План - конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока: "Части слова и орфограммы в них".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Назарова Елена Александровна
  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на уроке.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности аккуратности при выполнении письменной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 – ом классе

коррекционной школы

Учитель: Назарова Е.А.

Тема урока: «Части слова и орфограммы в них».

Тип урока: обобщения и систематизации знаний. Форма урока:   игра - путешествие.

Класс: 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида.

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 8 класса коррекционной школы 8 вида.
  2. Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на уроке.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности аккуратности при выполнении письменной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Состав слова», карточки с заданиями.

Ход урока.

1.   Организационный момент.

Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться, Не мешай трудиться!

2.   Целеполагание и мотивация.

Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока! Но прежде узнаем тему урока. Тема урока спряталась (логограмма).

СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс! (1лайд)

Мы сегодня подведем итоги работы по теме «состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова, а помогать сегодня в нашей работе будет «План путешествия по стране словообразования». Каждый раз, как мы пройдем запланированный пункт, подводим итоги, я оцениваю вашу работу.

(слайд 2, части слова появляются друг за другом)

-Для чего нам всем нужно знать состав слова?

 (Чтобы не делать ошибок в разных частях слова, быть грамотным и образованным).

-Какое название мы дадим нашему уроку?
- Путешественники.

-Девиз: Ты за ключиком иди и замочек отомкни!

Работа в тетрадях (число, название урока, учитель   следит за правильной осанкой)

3. Повторение и обобщение материала

  • Начинаем наше путешествие с самой обязательной части слова.
  • Что вы знаете о корне (Дети рассказывают правило).
  • Беседа, беседушка. (4 слайд).
  • Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных слов - корень).
  • Придумайте однородные слова к словарному слову беседа.
  • Как пишутся корни в однокоренных словах? Беседа, беседушка, беседка, беседую.

(запишите, выделите корень в этих словах, придумайте предложение со словом беседа).

Вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.

-        Найдите однородные слова.

Лев, тигр, лисица, лисенок, котенок, лис.(5 слайд)

-        Почему вы считаете их однокоренными? Выделите корень в однокоренных словах? - Придумайте предложение со словом лисица.

(Хитрая лисица подкралась к Серой Шейке).

-        Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?

Проход, проеду, перееду, въеду, поездка. (6 слайд)

Вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов. Оценивание работы учащихся.

-        Какие правила правописания в корне слова вы знаете? (правило о безударной гласной в корне слова)

Игра «Проверяй-ка » (устно говорят проверочные слова) (5 слайд)

Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.

Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово проверить нельзя, запомни, как оно пишется).

И еще одна орфограмма часто встречается в корне слова.

( правило о звонких и глухих согласных в корне слова).

Игра «Узнай меня»

На карточках вписать звонкую или глухую согласную, выделить корень. (Проверка в парах).

  1. группа учащихся: Зу.ки - зу.ы, сторо.ка - сторо.у, тетра.ка - тетра.и, гла.ки-гла.а.
  2. группа учащихся: Зу.- зубы, тетра.ь- тетради, гла.- глаза.

Вывод : парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково, согласные в корне надо проверять , изменив слово, чтобы после согласной стояла гласная буква. Оценивание работы учащихся.

  1. Физкультминутка

За высокими горами. ( поднимаются на носочки)

За широкими морями, (разводят руками)

За дремучими лесами, (повороты)

На пригорке теремок.  ( поднимаются на носочки)

На дверях висит замок. (наклон вперед)

Ты за ключиком иди. (шагают на месте)

И замочек отомкни. (хлопают в ладоши)

-        Мы продолжаем наше путешествие. Куда держим путь? Приставка? Где она стоит, для чего нужна, как её выделяют?

Приведите примеры слов с приставкой, (слайд 6)

  • Какая часть слова еще служит для образования новых слов? (Суффикс)
  • Где стоит суффикс?

Игра «Угадай слово по его схеме». ( слайд 7)—ок,—ок,—ышко.

-        С помощью, каких частей слова образовываются новые слова?

Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем. Оценивание работы учащихся .

-        Из каких частей может состоять слово? Составь слова из разных частей? (логограмма)
Строй   а  за к

У каждого из вас схема разбор слова по составу.

  1. Запиши слово.
  2. Выдели корень.
  3. Выдели окончание.
  4. Найди и обозначь приставку и суффикс.

Игра «Кто быстрее» (Каждый ученик разбирает по одному слову )

  1. ряд: Загадка, лодка, посадка, грибок, снежок.
  2. ряд: Ветерок, тетрадка, зимушка, побег, постройка

Вывод: сегодня каждый смог проверить себя не подвести своих товарищей при разборе слов по составу. Оценивание работы учащихся.

- Мы подходим к концу нашего путешествия, но метель замела все дорожки, выполните задание, чтобы путешествие закончилось удачно.

 -Списать, изменить окончания.

Метель спрятала лесные (дорожка).

Поскрипывает под (нога) снежок.

Деревья застыли в зимнем (сон).

 (слайд 8)

Для него нужны окончания?

Вывод: окончания нужны для связи слов в предложении.

5.        Итог урока:

И так что сегодня вы вспомнили?

На какие правила учились писать слова?

Для чего нужно знать эти правила?

Кому понравилось путешествие? (Слайд 9)

Выставление оценок.

5.        Домашнее задание

Карточка по разбору слов по составу (подбирается каждому ученику индивидуально).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...

План-конспект урока русского языка (6 классVIIIвида) Тема: «Состав слова. Повторение»

Цели: повторить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...