Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тарковская Оксана Александровна

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.

Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова». Актуализация умений определять вид орфограммы:

- парные согласные в корнях слов;

- непроизносимые согласные в корнях слов;

- удвоенные согласные в корнях слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя русского языка и литературы

 ГБОУ школа № 645 Пушкинского района Санкт- Петербурга Тарковской О.А.

Русский язык 5 класс  (учебник – «Русский язык  5 класс» авт. М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.)

Технологическая карта  

 

Тема

Правила написания парных согласных в корнях слов.

Цели

Актуализировать знание о правописании согласных в корнях слов.

Актуализировать умение  правильного написания согласных в корнях слов.

Научить использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова». Актуализация умений определять вид орфограммы:

- парные согласные в корнях слов;

- непроизносимые согласные в корнях слов;

- удвоенные согласные в корнях слов.

Термины и  понятия

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять орфограмму  и обосновывать своё мнение;

- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении  текста.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- определять орфограмму в слове;

- находить однокоренные проверочные слова;

- обозначать орфограмму в слове;

- составлять и писать предложения  со словами, имеющими данную орфограмму.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Биология.

Информационный материал

Учебник «Русский язык» 5 кл. ч.1.

Дидактический  материал

Карточки с учебными заданиями

  фронтальная

   парная  

   групповая  

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/

Цели деятельности

Ситуативное задание

План.  результат

- Мотивировать учащихся к изучению темы.

На доске написаны слова:

Ненастный, аллея, медведь, вырубка, тростник, косьба.

Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам.

Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает,  что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования  суждения.

Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока, ориентируйтесь на орфограмму, с которой дано большее количество слов.

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1)Вспомнить правило о …;

2)Учиться находить … в … и правильно… …  

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы.

П этап. Учебно-познавательная деятельность

/учебные действия/

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание»(З),«понимание»(П),             «умение» (У)

Планируемый  результат

Цели:

• Актуализировать знания:

- о парных согласных;

- о правописании парных согласных в корнях слов.

• Актуализировать умения:

- формулировать задание к упражнению;

- находить данную орфограмму в словах обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

Задание 1 (З)

Ещё раз обратимся к словам с парной согласной в корне и напишем их столбиком.

Медведь

Вырубка

Косьба

Что произошло с согласными?

С согласными произошло оглушение.

Назовите парную согласную в третьем слове. Скажите, а какое явление вы наблюдаете в нем?

Здесь произошло озвончение.

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных?

Чтобы не ошибиться в написании в написании слов, в которых происходит оглушение или озвончение парных согласных, надо проверять их написание.

Как проверить написание таких слов? Необходимо выработать алгоритм действий.

Вырабатывание алгоритма действия с помощью приема «Зигзаг».

  1. Нужно произнести слово и услышать согласные звуки.
  2. Определить согласную, находящуюся в слабой позиции.
  3. Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово таким образом, чтобы за согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Выполните все действия и подберите проверочные слова к написанным словам. Запишите их, выделите орфограмму.

Задание 2  (П)         

На доске записаны предложения:

  1. При появлении ястреба весь птичий мир робко прячется в убежища. Ястреб – дерзкий хищник.
  2. Перья рябчика сливаются с общим фоном леса. Рябчика трудно увидеть на дереве.

причина        -              следствие

Внимательно прочитайте пары предложений. Обратите внимание на схему. Сформулируйте задание.

В каждой паре одно предложение обозначает причину, а другое – следствие того, о чем в них говорится. Надо прочитать сначала предложение, которое обозначает причину, а затем – следствие.

Назовите слова, в которых произошло оглушение согласных. Объясните их написание.

Ястреб, робко, дерзкий, рябчика, следствие (в задании к упражнению), общий.

Ребята, а какое из слов, которые вы выписали, невозможно проверить?

Общий.

Верно. Какой вывод из этого следует? Что нужно делать в таком случае?

Не ко всем словам можно подобрать проверочные. Нужно посмотреть в словарь.

Молодцы, правильно.

Задание 3  (У)

Красив наряд леса, когда приходит осень. На деревьях появились разноцветные листья. С тонких веток осинки летят  желтые листочки. Клен стоит в багряном свете Осень как хорошо ты поработала в лесу!

Справка: моро(з,с), весь в снегу, зима, мя(г,х)кий, искристый сне(г,к),  ле(г,к)ий снежный пух.

Продолжим разговор о лесе и о правописании парных согласных в корне слова. На каждом столе лежит карточка. На ней написаны текст и справка. Прочитайте их вслух. Найдите смысловое несоответствие между текстом и справкой и сформулируйте свое задание  к этому упражнению.

В тексте говорится об  осеннем лесе. В справке даны слова на тему «Зима». Чтобы убрать смысловое несоответствие, надо в тексте слова на тему «Осень» заменить словами на тему «Зима», используя те, которые даны в справке.

Как вы думаете, слова в «Справке» даны в верном порядке или нужно что-то поменять?

Нет, их нужно написать, подобрав по смыслу.

Я добавлю еще одно задание. Слова, обозначающие названия деревьев, замените другими названиями деревьев, которые соответствуют смыслу текста и теме урока.

Дуб, граб, берёзка.

Работаем цепочкой.

Молодцы! Из вашей работы видно, что лес красив и осенью, и зимой. Найдите в новом тексте слова с сомнительной согласной в корне. Объясните их написание.

А теперь найдите в тексте слова, в которых имеются только глухие согласные звуки.

Пух, стоит, с, как, ты.

А теперь найдите в тексте слова, в которых имеются только звонкие согласные звуки.

Зима, мы.

Расскажите еще раз правило о правописании парных звонких и глухих согласных в корне.

Познавательные умения:

- определять слова с данной орфограммой  и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- формулировать задание к упражнению;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках учебного диалога.

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм определения орфограммы;

- находить проверочные однокоренные слова;

……………………………………………………….

Диагностика качества освоения темы

Цели -  установить степень усвоения темы, а именно:

- определять орфограмму;

- определять верное написание согласной;

- подбирать однокоренные слова

- выполнять задания в соответствии с целью.

А теперь выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем и   проверьте  друг друга.

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Подберите и запишите проверочные слова.

Но...ти –

 блю...це –

 домоча...цы –

 варе...ка –

 пря...ка –

 ча...ка –

 сколь...ко –

 приве...ти –

 пол...ти –

изморо...ь (иней) –

 изморо...ь (мелкий дождь) –

 про...ьба –

 обра...цовый

Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью; 

проверять написание слов, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять орфограмму;

- определять верное написание согласной;

- подбирать однокоренные слова;

III этап. Рефлексивная деятельность

/самоконтроль и самооценка/

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно, правильно писать слова с парными согласными, потому что……..

2. Чтобы правильно написать слова  с парными согласными, надо……..

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я (очень, не очень)  доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно.

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных

Правописание звонких, глухих и непроизносимых согласных...

Непроизносимые и удвоенные согласные

Материалы к уроку в 10 классе...