Методика разработки уроков по изучению трудных тем по русскому языку, в том числе «Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте»
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Мальцева Юлия Павловна

Представлены материалы круглого стола по трудным темам русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика разработки уроков по изучению трудных тем по русскому языку, в том числе «Лексические и грамматические средства связи предложений в тексте» Мальцева Ю.П., учитель русского языка и литературы ОГБОУ «СОШ № 20 с УИОП г. Старого Оскола» Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола»

Слайд 2

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола Средства организации связного текста Лексические Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Слайд 3

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Однокоренные слова Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)

Слайд 4

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Синонимы В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Слайд 5

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Описательные обороты Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 6

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Средства организации связного текста Грамматические Личные местоимения 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А. Чехов)

Слайд 7

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев) 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Слайд 8

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

Слайд 9

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

Слайд 10

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Слайд 11

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв) Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слайд 12

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (Л. Толстой)

Слайд 13

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Пример 1. При повторении в потоке связной речи употребляется в следующем предложении не любое произвольно взятое слово, а только то, которое несет в себе определенную смысловую нагрузку и выделяется при этом логическим ударением. Проиллюстрируем это на примере следующего текста.

Слайд 14

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Быть может, это весна моя последняя. Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется. От этой мысли радость весны усиливается в сто раз, и каждая мелочь, зяблик какой-нибудь, даже слово, откуда-то прилетевшее, являются со своими собственными лицами, со своим особенным заявлением на право существования и участия и для них тоже в последней весне .

Слайд 15

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Данный отрывок из рассказа «Последняя весна» М. Пришвина состоит из трех предложений. Связь между этими предложениями осуществляется при помощи повтора слова весна. Оно встречается в этом небольшом отрывке пять раз. Предложения данного текста выстраиваются в линейную последовательность, то есть соединены цепной связью. Это можно изобразить следующим образом: 1 2 3 4 5 Весна весну весна весны весне

Слайд 16

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Задание 1 К следующим фрагментам текста добавьте предложения той же конструкции, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить величие А. С. Пушкина, передать своё эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку. а) Пушкин! Какое необычное волнение охватывает при его имени! Пушкин – это душа, открытая людям. Пушкин – это мгновенный отклик на дружбу и любовь. Пушкин – это… б) Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

Слайд 17

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Задание 2. Вставьте на место пропусков слова Каково отношение современного поколения к поэзии? Почему важно знать и ценить стихи? …вопросы волнуют Е. А. Кореневу, актрису театра и кино, литератора, режиссера. …проблему умения ценить поэзию рассматривает автор данного текста

Слайд 18

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Задание 2. Вставьте на место пропусков слова Каково отношение современного поколения к поэзии? Почему важно знать и ценить стихи? Эти вопросы волнуют Е. А. Кореневу, актрису театра и кино, литератора, режиссера. Именно проблему умения ценить поэзию рассматривает автор данного текста

Слайд 19

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» В ходе обмена мнениями были затронуты следующие вопросы: Лексические средства связи Грамматические средства связи Способы и приемы их использования Создание методической копилки для обмена опытом

Слайд 20

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов г. Старого Оскола» Рефлексия Создание небольшого текста на тему сегодняшнего круглого стола с использованием данных каждой группе слов для связи. Представление текстов

Слайд 21

Обучение лингвистике текста должно быть систематическим. Это необходимо для того, чтобы исключить ситуацию, когда ученик на протяжении всей своей учебной деятельности интуитивно отыскивает и усваивает правила построения текста

Слайд 22

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.

Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...

Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.

Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...

ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"

Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте"  есть попытка системного, концентрированного изложения  программного теоретического  и практического материала  к ...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. ТЕОРИЯ. Средства связи предложений в тексте.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15661590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи предложений в тексте. ПРАКТИКА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15688991","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...