ЕГЭ русский язык задание №26
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Юренкова Любовь Федоровна

Теория и алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ (по демоверсии 2019,2020)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_russkiy_yazyk_zadanie_26.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ русский язык

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме,  номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.


 Тропы (гипербола, литота, гротеск, ирония, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет)


ГИПЕРБОЛА - преувеличение. 

Сто лет не виделись.«Волны вставали горами»«Я говорил это тысячу раз»Это длилось целую вечность.

ЛИТОТА – преуменьшение.

Жизнь человека – один миг.Небо с овчинку.Мальчик с пальчик.«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»

ГРОТЕСК – чрезмерное преувеличение, карикатурное искажение, которое может достигать границ фантастического.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая. И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский).

ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

«Едва ли кто польстится на такую красавицу».
 «Откуда, умная, бредешь ты, голова?"» Крылов. (слова лисицы ослу)

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

«Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой» (Пушкин)
«В крови горит огонь желанья»  (Пушкин)
«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (Блок)

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Тарелку съел;У него бойкое перо;Весь дом ушел;Выпить целый самовар;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

«О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?» (Тютчев)
«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь..»

ПЕРИФРАЗ(а), ПАРАФРАЗ(а) - замена одного слова описательным выражением.

Мы едем в город на Неве.//Царь зверей сидел на камне.

СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
«Все флаги в гости будут к нам» (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто, точно).

Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение.

добрый ветер;живительная влага;робкое дыхание;горящие глаза;  

 Синтаксические средства (анафора, эпифора, антитеза, градации, инверсия, лексический повтор, оксюморон, риторический вопрос/восклицание/обращение, параллелизм, умолчание, эллипсис, парцелляция, однородные члены, вопросно-ответная форма)


АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

«Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса».
«Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.»
« Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.»


ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?»
 «Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
.  

АНТИТЕЗА - противопоставление.

"Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную"
"Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла”
"То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно"

ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.

«Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.»
«Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах»
«Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть»

ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении.

И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
«Швейцара мимо он стрелой» (Пушкин)
«Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо» (Полонский)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

«Это еще не сказка. Сказка только начинается.»
«Мне опостылели слова, слова, слова» (А. Тарковский)

ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.

«Смотри, ей весело грустить.» /Убогая роскошь.//Горячий снег."Жар холодных числ" (А. Блок) 
"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.

Отчего мне так грустно, береза?Здравствуй, солнышко!Что за люди!


СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.

«Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.»
«Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…»

УМОЛЧАНИЕ - стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.

«Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить…»
«А этот? Этот мне принес Тибо — / Где было взять ему, ленивцу, плуту? / Украл, конечно, или, может быть, / Там на большой дороге, ночью, в роще...» (Пушкин) 
«Нет, вам красного детства не знать, / Не прожить вам спокойно и честно. / Жребий ваш... но к чему повторять / То, что даже ребенку известно.» (Некрасов)

ЭЛЛИПСИС - синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения.

"Татьяна ах!, а он реветь"
"Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки." (А.Н.Толстой)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста.

Я! Говорю! Хватит!//Я думаю. Что вы не правы.
«Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.»

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

«А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса.» (Солженицын)
«Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.»

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА - текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них.«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»



 Фонетические средства выразительности (аллитерация, ассонанс, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.

«Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума»
«Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь…» (Пушкин)

АССОНАНС - повтор гласных.

«Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.» (ассонанс на е).
«В соседнем доме окна жолты…» (Блок)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.

«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)

 Лексические средства выразительности (антонимы, синонимы, контекстные антонимы и синонимы, омонимы, паронимы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, книжная (разговорная, просторечная, эмоционально-экспрессивная) лексика, архаизмы, историзмы, заимствованные слова, фразеологизмы)

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению. 
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ - слова, различные по написанию, но близкие по значению.

«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый»

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.

"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."

ОМОНИМЫ - разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова.

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная);
Ласка (животное) – ласка (нежность).

ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению.

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент – абонемент.

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.

Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы.

ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде. 

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика).

ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.

Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.

Гипотеза, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.

Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок.Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.

Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим.

АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.

Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).  

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали.

Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.

Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша


ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимое, устойчивое словосочетание.

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...