт на свои места. С латинского quinta essentia переводится Эциклопедия Брокгауза и Ефрона — Квинтэссенция как «пятая сущность». Слово «эссенция» вам тоже наверняка знакомо, и «э» в начале отлично слышится. Только вот удвоенную «с» придётся запомнить , проверить её никак нельзя.

Слайд 12

11. Периферия Неправильно: переферия. Русская приставка пере- так и просит появиться в этом слове, но на самом деле -перифери- является корнем. Не допустить ошибку нам поможет история его возникновения. Происходит «Словарь иностранных слов русского языка» — Периферия слово от греческого periphereia — окружность, где per i значит «вокруг».

Слайд 13

12. Предыстория Неправильно: предистория. В русском языке существует простое правило. Если приставка заканчивается на согласную, а слово начинается на «и», то между ними ставится «ы». Пример, в котором это явно слышится, — «под ы скать», но «по и скать».

Слайд 14

13. Заведующий Неправильно: заведущий. И снова коварная буква «ю» при произношении теряется. Но мы находим её тем же лёгким способом, что и выше: «Я заведу ю — значит, заведу ю щий».

Слайд 15

14. Холестерин Неправильно: холистерин. Как и с большинством не родных нашему языку слов, с ним возникают сложности. Холестерин «Словарь иностранных слов русского языка» — Холестерин — это особенное жирное вещество, содержащееся в желчи. Происхождение у слова греческое, и chol e как раз и значит «желчь». В русском же -холе- является одним из корней.

Слайд 16

15. Инцидент Неправильно: инцедент. Это обрусевшее иностранное слово целиком является корнем. Оно словарное, и его надо запомнить. Но на выручку нам снова приходит этимология. Слово произошло «Большой энциклопедический словарь» — Инцидент от латинского inc i dentis — случающийся. И в том, и в другом случае пишем «и».

Слайд 17

16. Ингредиент Неправильно: ингридиент, ингредеент. Сложное заимствованное словарное слово, которое тоже целиком представляет собой корень. С «е» в начале ошибки редко, но встречаются. Основная сложность кроется в середине. Чтобы писать правильно, снова обратимся к латинскому языку. Ingredi в переводе значит «Словарь иностранных слов русского языка» — Ингредиент «входить». Потому ингредиент — это составная часть чего‑либо, то есть входящая в состав.

Слайд 18

17. Какофония Неправильно: кокофония. Вы неоднократно сталкивались с этим явлением, когда соседский ребёнок учился играть на пианино или кто‑то поблизости делал ремонт. А вот как писать слово правильно — знают не многие. Запомнить, почему пишется «а», нам поможет греческий язык. В его составе есть«Словарь иностранных слов русского языка» — Какофония слово kakos, в переводе — дурной, плохой. В принципе, оно и верно — приятные звуки kakos не назовут.

Слайд 19

18. Канапе Неправильно: канапэ. Это французское слово — canapé — означает«Энциклопедический словарь» — Канапе не только маленький бутерброд, но ещё и широкое кресло или диванчик. Как мебель стала маленькими бутербродами — история умалчивает. Зато известно, что в слове часто допускают ошибку.

Слайд 20

19. Чрезмерный Неправильно: черезмерный. Лишняя буква «е» напрашивается, потому что мы привыкли видеть слово «через» в качестве предлога. Оно и встречается чаще, и значение имеет такое же. Но в данном случае чрез- является приставкой. Она существовала«Старославянский язык», Николенкова Н. В. ещё в старославянском языке и выглядела как «чрѣзъ». С тех пор слово «чрезмерный» так и пишется, и это надо запомнить.

Слайд 21

20. Экстремальный Неправильно: экстримальный. В заблуждение многих вводит слово «экстрим», в котором употребляется «и». Запомнить, как пишется каверзное прилагательное, нам поможет мороженое. Если помните, есть такой рожок — Extr e me. Вспоминая его, вы точно не допустите ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это родное трудное слово Петербург

В презентации представлена авторская разработка дидактических игр по формированию слоговой структуры слова и фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи....

Английские слова, трудные для написания

Предлагаю список слов, в которых, по моим наблюдениям, многие обучающиеся делают ошибки. К сожалению, грамотность современных школьников оставляет желать лучшего, поэтому необходимо уделять этому долж...

Инструкция к выполнению проектной работы по теме "Словарь трудных слов"

Данная инструкция поможет ученикам выполнить проектную работу в соответствии с требованиями ФГОС...

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ ПОВЕСТИ Д.В.ГРИГОРОВИЧА "ГУТТАПЕРЧЕВЫЙ МАЛЬЧИК"

Работа над любым художественным произведением невозможна без работы над его лексическим составом. Приведённый ниже словарик поможет в изучении известной повести....

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Учимся выговаривать трудные слова

О готовности к школьному обучению говорит тот факт, что дети шести лет не затрудняются в произнесении слов любой слоговой структуры, применяя многосложные слова в предложениях.Предлагаю примерный рече...

Этимологический анализ "трудных" слов

Одним из эффективных приёмов обучения написанию "трудных" слов является использование сведений об их происхождении.На помощь приходит этимология - один из наиболее интересных разделов о языке....